«Бумажные террористы» или живые люди: как запросы граждан по защите их прав перегружают чиновников
Можно ли считать борьбу украинцев за свои права "бумажным терроризмом"

В современном демократическом обществе законное право граждан на обращение в органы власти и запросы информации является одним из краеугольных камней справедливости и прозрачности. Это право позволяет людям отстаивать свои права, контролировать действия государственных структур, держать их в ответственности и предотвращать злоупотребления властью. Однако в последнее время в Украине раздаются голоса, осуждающие активность граждан и пытающиеся представить их законные действия как угрозу эффективной работе госслужащих и бумажный терроризм.
Реакция Офиса Уполномоченного Верховной Рады по правам человека на обращение граждан
Недавно Уполномоченный по правам человека Дмитрий Лубинец заявил о проблеме злоупотребления гражданами правом на информацию и обращение. По словам Обмудсмена, так называемый «бумажный терроризм» возникает в случае, когда граждане начинают намеренно отправлять большое количество жалоб или запросов в госорганы и тем самым вызывают их перегрузку.
Так, по данным анкетирования госорганов и органов местного самоуправления, проведенного Офисом уполномоченного ВР по правам человека, было установлено, что с 2023 года появилась тенденция к значительному увеличению количества случаев злоупотребления информационными правами. Такое положение ставит под угрозу реализацию прав других граждан и создает чрезмерную нагрузку на соответствующие государственные органы. И такие злоупотребления еще обходятся бюджету не дешево, а в 46 млн грн.
Так, Офис уполномоченного Верховной Рады по правам человека осуществил анкетирование госорганов и органов местного самоуправления по злоупотреблению правом на информацию и обращение, по результатам которого был аналитический отчет.
“Во-первых, с конца 2023 года характерен рост количества случаев злоупотребления информационными правами группами лиц. Это имеет признаки согласованных действий по схожей методике. Что в условиях военного положения может представлять угрозу надлежащему функционированию соответствующих государственных органов, а также реализации прав других граждан.
Во-вторых, злоупотребление правом и информацию и обращение влечет нагрузку на бюджет и требует привлечения госслужащих к неполезной работе”, — отметил омбудсмен.
Самый главный правозащитник государства заявил, что в среднем работник органов государственной власти тратит 10 часов на проработку одного запроса, органов местного самоуправления – 4,8 часа. При этом общая стоимость расходов на проработку запросов с признаками этого злоупотребления ориентировочно составляет более 12 миллионов гривен.
Кроме того, он отметил, что в среднем работник органов государственной власти тратит 9 часов на проработку одного обращения, работник ОМС – 5,5 часов, а на проработку госорганами одного запроса и обращение общая стоимость расходов составляет более 46 миллионов гривен.
«Однозначно, так называемый «бумажный терроризм» требует реагирования: и учитывая противоправную деятельность запросчиков, и учитывая нагрузку на госорганы», – резюмировал Омбудсмен.
Госслужащие считают, что причинами злоупотребления обращениями граждан на доступ к публичной информации, как правило, являются противоправные мотивы запрашивающих, отсутствие юридической ответственности за такие действия и несовершенство и неактуальность законодательства.
К наиболее распространенным видам злоупотреблений чиновники, как правило, относят:
- направление большого количества одинаковых по содержанию обращений и запросов в короткий промежуток времени как от одного человека, так и от разных лиц;
- однотипные обращения, направленные на рассмотрение в разные органы;
- представление обращений с просьбой направить их другому адресату;
- регулярное злоупотребление правом на устное обращение;
- использование нецензурной лексики в обращении;
- злоупотребление правом рассмотрения обращения конкретно управляющим органа власти.
Как реагировать на заявление омбудсмена
Такая позиция Уполномоченного по правам человека, как минимум, вызывает удивление. Ведь в его обязанности входит осуществление контроля над соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина. А тут он сам берет и заявляет, что, мол, меньше жалуйтесь, а то у наших госслужащих перегрузки. А сами ли госслужащие становятся причиной появления таких жалоб и их затяжки?
Каждый день в Офис Уполномоченного ВР по правам человека поступают различные жалобы, связанные с нарушением прав:
- нарушение права на доступ к информации;
- нарушение прав в сфере социального обеспечения;
- нарушение прав заключенных и задержанных;
- нарушение трудовых прав;
- нарушение прав на здравоохранение;
- нарушение прав на жилье;
- нарушение прав детей и молодежи;
- нарушение прав на защиту от дискриминации.
Не последнюю роль в увеличении таких жалоб сыграли проблемы, связанные с полномасштабным вторжением в Украину РФ. Но не стоит забывать о внутренних факторах, являющихся постоянной причиной такой ситуации. Это и бюрократическая волокита, и нерадивое отношение большинства чиновников к своим прямым обязанностям, отсутствие эффективного контроля со стороны государства, о деятельности чиновников на местах.
Справедливости ради следует отметить, что действительно есть категория граждан, которая обращается не по существу и не по адресу, отвлекая чиновников от более важных дел. Кроме того, заявление Лубенца вызвано разными факторами, среди которых:
- ограниченное количество работников органов государственной власти;
- ограничение финансовых ресурсов;
- чрезмерное количество жалоб;
- сложные или неоднозначные жалобы;
- бюрократическая волокита;
- несоответствие жалоб установленным критериям.
Однако вместо того чтобы решать эти проблемы, Омбудсмен предлагает гражданам перестать жаловаться и тем самым забирает у людей самое главное – их право на защиту своих интересов. Возникает вопрос, чьи именно интересы в таком случае защищает Уполномоченный по правам людей: граждан, нуждающихся в защите, или чиновников, не желающих выполнять свои прямые обязанности?
Согласно нормам национального законодательства, каждый гражданин имеет право осуществлять защиту своих прав и свобод от противоправных посягательств и нарушений любым способом, не противоречащим закону. Конституция и законодательство Украины предусматривают образование системы органов государства, назначением которой является помощь гражданам в реализации и защите своих прав.
Почему люди обращаются в государственные органы
Несмотря на многочисленные реформы, курс которых направлен на интеграцию в ЕС, все же в стране существует множество проблем, которые умалчиваются или остаются нерассмотренными долгими годами. Граждане ежедневно сталкиваются с проявлениями беспредела, несправедливого отношения со стороны чиновников, попадают в коррупционные схемы. Вместо получения надлежащей защиты прав и свобод украинцы часто становятся жертвами уже заключенной годами системы, где права не защищаются, а покупаются.
В условиях экономической нестабильности происходят изменения в разных отраслях, что приводит к массовым сокращениям, а сами предприниматели так и норовят избежать выплат компенсаций. В то же время, те, кому удалось сохранить рабочее место, страдают от чрезмерной нагрузки и мизерных, несовместимых с прожиточным минимумом, заработных плат. А сколько случаев травм на работе, часто заканчивающихся смертью из-за пренебрежения работодателями минимальными стандартами безопасности.
Высшее образование остается недоступным для большинства граждан социально незащищенных категорий населения. Как следствие, не все граждане нашего государства имеют возможность полноценно реализовать свое конституционное право на образование Так, согласно ст. 53 Конституции Украины граждане имеют право безвозмездно получить и высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конституционной основе. Но на деле возможность получения такого образования конкретному гражданину осложняется многими факторами. Во-первых, из-за наличия коррупции во время принятия в высшие учебные заведения, а во-вторых, и, пожалуй, главное – из-за материальной незащищенности. Ведь крайне низкий уровень заработной платы просто несовместим с заоблачными суммами оплаты обучения в высших учебных заведениях. И подобная ситуация длится годами без изменений и вмешательства со стороны государства.
Походы в медицинские учреждения часто превращаются в благотворительные акции, когда просят сдать средства на ремонт и приобретение медицинских средств.
Бюрократическая волокита препятствует своевременному материально-техническому обеспечению военнослужащих. А это вопрос жизни и смерти на фронте! А по завершении службы военные ветераны попадают в мир бесконечных бумаг, где нужно доказать свою инвалидность и подтверждать ежегодно. Обретение статуса ветерана и оформление льгот – это процесс, который может длиться годами.
А люди с ограниченными возможностями вообще живут в мире постоянных барьеров. Несовершенство городской инфраструктуры постоянно бросает вызовы. А отсутствие программ профессиональной реабилитации делает невозможным трудоустройство людей с инвалидностью.
Украинцы со статусом ВПЛ должны, подвергая свою жизнь опасности, собрать множество доказательств, что их дома были действительно разрушены в результате боевых действий. Когда первое препятствие преодолено, начинаются путешествия по всем учреждениям и ожидания в длинных очередях. Наконец людям сообщают, что специалист, который должен заниматься оформлением процедуры компенсаций, находится в отпуске, и они должны прийти осенью.
Одним из ярких примеров правового нигилизма стали внесенные парламентом еще в далеком 2016 году изменения в часть четвертой статьи 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 9 апреля 1992 года № 2262-XII с изменениями целью осуществления Правительством так называемого «ручного регулирования» перерасчета пенсий военных пенсионеров. Но негативные последствия таких действий до сих пор отзываются. Указанное решение парламента, а также принятые Правительством в соответствии с упомянутым Законом подзаконные акты до сих пор негативно влияют на должное благополучие военных пенсионеров, вынужденных самостоятельно добиваться права перерасчета пенсий, обращаясь в суды. В то же время, суды имеют тенденцию по одним и тем же делам принимать различные решения, которые не всегда идут на пользу гражданам. Не редки случаи проявления коррупции в таких обстоятельствах. А почему государственные органы остаются слепыми к таким ситуациям.
Под давлением всех этих нерешенных проблем люди ищут правду и обращаются за помощью к государственным органам, которые и призваны защищать права и свободы граждан. Но государству легче отнести всех незащищенных к категории «бумажных террористов» и отложить их в долгий ящик. Потому что, видите ли, они перегружают и без того нежелающих работать на должном уровне чиновников.
Государство должно обращать внимание на эффективность исполнения обязанностей всеми государственными органами. Граждане не могут быть оставлены наедине с проблемами, возникающими не из-за них самих, а, очевидно, из-за несовершенства систем определенных государственных структур. Эффективная политика и законы, защищающие права граждан, а не возвращающиеся против них, способствуют укреплению демократического и цивилизованного общества. Важно, чтобы механизмы контроля и мониторинга соблюдения прав работали должным образом, а граждане имели возможность отстаивать свои права и рассчитывать на справедливое решение. Только через постоянный диалог между государством и обществом можно добиться справедливого существования для всех. Между государством и народом должны быть построены не высокие барьеры, а, наоборот, построены прочные мосты.
Множество обращений украинцев и к самому омбудсмену. В условиях войны общество преимущественно интересуют украинские пленные и преступления россиян. Но больше всего жалоб во все времена пишут из-за нарушений социально-экономических прав, то есть о проблемах с выплатами, соцпомощью и т.д.
Когда Уполномоченный по правам человека Дмитрий Лубинец недавно заявил о “бумажном терроризме”, стоит задуматься: действительно ли массовые обращения граждан являются проблемой, или это признак того, что общественность начинает активнее защищать свои постоянно нарушаемые права? Ведь именно граждане, а не чиновники являются основой государства, и их запросы — это не бремя, а возможность выявить и исправить недостатки в работе госорганов. Вместо того, чтобы называть активность людей «терроризмом», следует рассматривать ее как свидетельство наличия многих нерешенных проблем в государстве, растущего сознания и желания сделать страну лучше.
Каждый запрос, каждая жалоба – это голос человека, который не соглашается с несправедливостью. И в демократическом обществе этот голос должен быть услышан. Отказ от этого — шаг назад, к закрытости и вседозволенности власти. Поэтому, когда граждане посылают заявления, жалобы и запросы, требуя ответов и их решений, это не саботаж, а настоящая демократическая борьба за прозрачность и справедливость.