В этот день

31 мая: праздники и события в этот день

31 мая в Украине отмечается День работников издательств, полиграфии и книгораспространения, в мире – День рождения велосипедного спорта, Международный день бортпроводника и Всемирный день без табака. Этот день в истории человечества является мозаикой событий, отражающих смену эпох, рождение технологий, драматические повороты истории и зарождение новых культурных смыслов.

День работников издательств, полиграфии и книгораспространения в Украине

Каждый год в последнюю субботу мая в Украине отмечают профессиональный праздник — День работников издательств, полиграфии и книгораспространения. Этот праздник посвящен тем, кто ежедневным трудом обеспечивает существование печатного слова — от этапа редактирования и дизайна до печати и доставки книг, журналов, газет, учебных пособий. В эпоху цифровой трансформации значение этих профессий не уменьшается: они остаются ключевыми для культуры, образования и национальной идентичности.

Этот праздник был установлен Указом Президента Украины №563/99 от 25 мая 1999 года, чтобы отдать должное работникам, обеспечивающим издание и распространение книжной продукции. Оно объединяет издателей, редакторов, корректоров, дизайнеров, верстальщиков, работников типографий, распространителей литературы, библиотекарей и всех заботящихся о том, чтобы слово нашло своего читателя.

Украинские издательства, несмотря на экономические трудности, сокращение тиражей и трудности с логистикой, продолжают создавать новые издания, переводить мировую классику, популяризировать украинскую литературу за границей. В 2022-2024 годах заметным стал рост интереса к украинским авторам не только в Украине, но и среди диаспоры и международных читателей. Многие издательства сместили акценты на книги для детей, патриотическую литературу, документальные хроники войны, а также переводы мировых бестселлеров на украинский язык.

В то же время, книгораспространение переживает непростые времена. Разрушенные книжные магазины, поврежденные склады, уменьшение ассортимента в пострадавших от боевых действий регионах создают серьезные вызовы. Но цифровая дистрибуция, онлайн-магазины и благотворительные инициативы по поставке книг в деоккупированные и прифронтовые районы помогают преодолевать эти барьеры.

Этот день не только профессиональное признание. Это также напоминание обществу о важности поддержки национального книгоиздания, развитии чтения, защиты прав авторов и издателей, о необходимости инвестировать в печатную культуру. Без книги ведь нет памяти, нет языка, нет полноценного общественного диалога.

Интересные факты

Первое известное печатное издание на украинских землях — «Апостол» Ивана Федорова, изданный во Львове в 1574 году. Это была не только первая книга, напечатанная кириллицей, но и большой шаг к независимому книгоизданию на территории Украины.

В XVIII веке типографии действовали при Киево-Печерской лавре и Львовском Ставропигиальном братстве. Они не только печатали религиозную литературу, но и способствовали формированию украинской культурной традиции.

В 1920–1930-х годах издательское дело в УССР пережило подъем: были созданы крупные государственные издательства, как «Молодежь», «Днепр», «Советский писатель». В это время увидели свет первые массовые тиражи классики украинской литературы.

После 1991 года на Украине появились сотни частных издательств. В конце 1990-х активно развивались детское книгоиздание и переводы. За последние 10 лет расцвет получили «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», «Издательство Старого Льва», «Фолио», «Темпора», «Наш Формат», «Vivat» и другие.

В 2023 году Украина была страной-почетной гостьей на крупнейшей книжной ярмарке мира — во Франкфурте. Это явилось признанием устойчивости украинской книжной индустрии в условиях войны.

День рождения велосипедного спорта

Этот праздник имеет историческую основу и одновременно мотивирует современное общество к движению, выносливости и заботе о себе. Именно в последний день весны, 31 мая 1868 года, в парке Сен-Клу у Парижа прошли первые в истории официальные велогонки. Участники должны были преодолеть дистанцию ​​в два километра. Победителем стал 19-летний Джеймс Мур — британец, передвигавшийся на велосипеде с деревянной рамой и железными колесами. Его имя навечно вписано в историю мирового спорта как первого официального чемпиона велогонок.

Этот день стал отправной точкой развития велосипедного спорта как профессионального направления. Впоследствии возникли велоспортивные клубы, региональные соревнования, а уже в конце XIX века — международные турниры, ставшие впоследствии частью олимпийского движения.

Сегодня велосипедный спорт охватывает десятки дисциплин — от шоссейных гонок до маунтенбайка, от трековой гонки до BMX. В то же время, велоспорт стал не только спортивным явлением, но и частью экологической культуры, философии урбанистики и здорового образа жизни. Во многих странах мира велосипед рассматривают как главный транспорт будущего, который поможет снизить выбросы углерода, улучшить физическое здоровье горожан и снизить уровень шума в мегаполисах.

Интересные факты

Первые велосипеды назывались «беговелами»: у них не было педалей – люди отталкивались ногами от земли. Изобретателем считают немца Карла фон Дреза, создавшего в 1817 году первый прототип.

Велосипедная цепь появилась только в 1885 году. До этого механизм передачи примитивным или вообще отсутствовал.

Современный рекорд скорости на велосипеде – более 296 км/ч. Его установила американка Дениз Мюллер-Коренек в 2018 году по специальным условиям: ее тянул автомобиль с воздушным экраном.

Тур де Франс, самые известные велогонки в мире, проводятся с 1903 года. Они продолжаются почти месяц и охватывают тысячи километров по всей Франции.

Велосипед – самое распространенное транспортное средство в мире. В некоторых странах, таких как Нидерланды или Дания, на каждого жителя приходится по два велосипеда.

По оценкам, регулярное пользование велосипедом вместо автомобиля может снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний на 50% и снизить расходы на медицинское обслуживание в масштабах страны.

Международный день бортпроводника

Это профессиональный праздник тех, кто обеспечивает комфорт, безопасность и покой миллионов пассажиров во время авиаперелетов. Этот день — чествование не только профессионального мастерства, но и психологической выдержки, эмоциональной уравновешенности и высокой ответственности, ежедневно демонстрируемых бортпроводниками в небе.

Дата празднования приурочена к историческому событию: 31 мая 1912 года авиакомпания German Air Transport (предшественница Lufthansa) впервые официально ввела должность «воздушного стюарда» — человека, который должен заботиться о пассажирах на борту. С того момента прошло больше ста лет, и профессия бортпроводника эволюционировала от сервисного сопровождения до ключевого элемента авиационной безопасности.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  3 июля: праздники и события в этот день

Несмотря на внешнюю легкость, улыбки и ухоженный вид, работа стюардесс и стюардов — это, прежде всего, стрессоустойчивость, знание медицинской помощи, навыки эвакуации, противопожарная подготовка, умение урегулировать конфликты и действовать в условиях угрозы жизни. Все бортпроводники проходят сложную многоуровневую подготовку: от моделирования аварийных посадок до отработки действий при угоне самолета.

Интересные факты

Первой в мире стюардессой считается Эллен Черч – дипломированная медсестра, которая в 1930 году предложила Boeing Air Transport взять на работу женщин с медицинским образованием для повышения доверия пассажиров. Она стала символом новой эпохи в авиации.

В среднем бортпроводник проходит до 8 км за один рейс, обслуживая салон и следуя должностным инструкциям.

Во многих странах одним из обязательных навыков бортпроводника является умение обезвредить нарушителя на борту, и для этого они тренируются в специальных центрах подготовки, в том числе в комнатах с дымом и симуляторах падения.

Каждая стюардесса должна уметь принять роды, сделать реанимацию, обездвиженную конечность при травме — в небе нет медиков, и именно экипаж отвечает за жизнь людей до посадки.

В Украине работа бортпроводника официально признана высокорисковой и требующей регулярной проверки знаний, медосмотров и переаттестации.

Бортпроводники обязаны знать инструкции по взаимодействию с пассажирами, имеющими инвалидность, детьми без сопровождения, животными, пассажирами с фобиями, нетрезвыми или агрессивными людьми. Их миссия – обеспечить гармонию даже в самых сложных ситуациях.

Всемирный день без табака

Эта инициатива Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) направлена ​​на борьбу с одним из опасных факторов хронических заболеваний. Этот день призван привлечь внимание к пагубному влиянию курения на здоровье человека, окружающую среду и экономику, а также стимулировать государства к решительным антиникотиновым шагам.

ВОЗ начала Всемирный день без табака в 1987 году, чтобы уменьшить глобальное распространение табачной эпидемии, которая ежегодно уносит более 8 миллионов жизней. Более 1 миллиона из них — это пассивные курильщики, которые сами не держали сигарету в руках, но были вынуждены дышать отравленным воздухом. По данным организации, табак является основной причиной смертности, которую можно предотвратить, и одновременно массовой зависимостью, укорененной в культуре, рекламе, политике и быту.

Этот день также является важным этапом для стран, строящих политику здравоохранения. Антитабачное законодательство, ограничение курения в публичных местах, запрет продажи сигарет несовершеннолетним, графические предупреждения на пачках, поддержка программ отказа от курения — все это формируется под влиянием глобального давления и концентрирующегося вокруг этой даты опыта.

Интересные факты

Табак содержит более 7 000 химических веществ, из которых по меньшей мере 69 являются канцерогенами — веществами, вызывающими рак.

По подсчетам ВОЗ, курильщик теряет в среднем 10 лет жизни по сравнению с некурящим.

В мире более 1,3 миллиарда человек являются курильщиками. Большинство из них проживает в странах с низким и средним уровнем дохода, где доступ к медицине ограничен.

Пассивное курение – основная причина астмы, бронхитов, инфарктов и инсультов среди некурящих. Особенно опасно оно для детей и беременных женщин.

Вейпы, айкосы, системы нагрева табака не являются безопасной альтернативой: они также вызывают зависимость, содержат никотин и токсины, вредят сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

По статистике Минздрава Украины, около 20% украинцев являются курильщиками, из них немало – молодежь до 25 лет. В то же время все больше людей пытаются избавиться от этой привычки.

Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь в среднем на 11 минут. Если курить по пачке в день – это почти 4 часа жизни ежедневно, привержены пагубной привычке.

Выращивание табака вредит окружающей среде: разрушает почвы, приводит к вырубке лесов и использованию пестицидов. Табачная промышленность ежегодно продуцирует миллиарды окурков, являющихся наиболее распространенным видом мусора на планете.

Исторические события в этот день

455 год — римского императора Петрония Максима, пытавшегося бежать из города перед вторжением вандалов, догоняет и убивает толпу разгневанных граждан. Его смерть от рук римлян стала символом окончательного падения авторитета императорских властей в Западной Римской империи.

1223 год — на реке Калка происходит одно из первых крупных сражений между Русью и монгольскими завоевателями. Войска княжеств и половцев терпят сокрушительное поражение от армии Субедея и Джебе. Это не только свидетельство стратегического превосходства монголов, но и начало новой эпохи в истории Восточной Европы.

1790 год — Конгресс США принимает первый в стране закон об авторском праве. Этот документ гарантировал авторам книги, карты и графические произведения право на исключительное использование их работ в течение 14 лет и заложил основы американской индустрии интеллектуальной собственности.

1859 год — в Лондоне запускаются в работу знаменитые часы Биг-Бен на башне Вестминстерского дворца. Его колокола впоследствии станут одним из главных звуковых и визуальных символов Британии, узнаваемым во всем мире.

1870 год — профессор Эдвард Джозеф де Смедт, работавший на компанию American Asphalt, получает патент на асфальтовое покрытие, известное как «французское асфальтное покрытие». Настоящее изобретение стало основой для современного дорожного покрытия, без которого невозможно представить ни один город.

1879 год — в Берлине впервые в истории демонстрируют электропоезд, сконструированный Вернером фон Сименсом, и открывают первую электрическую железную дорогу. Этот прорыв положил начало развитию экологически чистого городского транспорта.

1884 год — американский врач и вегетарианский реформатор Джон Келлог запатентует кукурузные хлопья, которые впоследствии станут одним из самых популярных завтраков в мире. Его идея возникла как часть религиозного и медицинского движения за «чистую» пищу и нравственную жизнь.

1894 год – во Львове начинает курсировать первый электрический трамвай. Это не только техническое достижение для города, но и важный шаг по модернизации городского транспорта в тогдашней Австро-Венгрии.

1911 год — в Белфасте идет спуск на воду легендарного пассажирского лайнера «Титаник». В этот день судно еще не знало свою трагическую судьбу, а воспринималось как триумф инженерной мысли и символ роскоши.

1946 год — в Киеве создают конструкторское бюро Олега Антонова. Оно станет ведущим центром украинского авиастроения, откуда выйдут уникальные самолеты, среди которых Ан-2, Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия».

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  13 мая: праздники и события в этот день

1989 год — в Неаполе проходит учредительная конференция Международной ассоциации украинистов. Это событие ознаменовало важный этап в утверждении украинской науки на мировой арене и активизации исследований языка, литературы, истории и культуры Украины за рубежом.

Битва на Калке

31 мая 1223 года произошло первое боевое столкновение войск киевского князя Мстислава Романовича, галицкого князя Мстислава Мстиславича Удалого, других русских удельных князей, а также половцев во главе с ханом Котяном Сутоевичем с двадцатитысячным отрядом. Их вел разведывательный корпус под командованием полководцев Субедея и Джебе, действовавших по прямому приказу Чингисхана — дойти, в частности, до земель «Оросут» (русов), до «города Кивамен-кермен» (Киева).

Бой состоялся на реке Калка – это современная территория Донецкой области Украины. Предыстория битвы началась за два года до того, как монголы вытеснили половцев из степей. Половецкие ханы были вынуждены искать помощи на Руси. Они обратились с просьбой: «Если не поможете нам, мы сейчас будем уничтожены, а вы завтра!». По свидетельствам современников, половцы были русоволосые, светлоглазые, беседовали с русичами без труда, активно с ними родились, и не имели языкового барьера. Они заключили союз. Русичи решили поступать мудро: «Если мы им не поможем, то половцы присоединятся к врагам, и сила врага возрастет».

«Неизвестный враг» – то есть монголы – дважды обращались к князьям с предложением мира. Однако переговоры так и не состоялись, а послов убили. Самонадеянность победила: «Шапками забрасываем», — считали союзники.

Объединенное войско насчитывало около 100 тысяч русских воинов — из Киева, Галича, Чернигова, Смоленска и других княжеств. К ним присоединилось еще около 50 тысяч половцев. Но, несмотря на численное преимущество, армия не имела единого командования: каждая дружина подчинялась только своему князю, а единства между самими князьями не было. Каждый сражался сам по себе и за свои интересы. Как писал летописец: «Была котора (раздор) велика между ними».

К тому же профессиональная подготовка оставляла желать лучшего. Основу русского войска составляли ополченцы, плохо вооруженные (топоры, рогатины, деревянные колья) и не обученные воевать в условиях маневренной битвы. У половцев вообще не было системной военной организации. На этом фоне у монголов было очевидное преимущество: опытные воины, жесткая дисциплина, проверенная боевая тактика. Ключевой особенностью их армии было непрерывное управление боем. Ханы, темники, тысячники не бились в строю, а находились на возвышениях, управляли действиями с помощью флагов, световых и дымовых сигналов, звуков труб и барабанов.

Результат был катастрофическим — битва была полностью проиграна. Князей и попавших в плен военачальников положили под деревянные настилы, на которых пили и праздновали монголы, а затем — убили. Погибли более 100 тысяч русских и половцев. «Избиты были все князья. За наши грехи избиты… Такого еще не бывало. Татары, победив русских людей из-за грехов христиан, пришли и дошли до Новгорода Святополкового. Русичи, не зная их лживости, вышли им навстречу с крестами — и все были перебиты…» — по свидетельству Галицко-Волынской летописи.

Впрочем, за неимением сил и потери, монголы не пошли дальше на Киев, а вернули на Волгу. И там потерпели поражение от волжских булгар. С 20 тысяч в родную степь вернулось только около 4 тысяч. Однако главную задачу они выполнили: изучили будущий театр боевых действий, ознакомились с тактикой врага, его слабостями, организацией, внутренними склоками. А для Руси битва на Калке стала трагической и назидательной страницей истории. К сожалению, страницей, из которой выводы не сделали.

Биг-Бен: история символа Лондона, научившего мир точности

31 мая 1859 года в Лондоне начали отбивать время часы, установленные на знаменитой башне Вестминстерского дворца. Именно этот день считается началом работы Биг-Бена — одной из самых известных архитектурных достопримечательностей Великобритании. Однако у этой истории есть еще две важные даты: 10 апреля 1858, когда на башню подняли самые большие из пяти колокол часов, и 11 июля 1859, когда этот главный звон впервые зазвонил.

Во всем мире за часовой башней закрепилось название Биг-Бен, хотя поначалу так называли только главный колокол. По одной из версий, звон назвали в честь сэра Бенджамина Голла, куратора строительства, по другой — в честь Бенджамина Каунта, знаменитого боксера в тяжелом весе. Название оказалось настолько удачным и легким для запоминания, что вскоре начало обозначать все сооружение — и часы, и башню.

Циферблаты Биг Бена расположены на четыре стороны света. Они сделаны из бирмингемского отопления, каждый имеет диаметр 7 метров. В основе циферблатов на латинском языке выгравировано: «Боже, храни нашу королеву Викторию I», а по периметру башни содержится надпись «Хвала Господу».

Стрелки часов тоже поражают своими размерами: часовая – длиной 2,7 метра, сделанная из чугуна, а минутная – 4,2 метра, изготовленная из медного листа. Звон Биг-Бена выбивают мелодию, слова которой звучат как: «Через это время Господь охраняет меня, и его сила не позволит никому оступиться».

Высота башни Биг-Бен — 96 метров, и единственный путь вверх — по узкой винтовой лестнице с 334 ступенями. Благодаря особой конструкции время видно со всех четырех сторон, независимо от того, где стоит наблюдатель.

В течение долгого времени часы считали самыми большими в мире. Сегодня он занимает третье место после часов на небоскребе Абрадж аль-Бейт в Мекке и часов ратуши в Миннеаполисе. Но, несмотря на это, Биг-Бен остается символом надежности, точности и британской пунктуальности. Даже во время Второй мировой войны, когда башню повредили бомбы Люфтваффе, механизм часов не остановился.

Настройка точности хода осуществляется очень деликатно – добавлением монетки в 1 пенни к маятнику. Это изменяет скорость движения на 0,4 секунды в день. Именно такая система регулирования и сделала часы образцом технического совершенства.

Интересный факт: в Биг-Бене когда-то даже была тюрьма для членов парламента, которые вели себя агрессивно или нарушали порядок во время заседаний. За всю историю в ней побывал только один человек – Эммелин Панкгерст, активистка движения за права женщин. Сегодня рядом с парламентом установлен памятник ей как одной из выдающихся фигур британской общественной жизни.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button