Экономическая

Бюджет военного времени: парад абсурдных расходов

Когда страна переживает самые страшные времена своей истории, каждая гривна государственного бюджета должна работать на победу и спасение. Но вместо этого мы становимся свидетелями вопиющего парада абсурдных расходов, которые выглядят как издевательство над народом. Миллиарды исчезают на бессмысленные проекты, тогда как военные на фронте нуждаются в поддержке, а люди в прифронтовых городах — в жизненно важной помощи. Кто и зачем принимает такие решения? Почему в самый критический момент для страны ресурсы идут не туда, где они нужны больше всего?

Бессмысленные расходы государства

Украинцы ежедневно демонстрируют невероятную солидарность и жертвенность. Волонтерские сборы на дроны, тепловизоры, бронежилеты и аптечки стали обыденным явлением, когда каждая гривна весит как золото. Люди отдают последнюю копейку, отказываясь от собственных нужд, чтобы поддержать военных на передовой. И в это время государство тратит миллиарды на бессмысленные проекты: строительство дорог в регионах, где нет боевых действий, реставрацию театров и другие «трендовые» инициативы, которые выглядят не только ненужными, но и откровенно циничными.

В то время, когда РФ концентрирует все свои усилия, в том числе финансовые и управленческие, чтобы тратить деньги на новые технологии, которые бы помогали повернуть ситуацию на фронте в его пользу, в Украине, прежде всего из местных бюджетов, началось финансирование многих проектов, разработанных даже еще до войны. Например, в Киеве достраивают улицу, как говорится, в никуда. Это решение было принято за неделю до полномасштабного вторжения, после этого было заморожено, а потом весной 2024 года снова началось строительство. То есть сейчас государство занято тратой денег на те расходы, которые не являются принципиально важными во время войны. А тем временем враг тратит деньги на войну.

Каждый донат на ВСУ — это средства, которые часто собираются в буквальном смысле по гривне. Люди продают собственные вещи, отдают зарплаты, отказываются от отпусков, чтобы купить нашим защитникам необходимое оборудование. А в это время государство вкладывает миллиарды в ремонт дорог в относительно спокойных регионах, где эти дороги сейчас мало кому нужны. Сколько таких дорог остается непригодными после обстрелов на востоке? Почему деньги не идут на восстановление критической инфраструктуры или помощь переселенцам, которые потеряли все?

Эти проекты подаются как «развитие страны», но давайте будем откровенны: никакие отремонтированные дороги не спасут нас от угрозы, если армия останется без поддержки. Более того, такие расходы выглядят как намеренное отвлечение внимания общества от реальных проблем. Когда военные на передовой собирают деньги на беспилотники, тратить миллиарды на асфальт — это, по сути, предательство.

До сих пор вспомнить скандал вокруг ремонта Киевского райсуда в Одессе за 106 млн грн.

«Мы рассматривали выделение 10 миллионов, нам докладывали и шла речь об аварийном ремонте здания Киевского суда. Нам обещали предоставить фото крыши, что там нужно что-то делать, что судьи не могут работать. Потом на следующий день говорили, что это условие для вступления в НАТО, а потом вообще выяснилось, что это пристройка. И только потом мы выяснили, что именно там будет происходить. Поэтому, по нашему мнению, это сейчас неуместно. Надо снять эти десять миллионов и отменить тендер», — оправдывается депутат Алексей Потапский.

Но «неуместным» это произошло только после того, как возмущенное общество присоединилось к активному обсуждению этого вопроса. А не должно ли государство внимательно проверять все расходы и направлять финансирование на действительно важные для восстановления страны объекты? А не как это произошло со строительством районного суда, который уже ремонтировали 4 года назад. А тут вдруг снова понадобился ремонт да еще и за такие чрезмерные средства, как оказалось в смете. Так, по данным ведомостей ресурсов расходов подрядчика, самую весомую сталь периодического профиля класса А-III диаметром 16-18 мм учли по 59 400 грн/т, что в полтора раза дороже рынка. Также 1,43 млн грн отведено на теплоизолированные стальные трубы в полиэтиленовой оболочке. В том числе самый весомый типоразмер 89/160 мм учли по 2 265 грн/м. Таким образом, вероятная переплата материалов может составлять 5,78 млн грн. Этих средств хватило бы на четыре новых пикапа Mitsubishi L200.

Недавно государство решило выделить 463 млн грн на изучение пингвинов в Антарктиде. В разгар войны, когда каждая копейка должна быть направлена на поддержку армии и восстановление разрушенной инфраструктуры, огромные бюджетные деньги идут на научные исследования, которые трудно назвать насущными.

Исследование животного мира Антарктиды, безусловно, интересно и полезно для мировой науки. Но можно ли это назвать приоритетом для страны, которая ежедневно теряет своих защитников и сталкивается с катастрофическими экономическими последствиями войны? 463 млн грн — это сумма, за которую можно было бы закупить тысячи бронежилетов, дронов или карет скорой помощи. То есть реальные вещи, которые спасли бы жизни на фронте.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Промышленность на бумаге: что не так с программой "Сделано в Украине"

Но видите ли, государство, похоже, живет в параллельной реальности. Когда люди донатят последнюю копейку, отказываются от своих потребностей и жертвуют в пользу армии, власть продолжает финансировать проекты, которые не имеют никакого отношения к актуальным проблемам страны. Даже если эта программа была запущена до войны, ее продолжение в нынешних условиях выглядит как откровенное издевательство. Многие задаются вопросом: действительно ли эти средства пойдут на изучение пингвинов? Ведь подобные проекты часто используются как прикрытие для коррупционных схем. Миллионы, выделенные на «научные исследования», легко могут осесть в карманах чиновников и подрядчиков. Особенно во времена, когда контроль за использованием бюджетных средств ослаблен из-за войны.

Как стало известно, 463 млн грн планируют потратить на:

  • закупку материально-технических средств;
  • горюче-смазочных материалов для антарктической станции;
  • продуктов питания для участников антарктических экспедиций и украинской антарктической станции «Академик Вернадский»;
  • на обеспечение доставки на судно участников украинских антарктических экспедиций и т.п.

Да еще, как оказалось, ученые должны были ехать в экспедицию не как попало, а взяв с собой немало деликатесов, таких как вино, шампанское, красную икру, маслины и оливки.

«Здесь речь не идет ни о каком „чрезмерном потреблении“, эта закупка необходима для обеспечения продуктами в течение года», — уверяли сами ученые.

Но это звучит вызывающе и цинично на фоне того факта, что многие семьи ВПЛ вместе с детьми остались без поддержки государства и вынуждены выживать, не имея возможности обеспечить своих детей самым необходимым.

Даже если часть этих денег действительно пойдет на изучение пингвинов, можем ли мы позволить себе такие расходы сейчас? Стоит ли тратить ресурсы на исследования, когда война стоит на пороге каждого украинского дома? Украинские волонтеры и благотворители ежедневно делают больше для армии, чем некоторые государственные программы, которые продолжают финансироваться в военное время.

Тратить сотни миллионов гривен на подобные «экзотические» инициативы во время войны — это настоящий удар по моральному духу нации. Когда народ сплотился для поддержки ВСУ, когда каждый гражданин чувствует ответственность за оборону страны, такие расходы выглядят как откровенная измена. Государственные чиновники должны были давно пересмотреть приоритеты и направить все ресурсы на борьбу с агрессором, а не на изучение полярных птиц.

Кстати, исследования Антарктиды на станции правительство продлило до 2025 года. Программой предусмотрено выполнение 93 научных мероприятий для реализации 20 глобальных научных задач по семи направлениям. А вот найти деньги для поддержки ВПЛ на 2025 год правительство не в состоянии.

Вклад в культуру на информационную политику

Министерство культуры в очередной раз поражает своим «мастерством» в деле управления средствами. Минкультуры так «мастерски» планирует свои расходы, что из-за отсутствия своевременных решений по корректировке бюджетов остались неиспользованными 1,3 миллиарда гривен. И кто знает, сколько еще «культурных проектов» могло бы появиться на эти деньги? Что с того, что Министерство культуры и информационной политики (с 13 сентября 2024 года — Министерство культуры и стратегических коммуникаций Украины) должно было обеспечивать формирование и реализацию государственной политики? Более полумиллиарда гривен на управление в этой сфере использовано бессистемно и неэффективно, но это же такие мелочи, не так ли?

Как отмечается в отчете Счетной палаты, опубликованном 29 октября, Минкультуры так «успешно» выполнило свою работу, что на руководство и управление в сфере культуры и информационной политики потратило 521,8 миллиона гривен — и все это, конечно, без всякой системы. Неудивительно, что ведомство не обеспечило в полной мере формирование государственной политики, ведь зачем стремиться достичь цели бюджетной программы, если можно просто тратить средства?

Еще интереснее: в течение 2020-2022 годов руководство даже не смогло обеспечить непрерывный процесс планирования, мониторинга и отчетности.

Отчеты о выполнении планов работы так и не были утверждены министром, что ярко демонстрирует «высокое» качество управления. Структурные подразделения выполнили всего 40% мероприятий по реализации государственной политики, но ведь это также, видимо, не стоит внимания.

Еще одно «достижение» — профильные структурные подразделения были укомплектованы лишь на 25-60%. И здесь, конечно, не забыли выплатить надбавки за «особо важную работу»: целых 58,4 миллиона гривен было использовано нерезультативно. Компетенция? Профессионализм? Это уже слишком, ведь главное — правильно распределить средства.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Финансовый цикл: как украинцы тратят деньги на аренду, за которую можно купить жилье

Кроме того, сейчас тратятся огромные суммы на восстановление и строительство культурных объектов, таких как театры и парки. Без сомнения, культура важна для национальной идентичности, но может ли она быть приоритетом во времена, когда страна борется за выживание? Расходы на такие проекты в разгар войны — это не только абсурд, но и откровенная манипуляция, направленная на то, чтобы «замылить глаза» обществу. Так, более 30 млн гривен власти Одесской области решили потратить на ремонт фасада Театра юного зрителя. Под лозунгами о «возрождении культуры» чиновники продвигают инициативы, которые на самом деле могут быть прикрытием для коррупционных схем. Как объяснить то, что миллиарды идут на реставрации, когда на передовой не хватает техники, а рядовые граждане вынуждены буквально собирать «на байрактары»? Это не развитие, а отмывание средств, которое выглядит особенно цинично в контексте народного волонтерского движения.

Также следует вспомнить телемарафон «Единые новости». Запланирован он был, как важный инструмент информационной политики, который имел целью информировать граждан о достоверной информации о ситуации на фронте, переговоров с западными партнерами, поставок вооружения и объективно освещать нашу экономику. На производство контента для телемарафона государство выделило в этом году 1 млрд 607 млн грн.

Как известно, в «Единые новости» входят 4 частных телеканала, которые еще в 2023 году получили 538 млн 146 тыс грн. Стоимость одного часа вещания у каждого участника своя и следующая:

  • «Мы Украина» — 195,63 тыс. грн.
  • «Интер» — 124,27 тыс. грн,
  • «1+1» — 140,72 тыс. грн.
  • «ICTV» — 143,21 тыс. грн.

Согласно договору каналы должны выполнять следующие требования:

  • производство информационных программ в прямом эфире;
  • производство информационных программ на украинском языке;
  • обеспечение ведения прямого эфира из студии ежедневно;
  • прямые включения экспертов, журналистов с мест событий, прямая трансляция брифинга и тому подобное.

Формально они эти требования выполняют, но на практике оказывается, что качество такого контента очень сомнительное, из-за отсутствия мониторинга и аудита со стороны государства. То есть деньги выделили, а дальше делайте с ними, что хотите. Вот и имеем рядом с новостями такие проекты, как «Скрытый угол» с сюжетами по 10 минут о фекалиях жирафов, которые превращаются в уникальные аксессуары, или о 75-летнем девственнике, который хранит свою девственность от женщин за 4,5-метровым забором.

Трудно представить, что на такие низкопробные проекты пошли такие большие деньги.

Очевидно, что мы имеем серьезную проблему с контролем расходов государственных средств на обеспечение информационной безопасности со стороны Минкульта. Ведь именно Министерство должно обеспечить эффективное и целевое использование бюджетных средств, организацию и координацию работы распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств в бюджетном процессе. На деле, деньги выбрасываются на ветер.

Манипуляции во время войны

Государство, вместо того чтобы направить средства на армию и помощь тем, кто пострадал от войны, вкладывает их в проекты, которые не имеют прямого влияния на обороноспособность. Трудно не увидеть здесь не только манипуляции, но и классическую коррупцию. Чиновники и подрядчики наживаются на войне, прикрывая это якобы стратегическими потребностями. В то время, как волонтеры в соцсетях собирают по 50-100 гривен на снаряжение для военных, миллиарды бюджетных денег исчезают в карманах коррумпированных схем.

Эти расходы — лишь верхушка айсберга. Ежедневно в новостях появляются сообщения о новых абсурдных проектах, вызывающих ярость и непонимание в обществе. Однако наиболее болезненный вопрос — это отсутствие реальной ответственности. Чиновники, которые принимают эти решения, часто остаются безнаказанными, ведь система не работает в пользу граждан. Такая ситуация подрывает не только доверие к власти, но и к самой идее национальной солидарности. Когда народ видит, как его последние усилия перечеркиваются бессмысленными государственными расходами, это вызывает отчаяние и злость. Люди хотят понимать, что их пожертвования имеют смысл, что их вклад — это реальный вклад в победу, а не фон для коррупционных схем.

Проблема не только в том, что эти расходы несвоевременны. Они также свидетельствуют об отсутствии четкого плана и ответственности за использование государственных средств. Вполне понятно, что деньги, выделенные Государственным бюджетом на культуру, информационную политику или исследования, не могут быть просто так перенаправлены на оборону с одной статьи на другую. Но ведь ничего не мешало государственным управленцам продумать это заранее! Эффективное планирование и управление государственными средствами могло бы стать тем ключом, который бы позволил потратить каждую гривну с умом. Вместо этого мы видим лишь очередной хаос в бюджетном процессе в условиях, когда необходимо направить ресурсы туда, где они действительно могут спасти жизни и помочь людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button