Самая популярная специальность: что показывает вступительная кампания 2025 года в условиях войны

В 2025 году в Украине идет вступительная кампания в условиях полномасштабной войны, которая продолжается уже четвертый год. Образовательный процесс приспосабливается к новым реалиям, в частности, это касается и вступительных процедур: абитуриенты, как и в предыдущие годы, составляют национальное мультипредметное тестирование (НМТ), заменившее ВНО.
Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак сообщил, что самой популярной специальностью среди поступающих остается право. По его словам, на начало 2025 года его избрали 75 240 студентов, или 7% от общего количества студентов в Украине.
Среди последующих по популярности специальностей — менеджмент (62 722 человека, или 5,8%), психология (59 217 человек, или 5,5%), среднее образование по предметным специальностям (52 149 человек, или 4,8%) и компьютерные науки (37 064 человека, или 3,4%).
Сергей Бабак обратил внимание на то, что эти цифры демонстрируют дисбаланс между тем, какие специальности больше выбирает молодежь, и тем, что реально нужно для экономики и восстановления страны. Он подчеркнул, что уже сейчас в технических и естественных отраслях не хватает специалистов, и в условиях послевоенного восстановления этот недостаток будет только расти.
В этой связи, по словам Бабака, было принято решение запустить субвенцию «на естественные кабинеты», которая должна создать возможности для изучения естественных и точных наук в школах. Он отметил, что важно не только мотивировать школьников к изучению таких предметов, но и обеспечить необходимые условия.
Особое внимание было уделено системе профессионально-технического образования. Без специалистов таких специальностей, как строители, сварщики, электромонтеры, механики, операторы станков, восстановление страны будет невозможно. Сергей Бабак отметил, что без таких работников не сможет заработать ни один инфраструктурный проект или инвестиционная программа, поскольку для реализации таких инициатив необходима соответствующая подготовка кадров.
Эту же проблему нарушает и председатель отраслевого совета Федерации металлургов Украины, член Национального агентства по обеспечению качества высшего образования (НАЗВАНИЕ) Елена Колесникова. Она считает, что без специалистов прикладных профессий, в частности строителей, сварщиков, электромонтеров, механиков, операторов станков, невозможно реализовать ни один проект по восстановлению страны. По ее мнению, инфраструктурные реформы не заработают, если не будет работников, способных претворить технические решения в практику. Подготовкой таких кадров должна заниматься система профессионально-технического образования (ПТО).
Колесникова подчеркивает, что, в отличие от высшего и среднего образования, уже давно имеющих рамочные законы, закон о профессионально-техническом образовании до сих пор не принят. Колесникова отмечает, что работа над этим законом длится более десяти лет. Как участник всех соответствующих рабочих групп в течение 15 лет, она выражает разочарование затягиванием процесса. По ее убеждению, новый закон должен не только урегулировать профтехобразование, но и преодолеть устаревшие представления, согласно которым ПТУ считают местом для тех, кто не способен учиться в вузах.
По состоянию на сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрированы три альтернативных законопроекта: правительственный вариант №13107-02, а также депутатские инициативы — №13107, представленный Ольгой Коваль совместно с большой группой народных депутатов, и №13107-01, внесенный Ириной Констанкевич. Все эти документы, по словам Колесниковой, имеют общую цель – обновление профтехобразования, но отличаются подходами. Один из проектов предлагает сохранить централизованную модель, другие внедрить более гибкое партнерство с бизнесом.
Колесникова считает, что на этот раз принятие закона имеет высокие шансы, поскольку он входит в список показателей, по которым оценивается выполнение Украиной условий программы Ukraine Facility Plan. Эта программа, по ее мнению, напрямую связана с предоставлением Евросоюзом финансовой помощи, поэтому принятие закона о профобразовании является не только внутренним, но и международно мотивированным шагом.
Следовательно, по официальным данным, вступительная кампания 2025 года подтверждает сохранение интереса к правам и гуманитарным направлениям, тогда как государство одновременно пытается сосредоточить внимание на потребностях в технических и прикладных специальностях. Этот разрыв между выбором молодежи и стратегическими вызовами в экономике остается актуальным и требует дальнейших решений как на уровне образовательной политики, так и в системе профессиональной ориентации.