Стратегия занятости-2030: Игорь Марчук высказался по поводу доработки политики занятости населения

В сложных социально-экономических условиях, характеризующих Украину в последние годы, тема занятости перестала быть частью экономической дискуссии. Она превратилась в показатель социальной стабильности, индикатор устойчивости государства, критерий благосостояния населения и одновременно источник структурного напряжения в экономике. В ситуации, когда классическая модель труда претерпевает трансформации, а различные формы самозанятости, проектной работы или предпринимательства получают распространение, государственная политика должна изменить фокус. В этом контексте народный депутат и председатель подкомитета по вопросам взаимодействия государства и бизнеса и инвестиций Игорь Марчук, принимающий участие в работе над обновленной Стратегией занятости-2030, изложил ряд важных замечаний к документу, которые правительство должно учесть при доработке политики занятости.
Нардеп считает Стратегию занятости-2030 важным шагом к формированию устойчивого, инклюзивного и эффективного рынка труда, а также внедрению современных форм труда в условиях послевоенного восстановления и долгосрочного развития страны. Однако следует обратить внимание на несколько ключевых тезисов, которые следует учесть в процессе доработки и реализации Стратегии.
Одним из таких вопросов, по его убеждению, диспропорция форматов труда. В представленной стратегии, по его словам, четко прослеживается приоритет формата наемного труда как основного инструмента достижения его целей. Он убежден, что такой дисбаланс неоправдан.
Политик отмечает, что занятость является многокомпонентной экономической категорией, охватывающей различные формы участия населения в экономической деятельности: наемный труд, самозанятость, предпринимательство, семейное предпринимательство, кооперативные модели, волонтерскую деятельность и т.д. Для эффективного использования социально-экономического потенциала всех категорий экономических агентов необходимо рационально сбалансировать представительство разных форм труда внутри системы экономических отношений.
Игорь Марчук обращает внимание, что основным носителем проактивного экономического поведения выступает не наемный работник, а именно самозанятое лицо и/или предприниматель, включая представителей семейного предпринимательства. Именно эти категории экономических агентов осознанно принимают на себя весь спектр предпринимательских рисков и стремятся самостоятельно, без участия государства, обеспечить собственное благосостояние. Именно эти хозяйствующие субъекты, по его словам, обеспечивают экономическую самозарядность, способствуют социальной сплоченности и выступают ключевыми драйверами инноваций и технологического развития. В связи с этим акцент на указанных категориях стратегически обоснован и должен быть усилен.
Вторым важным аспектом Марчук называет достойный доход как ориентир политики. По его убеждению, показатель уровня благосостояния населения (домохозяйств), обеспечиваемый достойным доходом, должен стать ключевым ориентиром государственной политики в сфере занятости. Структура понятия «достойный доход» должна быть сформирована с учетом социально-экономических реалий Украины, уровня развития рынка труда, производительности труда, экономизации общества и доступа к экономическим возможностям.
В то же время, он акцентирует внимание на том, что речь идет именно о доходе, а не исключительно о заработной плате, ведь экономическая активность может осуществляться в различных организационно-правовых формах и формах труда. При этом целесообразно разграничение мотивационной базы самозанятости — как обеспечения собственных базовых потребностей домохозяйств — так и предпринимательской деятельности, целью которой является получение прибыли и экономическое масштабирование.
Третьим тезисом Марчук называет потребность в гибких системах занятости. Он полностью поддерживает тезис коллег относительно нецелесообразности попыток «втиснуть» украинцев в архаические модели трудовых отношений, с их акцентом на формировании «нового пролетариата» вместо продвижения альтернативных форм самореализации, таких как самозанятость, предпринимательство или другие модели экономической активности за пределами классического наемного труда. Социально-экономическая динамика украинского общества значительно опережает многие традиционные европейские подходы. Поэтому Украине следует не копировать устаревшие модели, а создавать собственные гибкие, инклюзивные и адаптированные к украинскому контексту.
Нардеп считает, что такие формы как платформенная, проектная, дистанционная занятость, фриланс, флекс-тайм, парт-тайм, гиг-работа – это уже сегодня полноценная часть украинского рынка труда. Их легализация, нормативное признание и интеграция в институциональную среду должны стать предметом общественного консенсуса. Без адекватного регулирования и нахождения консенсуса детенизация неформального сектора будет оставаться невозможной.
Четвертым ключевым индикатором он называет скорость доступа к легальному труду. Этот показатель критически важен для государства, стремящегося опережающего экономического развития. Он считает, что скорость доступа к экономической активности должна измеряться с момента готовности лица к осуществлению хозяйственной деятельности (принятие решения о самозанятости, предпринимательстве или трудоустройстве) до момента реального начала деятельности, регистрации субъекта или заключения трудового договора. Такой подход позволит объективно оценивать эффективность регуляторной среды, в частности в части барьеров для входа на рынок труда и/или заведение собственного дела. Это обеспечит возможность выявлять узкие места в правовой и институциональной системе, сдерживающих экономическую активность населения.
Пятым важным блоком Игорь Марчук называет экономическую инклюзию. Необходимо формировать институциональные, инфраструктурные и экономические условия для привлечения всех социальных групп к полноценному участию в экономической активности. Особое внимание следует уделять экономически инертным группам населения: молодежи 15–24 лет, лицам с инвалидностью, людям «третьего возраста» (60–75 лет), ветеранам войны, сектору «невидимых работников», жителям сельской местности и непромышленных территорий.
Интеграция этих групп в рынок труда и экономические процессы, по его убеждению, должна рассматриваться не только как инструмент снижения безработицы и повышения занятости населения, но, прежде всего, как ключевой фактор усиления социальной сплоченности, повышения экономической устойчивости и расширения инклюзивного роста в условиях модернизации экономики.