Экономическая

Новый закон о повышении налогов: бизнес, украинцы и будущее экономики

Сегодня в Украине начинается новый этап налоговой реальности — вступил в силу закон о рекордном повышении налогов, уже ставший горячей темой для обсуждений в обществе. С одной стороны, это неизбежная мера в контексте войны, когда страна нуждается в каждой гривне для обороны и восстановления. С другой стороны, в условиях глубокого экономического упадка, когда предприниматели балансируют на грани выживания, а украинцы ежедневно сводят концы с концами, такой шаг воспринимается как дополнительный удар по и без того истощенной нации.

Украинская налоговая система всегда была предметом споров, олицетворением сложностей и неэффективности. Но теперь, с введением новых правил, перед страной стоит фундаментальный вопрос: способна ли экономика и украинцы выдержать эти новые вызовы? Станет ли новый закон спасительным кругом для государственного бюджета или наоборот очередным бременем, которое остановит движение страны вперед?

Что предусматривает новый закон о налогах

29 ноября 2024 вступил в силу Закон №4015-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об особенностях налогообложения в период действия военного положения». Этот документ, который уже успел стать предметом жарких дискуссий в обществе, вносит революционные изменения в систему налогообложения. Его сторонники утверждают, что это необходимый шаг для наполнения бюджета находящейся в состоянии войны страны. Критики же считают, что дополнительная налоговая нагрузка может стать непосильной для бизнеса и граждан, которые и так находятся на грани финансового выживания.

Основной новацией закона является повышение ставки военного сбора с 1,5 до 5%, она будет действовать на процентные доходы физических лиц по депозитам. При этом для военнослужащих он остается на уровне 1,5%. Следует отметить, что ставка 1,5% применяется к доходам, начисленным до вступления в силу новой. То есть, например, на аванс первой половины октября действует еще нынешний военный сбор. Это касается не только заработной платы, но и других доходов физических лиц, включая процентные поступления от депозитов. Такие новшества вызывают беспокойство среди предпринимателей, ведь даже минимальное повышение может стать критическим в нынешних экономических условиях. Работодатели, и так работающие на грани выживания, вынуждены будут платить дополнительные 3,5% налогов с зарплат своих работников. Если раньше из официальной зарплаты изымали 195 гривен из каждой тысячи, то теперь это будет 230 гривен. И это лишь одно из многочисленных изменений, которые коснутся не только крупных компаний, но и каждого украинца, включая мельчайших предпринимателей.

Особые нововведения касаются физических лиц-предпринимателей. Они ощутят эти нововведения как удар по своим и так истощенным доходам. следовательно, предприниматели этих категорий должны платить дополнительно 800 гривен в месяц. Для ФЛП третьей группы на упрощенной системе налогообложения устанавливается военный сбор в размере 1% от дохода.

И это еще не всё. Закон также вводит обязательную ежемесячную отчетность всем налоговым агентам, начиная с 2025 года. ФЛПы, которые уже начинают испытывать новые обязательства, теперь вынуждены будут представлять отчетность об уплате военного сбора по итогам 2024 года. Однако одна из наиболее обсуждаемых норм о взыскании налогов «задним числом» была исключена. В преддверии принятия закона парламентский комитет убрал норму о повышении налогообложения для ФЛП «задним числом» с 1 октября и перенес его на 1 января 2025 года. Министр финансов Сергей Марченко заверил, что ретроактивного налогообложения не будет, хотя на начальных этапах такая идея активно обсуждалась.

Кроме того, согласно новому закону с 1 января 2025 года для всех налоговых агентов в Украине вводится ежемесячная отчетность по единому социальному взносу (ЕСВ), налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и военному сбору. Это существенное изменение по сравнению с текущей практикой, по которой такие отчеты представляются ежеквартально. Нововведение направлено на усиление контроля за уплатой налогов и обеспечения своевременного наполнения государственного бюджета, что критически важно в период военного положения.

В то же время, продолжаются льготные условия для определенных категорий граждан. В частности, получающие благотворительную помощь, в том числе из-за границы, освобождаются от обязанности подавать налоговую декларацию об имущественном положении и доходах. Эта норма остается в силе для внутренне перемещенных лиц и украинских беженцев, получающих выплаты за границей, позволяя им избежать дополнительного налогового бремени.

Для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) также вводятся новые требования к отчетности. Впервые они должны будут подать отчетность по уплате военного сбора по итогам 2024 года. Новая отчетная обязанность охватывает период, начиная с 1 октября 2024 года. Это означает, что предпринимателям придется адаптироваться к новым правилам, что, вероятно, потребует дополнительного времени и ресурсов на ведение финансового учета.

Корпоративный сектор также не остался без внимания. Налог на прибыль для небанковских финансовых учреждений повышается с 18% до 25%. 30 до 80 тысяч гривен, в зависимости от ассортимента и наличия алкогольных и Табачные изделия в продаже Кроме того, на пункты обмена валют накладываются фиксированные авансовые платежи, размер которых зависит от населенного пункта и колеблется от 200 до 700 евро в гривневом эквиваленте.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Новости и аналитика Черниговской области последних дней

Не обошли изменения и аграриев. Минимальное налоговое обязательство для сельхозпроизводителей выросло до 700 гривен за гектар, а для земель с более чем 50% пахотной доли — до 1400 гривен. В то же время повышается рентная плата за добычу полезных ископаемых, таких как песок, щебень и каолин. Банки теперь должны платить налог на прибыль в размере 50% по итогам 2024 года.

Повышение ставок коснется и других сфер. Так, рентная плата за добычу полезных ископаемых, таких как щебень, песок и каолин, растет. Банки обязаны уплатить 50% налога на прибыль по результатам 2024 года. Для сельхозпроизводителей повышается минимальное налоговое обязательство: теперь оно составит не менее 700 гривен за гектар, а для участков с более чем 50% пахотных земель — 1400 гривен за гектар.

Ожидается, что этот закон позволит государству получить дополнительные 8 миллиардов гривен до конца 2024 года и более 130 миллиардов в 2025 году. Но какой ценой? Выдержит ли экономика, где предприятия и так едва держатся на плаву, а украинцы ежедневно борются за финансовое выживание? Этот вопрос остается открытым.

Теневая экономика: украинские реалии уклонения от налогов

Обновленный Меморандум с МВФ и Нацстратегией доходов до 2030 года четко фиксируют фискальный подход: ответом на новые бюджетные вызовы является повышение налогов. Следовательно, этот принцип уже реализован в Законе №4015-IX. Однако высокие налоги являются не только обузой, они иногда приговором для бизнеса. Особенно это касается малого и среднего предпринимательства, которое из-за налогового пресса вынуждено искать пути для выживания. За первые 10 месяцев 2024 года в госбюджет уже поступило 916,2 млрд. гривен — на 29,4% больше, чем в прошлом году. Но оправдывает ли себя политика прямого роста налогового давления? Когда налоговая нагрузка становится неподъемной, бизнес либо закрывается, либо погружается в теневую экономику.

Пока правительство ужесточает фискальный контроль и вводит новые налоги, бизнес и граждане, оказавшись под невероятным финансовым давлением, вынуждены искать способы выживания. В стране, где налоговая система часто выглядит скорее карательной, чем стимулирующей, уход от налогообложения становится не только способом минимизации расходов, но и естественной реакцией на системные недостатки. Разнообразные схемы, позволяющие снизить налоговые обязательства, давно стали неотъемлемой частью экономической реальности, отражая не только уловки предпринимателей, но и слабости государственного контроля. Именно поэтому есть все предпосылки для того, чтобы с принятием нового закона это явление только усилится.

Одной из наиболее распространенных практик является нарушение таможенных правил и контрабанда. Манипуляции с таможенной стоимостью товаров, позволяющих занижать платежи, уже стали классикой украинских таможен. «Почтовая» схема, когда большие объемы товаров разбивают на мелкие партии и «транзитная» схема, симулирующая перемещение товаров через территорию страны без их реализации, позволяют уклоняться от значительных сумм. Не менее популярен так называемый «муравьиный» метод, при котором товары перевозятся в небольших количествах многочисленными курьерами, избежав официального оформления на границе.

Еще одним значительным источником потерь для бюджета является злоупотребление налогом на добавленную стоимость. Схемы «сверток» позволяют получать налоговый кредит по несуществующим операциям. Например, в сфере сельского хозяйства, особенно в отношении зерна, нелегальные сделки приобрели огромный размах. Эти практики не просто разрушают доверие к налоговой системе, но и создают неравные условия для добросовестных участников рынка.

Кроме того, крупные компании давно освоили еще один путь уклонения – перемещение доходов в налоговые гавани. Используя международные соглашения и практику treaty shopping, они минимизируют свои обязательства, создавая впечатление, что доходы получены в юрисдикциях с низким налогообложением. Этот метод часто остается вне досягаемости контролирующих органов из-за сложности доказывания нарушений.

Теневой рынок недвижимости и аренды также огромная черная дыра для бюджета. Арендодатели, избегая регистрации сделок, получают доходы, которые остаются невидимыми для налоговых органов. Похожая ситуация и с контрафактным рынком подакцизных товаров: нелегальное производство и продажа алкоголя, табака и горючего не только вредят легальному бизнесу, но значительно сокращают государственные поступления.

Давняя практика выплаты зарплат «в конвертах» стала еще одним болезненным местом налоговой системы. Бизнес, стремящийся избежать уплаты налогов и единого социального взноса, выплачивает работникам неофициальные зарплаты, что значительно снижает уровень пенсионных и социальных гарантий. В то время как правительство пытается вводить новые налоговые режимы, предприниматели используют лазейки, например структурирование бизнеса через псевдо-ФОПы. Такие схемы не уникальны для Украины, но масштабы их использования растут именно в период войны, когда налоговая нагрузка становится критической.

Теневая экономика в цифрах

Украинская экономика давно живет в режиме параллельной реальности: одна часть — это официальный сектор, героически тянущий на себе налоговое бремя, а другая — глубокая тень, где крутятся миллиарды, минуя бюджет. Каждая гривна, не доходящая до казны, — это дыра в финансировании армии, инфраструктуры или медицины. Но масштабы этих схем поражают даже самые скептические. Их совокупный оборот составляет 1,3 триллиона гривен в год, или 17,4% официального ВВП страны. То есть почти пятая часть экономики функционирует вне закона.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Золото: инвестиция в эпоху неопределенности

Как это смотрится в цифрах. На вершине хит-парада налоговых схем есть контрабанда и зарплаты в конвертах. Первая категория, охватывающая махинации с таможенной стоимостью, «транзитные» схемы и «муравьиные» границы, стоит государству от 120 до 167 миллиардов гривен ежегодно. Зарплаты в конвертах, которые остаются любимой игрой малого и среднего бизнеса, забирают из бюджета от 115 до 230 миллиардов гривен. Итого эти две категории — это две трети потерь от налоговых схем. В военное время они еще больше закрепили свои позиции, ведь валютные ограничения и сложность вывода капиталов за границу сделали внутренние махинации более привлекательными.

Еще одним антагонистом бюджета является ренессанс транзитно-конвертационных центров, которые в 2024 году достигли объемов в 200-250 миллиардов гривен в год. Схемы с использованием «дропов» и «ил» позволяют вращать деньги без всякого «белого» дохода, выводя их в теневой оборот. И пока банковские счета украинцев подвергаются массовым проверкам, эти центры преуспевают, оставаясь почти неуязвимыми для контролирующих органов.

Налог на добавленную стоимость, или точнее скрутки НДС, — это другая болевая точка. Государственная налоговая служба отчитывается об определенном прогрессе в борьбе со схемами, но факт остается фактом: НДС, который должен быть ключевым наполнителем бюджета, остается дырой. Несовершенство администрирования и злоупотребления механизмом налогового кредита создают постоянный поток утраченных миллиардов. Не отстает и теневой рынок подакцизных товаров. Алкоголь, табак и горючее, которые всегда являлись лидерами нелегальной экономики, продолжают подтачивать бюджет. Государство пытается восстановить контроль: рост акцизов и кампании по борьбе с контрафактом уже дали результаты — например, уменьшение теневого сегмента рынка горючего до 13% в 2023 году. Однако, как свидетельствует опыт ЕС, слишком быстрое повышение ставок акцизов без эффективного контроля увеличивает масштабы теневого рынка.

Оффшоры, когда-то являвшиеся чемпионами среди схем уклонения, теряют популярность. Война, валютные ограничения и международные стандарты налоговой прозрачности (BEPS, FATCA и другие) сделали менее доступными для массового бизнеса. Теперь это прерогатива крупных компаний и состоятельных украинцев. Но даже в таком формате оффшоры остаются символом системной потери доверия к налоговой политике.

Общие потери бюджета от самых распространенных схем составляют 340–530 миллиардов гривен в год. Это суммы, которые могли бы стать частью решения по финансированию обороны или восстановлению экономики. Если бы эти деньги попадали в бюджет, потребность в постоянном повышении налогов, запланированных на 2025-2027 годы, могла бы исчезнуть. Однако это требует не только политической воли, но и радикального пересмотра всей системы контроля, цифровизации налоговых процессов в прозрачную налоговую политику. Однако для этого нужен системный подход: от В настоящее время государственная политика в основном сосредоточена на усилении давления, не устраняя первопричин тенизации.

Теневая экономика в Украине является не просто реакцией на налоговое давление, а системным явлением, угрожающим финансовой стабильности государства. Правительство пытается латать дыры путем усиления контроля, но это только увеличивает количество схем уклонения. Уклонение от налогообложения стало свидетельством того, что система требует не столько карательных мер, сколько реформ, обеспечивающих равные условия игры, справедливое налогообложение и прозрачность. Пока этого не будет, борьба между государством и теневой экономикой будет продолжаться, а бизнес будет искать новые способы обойти душящую его систему.

Введение нового закона о налогах в условиях войны является балансировкой на лезвии ножа между необходимостью наполнить бюджет и риском добить уже борющийся за выживание бизнес. Правительство ожидает получить миллиарды, которые помогут удерживать фронт и финансировать критические потребности страны, но какой ценой? В условиях, когда предприниматели сталкиваются с дефицитом ресурсов, кадровыми потерями и отсутствием стабильности, дополнительный налоговый пресс может стать последним ударом, который заставит бизнес либо уйти в тень, либо закрыть двери навсегда.

Повышение налогов без реальных реформ угрожает не только экономическому росту, но и доверию общества к государственной политике. Вместо стимулирования развития бизнеса правительство толкает предпринимателей к поиску новых лазейок и схем избегания. расцвета. Люди будут работать в конвертах, а крупные компании найдут новые способы оптимизации через оффшоры или транзитные схемы.

Государственный бюджет действительно нуждается в дополнительных поступлениях, но если эти средства приобретаются путем подавления бизнеса и роста социального напряжения, это может обернуться долгосрочными потерями. Экономика, лишенная динамики и инвестиций, рискует превратиться в замкнутый круг выживания, а не развития. Новый налоговый закон мог стать шансом для реформ и детенизации, но в нынешних условиях он рискует стать очередной страницей в истории об упущенных возможностях.

Оксана Ищенко

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button