Более 5 тысяч харьковских первоклассников будут учиться в подземных школах из-за постоянной угрозы обстрелов

Харьков является одним из самых больших городов Украины, который с первых дней полномасштабного вторжения живет под постоянной угрозой ракетных и дроновых атак. Городская инфраструктура испытала серьезные разрушения, а школы стали одними из самых уязвимых объектов. Родители, дети и учителя оказались перед непростым выбором: безопасность или образование. За время войны образовательная система Харькова пыталась найти компромисс между этими требованиями. С началом нового учебного года эта задача приобретает еще большую сложность, ведь город ожидает рекордное количество первоклассников, готовых учиться онлайн — в условиях, когда традиционные школьные здания остаются уязвимыми к обстрелам.
По состоянию на июль 2025 года, более 5 250 детей были отнесены к первым классам харьковских подземных школ. Об этом сообщили в Харьковском городском совете со ссылкой на слова мэра Игоря Терехова. Эти дети — те, чьи родители приняли решение, что офлайн-образование в условиях войны для них является приоритетным. И именно для них в городе созданы специальные условия: подземные школы, функционирующие в безопасных хранилищах. Городские власти подтвердили, что 1 сентября эти первоклассники приступят к обучению в укрытиях, оборудованных как полноценные образовательные пространства. В городе функционируют четыре таких школы, еще три должны заработать до осени. Часть учебных кабинетов организована и на станциях харьковского метро.
Мэр Харькова Игорь Терехов подчеркнул, что спрос на очное обучение в городе чрезвычайно высок, несмотря на военную ситуацию. По его словам, почти 91 тысяча школьников и дальше будут учиться дистанционно, а около 15 тысяч выберут смешанную форму — несколько дней в неделю будут проводить в подземных школах, остальные — будут учиться онлайн. Такая модель позволяет совмещать минимально необходимый социальный контакт между детьми и педагогами с требованием безопасности. Она также накладывает дополнительную нагрузку на образовательную систему, которая должна адаптировать не только программу, но и сам формат обучения под реалии подземных классов.
Создание таких учебных пространств требует не только материальных затрат, но и тщательной организации. Кабинеты должны быть оборудованы в соответствии со стандартами: вентиляция, освещение, запас воды и продовольствия, средства связи, элементарный комфорт. Но в то же время это пространства, лишенные естественного света, без традиционного школьного двора или физической активности на перемене. Все это отражается на психоэмоциональном состоянии детей, особенно первоклассников, которые и так переживают значительную трансформацию в образе жизни.
У родителей нет большого выбора: оставшиеся в Харькове вынуждены ориентироваться не на образовательную стратегию, а на соображения безопасности. Дистанционное образование не всегда эффективно — особенно для самых маленьких школьников, нуждающихся в постоянном внимании, эмоциональном контакте и организации среды. Но и посылать ребенка ежедневно в школу без укрытия — вариант, большинство которого уже не рассматривает. В этом смысле подземная форма стала компромиссом, пытающимся сохранить элементы привычной жизни вне обычной реальности.
Система подземного образования не является уникальным проектом для Украины: в разных регионах восточного фронта с 2022 разрабатываются модели обучения в укрытиях. Но именно Харьков стал одним из первых крупных городов, реализовавших эту модель в масштабах тысяч учеников. Это требует значительного человеческого ресурса: не только учителя, но и психологи, охрана, технический персонал, медики вовлечены в ежедневную поддержку школьного процесса в условиях войны.
Несмотря на сложности, харьковская модель показывает, что образовательный процесс в прифронтовой зоне возможен. Однако он нуждается в постоянной поддержке государства, международных доноров, волонтеров и самое главное – доверия и выдержки со стороны самих граждан. Успешный старт учебного года зависит не только от построек и мебели, а от того, сможет ли школа, даже расположенная под землей, дать ребенку чувство нормальности, безопасности и предсказуемости. И это задача, которая лежит не только на администрации города, но и на всей стране.