Социальная

Потерянное поколение: почему все больше украинских школьников выбирают иностранное образование

Сегодня мы наблюдаем тревожный феномен: все больше украинских школьников стремятся покинуть родину и продолжить обучение за рубежом. Это не просто эмиграционная волна, а симптом глубоких проблем в системе образования, которые угрожают создать «потерянное поколение». Пока чиновники из Министерства образования и науки убеждают общество в «прогрессивности» своих реформ, украинские школьники массово пакуют чемоданы, готовясь уехать на учебу за границу. За каждой такой историей — страх за будущее, разочарование отечественной системой образования и четкое понимание того, что в Украине их мечты могут остаться лишь мечтами.

Бюрократические «улучшения» МОН, игнорирующие реальные потребности молодежи, вместе с отсутствием стабильности и перспектив в стране создают предпосылки для формирования «потерянного поколения», которое выбирает другие страны для своего развития. Какие причины стоят за массовым оттоком детей и чем это грозит Украине?

Тревожные показатели

Война кардинально изменила жизнь украинцев, в частности — детей и молодежи. Постоянная тревога из-за безопасности, перерывы в учебном процессе из-за воздушных тревог и ракетных атак заставляют семьи искать более стабильную среду для своих детей. Многие страны Европы предоставляют возможность продолжить обучение в безопасных условиях, предлагая всевозможные льготы или даже бесплатные образовательные программы.

В то время как в Украине МОН только провозглашает громкие заявления о прогрессивных реформах, зато реальность совсем другая. Вместо того, чтобы принять во внимание образовательные потребности всех участников учебного процесса, МОН внедряет изменения, которые не имеют ничего общего с реальными потребностями молодежи. В частности, нерациональное внедрение цифровых технологий, без надлежащей подготовки учителей, только усложнило учебный процесс. Отсутствие гибкости в подходах к обучению также усиливает чувство растерянности среди молодежи, которая хочет учиться по актуальным программам, а не изучать теорию, которая мало применима в реальной жизни.

По данным исследования «Война и образование. Два года полномасштабного вторжения», проведенного Международным благотворительным фондом savED в партнерстве с МОН в начале 2024 года, оказалось, что 26% школьников стремятся продолжить обучение за рубежом. Причем желание уехать на учебу за границу проявляют больше в городах (31%), чем в сельской местности (16%).

И хотя по данным МОН 335 тысяч учеников, находясь за границей, продолжают учиться в украинских школах, качество такого обучения остается под сомнением. Да, конечно, государство предложило школьникам, находящимся за рубежом, программу обучения на базе украинских школ дистанционно. Но, что мы имеем на практике: дети оставлены наедине со всеми трудностями различных предметов, их родители или вынуждены оставаться с детьми дома, чтобы помогать им в учебе, или искать им репетиторов. Естественно, что оба варианта сильно бьют по семейному бюджету, который и так скуден в условиях проживания в другой стране. Кроме того, как жалуются родители в частной беседе, совершенно отсутствует коммуникация между их детьми и учителями и украинскими одноклассниками. Все сводится к предоставлению раз в квартал какого-то там проверочного тестового задания. То есть выехал за границу и учись, как сам себе знаешь. Почему не создать условия для сплоченности всех школьников, независимо от их места пребывания? Почему государство не заботится о том, чтобы дети хотели вернуться домой?

По данным исследования «Мнения учителей, руководителей школ, образовательных экспертов, учеников и их родителей относительно качества образования», которое проводилось по заказу Государственной службы качества образования, при выборе школы родители (56%) и дети (69%) ориентируются на профессиональный уровень учителей. Но и здесь в образовательной системе есть тревожный звоночек. Зажатые в тиски бумажной рутины, непомерных требований, гнета ответственности и низкой заработной платы, учителя массово уходят из профессии. Только в одной столице сейчас насчитывается 1 371 вакансия. В селах ситуация гораздо сложнее и учителей катастрофически не хватает. Там один педагог вынужден вести занятия не только по своему предмету, но и по тем, специалистом по которым он не является. Конечно, это не может не отражаться на качестве образования, да еще и в условиях дистанционного обучения, когда не все дети имеют стабильный доступ к Интернету из-за постоянных обстрелов.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Факт или манипуляция: как сформировался миф о победе ИИ над медициной

Результаты исследования показывают, что учась дистанционно, школьники постоянно сталкиваются со следующими проблемами:

  • некоторые предметы даются хуже — 44% опрошенных;
  • предметов слишком много — 41% опрошенных;
  • некоторые учителя непонятно преподают — 21% опрошенных;
  • не хватает техники — 17% опрошенных.

До сентября 2025 года школьная сеть должна быть оптимизирована, в результате чего будет сокращено количество академических лицеев с 8 тыс. до 2 тыс. Как уверяют в МОН, это решение вызвано необходимостью в создании специализированных учреждений для 10-12 классов, а также с целью адаптации украинского образования к европейским стандартам и улучшения качества образовательных услуг в таких лицеях. Согласно новым требованиям, академические лицеи должны соответствовать следующим параметрам:

  • иметь не менее четырех классов на параллели, обеспечивая до 100 учеников в каждой из них;
  • функционировать отдельно от начальной и базовой школы;
  • предлагать три специализированных профиля (языково-литературный, социально-гуманитарный или STEAM).

В этом случае возникает вопрос, как именно будут предлагать специализированные профили без надлежащего педагогического состава и самое главное — для кого? Неужели МОН не замечает, как заметно сократилось количество школьников в украинских школах?

В Украине все еще отсутствуют верифицированные данные о количестве украинских граждан, в частности детей, находящихся за рубежом. Так, по последним данным с 24 февраля 2022 года по 12 декабря 2023 года в школы ЕС было интегрировано 831,431 украинского ученика. Но реальные цифры могут быть гораздо больше. Ведь также есть ученики, которые учатся из-за границы дистанционно только в украинской школе и не были интегрированы в школьную систему стран ЕС, поэтому не учтены в эту статистику, поскольку не обязаны посещать школу страны пребывания.

Как сообщают в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев по состоянию на октябрь 2024 года за рубежом находится украинских школьников:

  • в Ирландии — 97%;
  • в Румынии — 83%;
  • во Франции — 69%;
  • в Германии и Австрии — по 63%;
  • в Молдове — 8%;
  • в Хорватии — 16%;
  • В Великобритании — 17%.

Вообще, численность молодежи (людей от 14 до 35 лет) в украинском обществе значительно сократилась с примерно 10 млн человек в 2022 году до примерно 7 млн по состоянию на 2024 год. По прогнозам количество молодых людей в Украине может снизиться в 2030 году вообще до 5 млн человек.

Украинские школьники уже давно ориентируются на мировые стандарты образования. Они стремятся к гибкости, творчеству, индивидуальному подходу, возможностям для развития критического мышления и инноваций. Зато отечественная система образования продолжает навязывать стандарты, которые не соответствуют ни современным рынкам труда, ни глобальным вызовам. В этом контексте обучение за рубежом становится не просто альтернативой, а необходимостью для тех, кто хочет достичь успеха в будущем. Старшеклассники, которые покидают Украину, в основном не возвращаются. Это означает, что страны ЕС и другие развитые государства получают уже готовых молодых специалистов, на воспитание которых Украина потратила ресурсы.

А что делает МОН? Продолжает уверять, что мы приближаемся к европейским стандартам и лелеет надежду, что украинские школьники вернутся домой после обучения за границей, стоит только закончиться войне? Но отток молодежи за границу наблюдался и до начала полномасштабного вторжения, а сейчас приобрел все большие масштабы. Возможно, пора задуматься и прибегнуть к эффективным изменениям.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Мелодии нового времени: как украинцы перезагрузили свои музыкальные предпочтения в последнее время

Разрушительные последствия

Массовый отток талантливой молодежи может иметь катастрофические последствия для будущего страны. Ведь именно эти школьники должны стать новыми лидерами, инноваторами и двигателями изменений в Украине. Потеря поколения, которое стремится получить качественное образование за рубежом и не планирует возвращаться, грозит долговременным «образовательным кризисом» внутри страны.

Отток молодых талантов обостряет проблему нехватки высококвалифицированных специалистов в Украине. Это коснется всех сфер жизни, от научных исследований до экономики. Страна рискует потерять потенциал для инноваций и развития, ведь те, кто получил образование за рубежом, чаще всего не планируют возвращаться домой из-за отсутствия надлежащих условий для профессионального роста.

Если ситуация не изменится, престиж украинских школ и университетов продолжит падать. Со временем даже больше семей будут выбирать обучение за рубежом для своих детей. Образовательные учреждения в Украине останутся для тех, кто не имеет возможности уехать, что приведет к еще более глубокому расколу в обществе.

Для украинцев со средним достатком основными вызовами остаются высокая стоимость жизни, низкие заработные платы, экономическая нестабильность, безработица и отсутствие достаточной государственной поддержки в образовательной сфере. Вероятно, что одним из путей улучшения доступности образования может стать привлечение различных форм поддержки студентов, например, увеличение финансирования стипендий, грантов и т.д. С целью улучшения доступности образования в Украине следует проводить реформы, направленные на повышение качества и доступности обучения, привлекать как можно больше инвестиций в развитие инфраструктуры, улучшение материально-технической базы и внедрение современных технологий обучения в вузах, чтобы сделать украинское образование конкурентоспособным на международном рынке труда.

Молодые люди, которые получают образование за рубежом, с большой вероятностью остаются в тех странах, где они учатся, ведь там есть более стабильные условия для жизни и работы. Это приведет к еще большему оттоку интеллектуальных ресурсов из Украины, что снижает шансы на инновационное развитие страны в будущем.

Образовательные реформы МОН — это не ответы на вызовы современности, а косметические изменения, которые еще больше портят образовательный процесс. Вместо того, чтобы адаптировать учебные программы к реальным потребностям молодежи и рынка труда, МОН занимается внедрением малоэффективных инициатив. Например, переход на дистанционное обучение без надлежащего технического обеспечения и подготовки учителей создал хаос и непонимание в образовательном процессе. Уроки счастья только всколыхнули общество своим цинизмом в условиях войны.

Кроме того, Министерство не принимает во внимание ключевые приоритеты школьников, которые стремятся к качественному образованию. Дети должны изучать новейшие технологии, языки, научные дисциплины, которые соответствуют реальности XXI века. Но вместо этого МОН продолжает сосредотачиваться на устаревших методах обучения, которые только отталкивают молодежь.

Вместо бессмысленных реформ, МОН должно изменить подход к образованию. Нужно обратить внимание на реальные потребности школьников, создать программы, соответствующие современным вызовам, обеспечить возможности для личностного развития и подготовить молодежь к глобальной конкуренции.

Украина должна инвестировать в будущее своей молодежи, иначе мы рискуем потерять целое поколение, которое выберет другое место для реализации своих мечтаний.

Если ситуация не изменится, Украина рискует оказаться на грани образовательной катастрофы. Молодое поколение, которое сегодня выбирает образование за рубежом, завтра может не вернуться, оставляя страну без ценнейшего ресурса — интеллекта и таланта. Реформы МОН, внедряемые без учета реальных потребностей молодежи, только углубляют кризис, снижая престиж украинского образования. Массовый отток школьников за границу — это не просто тенденция, а сигнал того, что система требует немедленных и коренных изменений. Если государство не начнет инвестировать в будущее своей молодежи уже сейчас, то в ближайшие годы мы можем потерять целое поколение, которое больше не будет ассоциировать свою жизнь с Украиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button