Инфографика

Деньги идут за студентом: помогут ли гранты решить проблемы качества высшего образования

Качество высшего образования в Украине вызывает все больше нареканий и со стороны тех, кто получает его онлайн или в аудиториях, и с позиции тех, кто отдает весь свой ресурс на то, чтобы из вузов выходили в профессиональную жизнь настоящие специалисты. По большому счету причины плачевного состояния образования лежат на поверхности. Нехватка средств на финансирование критически важных составляющих образования, начиная с материальной базы и завершая оплатой труда преподавателя, приводит к значительному разрыву между ожиданиями рынка труда и возможностями украинских университетов. Заместитель министра образования и науки Михаил Винницкий, в частности, считает, что подготовить качественного специалиста за 25 тысяч грн в год нереально. Абитуриент, который поступает на образовательную программу, стоит предельно мало, фактически просто покупает диплом, ведь этот документ не подкреплен реальными знаниями и компетенциями. С такой оценкой Винницкого трудно не согласиться, ведь за такие средства вузы действительно не имеют возможности держать высокую планку предоставления образовательных услуг. В беднейших странах Европы стоимость образования в год составляет не менее нескольких тысяч евро.

Инфографика: ИА «ФАКТ»

Критически низкий уровень стоимости обучения

Если же говорить об Украине, то средняя стоимость обучения составляет тысячу евро, то есть около 46-47 тысяч гривен в год. Такой уровень тарифов влечет за собой очень низкую оплату работы преподавателя, который теряет мотивацию к улучшению и постоянному обновлению преподаваемого им учебного материала. Не секрет, что в условиях безденежья преподаватели вынуждены подрабатывать одновременно на нескольких работах, так что времени на осовременивание достижений, которыми они должны делиться со студентами, у них просто нет.

Повышать оплату за обучение — этот способ улучшения ситуации в высшем образовании, вероятно, также не лучшее решение в контексте доступности образования. Ведь высокие тарифы могут ограничить возможность учиться студентам малообеспеченных семей. А у тех, кто имеет возможность платить достаточно, может возникнуть вполне справедливый вопрос: зачем тратить большие средства на обучение ребенка в Украине, если это можно сделать в стабильной и безопасной Европе?

Патовую ситуацию, сложившуюся в системе высшего образования, попытались разрешить с помощью грантов. Этот опыт для сферы образования не нов. Европейские университеты уже долгое время предлагают широкий выбор грантов и стипендий для поддержки студентов, особенно нуждающихся в финансовой помощи или имеющих высокие академические достижения. Украинцам, задействованным в академической среде, в частности, известна программа Erasmus Mundus. Эта инициатива финансируется Европейской Комиссией и позволяет студентам учиться в нескольких европейских университетах, получая общий или множественный диплом. Программа включает расходы на обучение, проезд, визы и ежемесячную стипендию. Основное внимание уделяется магистерским программам, которые длятся 1-2 года. Студенты могут подать заявку на полное финансирование непосредственно в университеты, участвующие в программе. Некоторые европейские университеты также имеют свои грантовые программы. К примеру, университеты в Германии часто предлагают стипендии через фонд DAAD, а в Бельгии действует программа Master Mind, направленная на поддержку студентов-магистров.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Мир, который мы выбираем: ожидания украинцев от Нового 2025 года

Многие страны ЕС, такие как Венгрия (известная программа Stipendium Hungaricum), Швеция, Ирландия, Австрия и Чехия предоставляют также стипендии для иностранных студентов. Эти программы обычно покрывают обучение, жилье и расходы на жизнь. К примеру, шведская программа ориентирована на магистров и финансирует более 200 студентов ежегодно. Опыт полностью положительный, но для украинских студентов, нуждающихся в финансовой поддержке, это скорее исключение, чем правило. Единицы из них способны добыть в борьбе европейские стипендии.

Поэтому вполне логично, что опыт ЕС стал причиной того, что в Украине в этом году внедрили свою систему грантовой поддержки наиболее способных студентов.

Удался ли МОН пилотный проект?

Поскольку идея внедрялась достаточно оперативно, не все потенциальные поступающие получили достаточно информации, чтобы вовремя отреагировать на новые возможности. Закономерность проста – учишься хорошо, получаешь высокий балл НМТ, получаешь возможность закрыть значительный процент затрат на обучение. Как следствие, идешь не туда, где обещали бюджет, несмотря на непрестижность профессии, а вступаешь именно на ту образовательную программу, которая по душе.

В этом году абитуриенты подали заявки на разные суммы грантов в зависимости от результатов национального мультимедийного теста. Набравшие более 150 баллов по двум предметам получили грант в размере 15 000 грн. Поступающие с результатами от 170 баллов получили гранты на 25 000 грн или больше. Эти средства будут поступать студентам каждый год на специальный счет в приложении «Действие» в течение всего периода обучения.

За словами Михаила Винницкого пилотный проект сработал эффективно, уточнив именно эту закономерность. Об этом свидетельствуют и цифры: 4000 из 66 000 человек — это те поступающие, которые получили приглашение на бюджет, то есть фактически на полное финансирование своего высшего образования, но отказались от этого финансирования и пошли в другое высшее образование, получив грант. Интересно, что 400 поступающих из этих 4000 человек, рекомендованных на бюджет, пошли в результате в дорогие частные вузы, воспользовавшись грантовой поддержкой. В частности, поступили в Украинский католический университет, где вообще нет бюджетного набора, но есть отличная база для получения качественного образования.

Поддержка приватных университетов?

Конечно, есть критика и сетования на то, что так государство поддерживает частный сектор в образовании. Однако в МОН не видят проблемы в том, что поддержку получают сильнейшие частные университеты. — это новая философия системы высшего образования, дающая абитуриенту право выбора. имеет больший коридор возможностей, если баллы, полученные на НМТ, позволяют ему воспользоваться государственными грантовыми средствами. Кроме того, комментируя идею пилотного проекта, министр образования Оксен Лесной объяснил, что государство выделило средства не непосредственно университетам, а самим студентам Благодаря этому студенты смогли использовать эти деньги для оплаты избранного учебного заведения, и если они решат сменить университет, то могут перевести свои средства в другое заведение, в отличие от традиционного государственного заказа, не предусматривающего такой гибкости.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Стали известны имена финалистов национального отбора на Евровидение-2025: сможет ли Украина снова покорить Европу

Значительную роль гранты играют и в судьбе поступающих льготных категорий. Таких в Украине сейчас около 15%. Цифра немалая, и она означает, что государство не может предоставить каждому ребенку, отец которого служит в ВСУ, бюджетное место. Кроме того, несправедлив подход, при котором льготники должны поступать на непрестижные или нежелательные образовательные программы только потому, что там им предлагают бюджет. Так что предоставление грантовой поддержки — это для государства возможность выполнить свой долг перед поступающим-льготником, если он не получил бюджетного места.  Примечательно, что 91% человек в категории 15-17 лет поддерживают идею предоставления грантов для софинансирования высшего образования.

Инфографика: ИА «ФАКТ»

Высокий спрос – значительный объем грантов

В этом году гранты на обучение получили более 16 тысяч студентов. На покрытие этих расходов государство направит около 350 млн. грн. в течение следующего учебного года.

Специальность «Психология» собрала больше грантов. Она приобрела популярность в Украине с началом полномасштабного вторжения, отражая стремление общества иметь навыки психологической самопомощи в условиях повышенного стресса и опасности, вызывающих депрессивные состояния.

Второе место заняли специальности группы IT – компьютерные науки, инженерия программного обеспечения, кибербезопасность, прикладная математика. Спрос на эти специальности тоже понятен. С развитием технологий большинство отраслей переходят в цифровой формат, требующий больше специалистов, способных поддерживать, создавать и улучшать цифровую инфраструктуру. IT-специалисты часто имеют возможность работать удаленно или свободно выбирать проекты, что привлекает новых специалистов. Согласно данным Министерства образования и науки Украины, почти 60% поступающих на IT-специальности получили государственную поддержку в виде бюджетных мест или грантов на обучение.

В то же время, лишь около 30% поступающих на специальность «Право» получили государственный заказ или грант. Это свидетельствует об ограниченном количестве бюджетных мест для этой специальности. В то же время значительное количество способных абитуриентов вступают в контрактную форму обучения и получают грантовую поддержку от государства.

Поддержку в этом году получили медицинские специальности и педагогика.

На следующий год, обещают в МОН, в приоритете будет аграрная сфера.  Грантовую поддержку способных студентов планируют продолжить.

Следовательно, гранты, введенные в Украине, предусматривают, прежде всего, поддержку студентов. Они помогают им покрыть расходы по обучению и выбрать специальность по интересу, а не только по доступности. Однако этот проект не решает всех проблем высшего образования, ведь не направлен на улучшение условий труда и мотивацию преподавателей, продолжающих сталкиваться с низкой оплатой и нехваткой ресурсов для качественного преподавания. Гранты являются важным шагом к повышению доступности образования, но для кардинальных изменений необходимы системные инвестиции в университеты и их инфраструктуру.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button