Европейский автопром становится оборонкой: промышленные гиганты перестраивают заводы для гонки вооружений

Обострение ситуации в Европе кардинально изменяет структуру промышленного производства. Автопром, который годами был флагманом европейской экономики, сегодня стремительно теряет позиции. На фоне падения заказов и избытка производственных мощностей крупные и средние автокомпании все чаще смотрят в сторону оборонного сектора как единственной отрасли, способной обеспечить стабильный заказ и финансирование на годы вперед.
Показателен пример немецкого промышленного гиганта Rheinmetall. Компания, работающая как в авто-, так и в оборонном секторе, заявила о намерении перепрофилировать два своих завода в Берлине и Нойсе с автомобильных на производство военной техники и вооружения. Причина – взрывной рост оборонных бюджетов ЕС и новая реальность: государство готово платить за оружие, а не за гражданские автомобили.
Схожие процессы происходят и в Италии. Там государство готовит специальную программу, объединяющую усилия автомобильного, оборонного и аэрокосмического секторов для развития совместных производств. Речь идет о стимулировании перехода именно тех предприятий, компетентных в сложной металлообработке, изготовлении трансмиссий, двигателей и электроники — все это сегодня критически нужно для производства бронетехники и боевых машин.
Не остаются в стороне и крупнейшие игроки — концерн Leonardo вместе с Rheinmetall создали совместное предприятие Leonardo Rheinmetall Military Vehicles (LRMV), чтобы строить боевые машины нового поколения – танки Panther KF51 и бронетранспортеры Lynx. Здесь в ход идет вся экспертиза автопрома – от электроники и сенсоров до бронированных корпусов и сложных систем управления.
Даже Volkswagen, традиционно далекий от оборонки, из-за кризиса в автопродажах публично. заявляет о готовности использовать избыточные мощности для военных заказов – от производства двигателей до поставки армейских транспортных шасси. Совместный проект Volkswagen из Rheinmetall уже предполагает строительство бронетехники для нужд НАТО.
Итак, старая индустриальная Европа на виду переформатирует свои производственные цепи. Вместо мирного гражданского автопрома на первый план выходят танковые заводы, бронированные кузова и беспилотные платформы. На рынке выживут те, кто успеет переориентироваться. Другим придется сворачивать производство или искать спасение в госсубсидиях. Европа готовится к затяжной гонке вооружений – и автопром становится ее неотъемлемой частью.
Гражданские заводы на военные рельсы: как профсоюзы Европы оказались перед выбором между миром и оружием
Следует отметить, что вхождение в оборонную отрасль несет для известных брендов автопрома репутационные, финансовые и политические риски. В частности, бренды типа Volkswagen, известные своей гражданской продукцией, могут столкнуться с негативной реакцией потребителей, не готовых ассоциировать любимые марки с военной техникой. Это может привести к потере лояльности клиентов и снижению продаж.
Сотрудничество с оборонкой может вызвать критику со стороны общественности и неправительственных организаций, выступающих против милитаризации. Это может повлиять на имидж компании на международной арене и привести к потере партнеров.
Очевидно, что перепрофилирование производства требует значительных инвестиций в новые технологии и оборудование. Неопределенность в госзаказах и возможные задержки в оплате могут поставить компании перед финансовыми трудностями.
Сейчас европейские профсоюзы – как на растяжке. С одной стороны – мирная риторика, социальные стандарты и привычка десятилетиями бороться за короткую рабочую неделю и больше отпусков. С другой – реальность войны, бьющей прямо по заводам и станкам.
Европейская конфедерация профсоюзов уже прямо говорить: нужны массовые государственные инвестиции в рабочие места Но слово «война» или «оборонка» там почти табу. Они маневрируют, потому что прекрасно понимают: военное производство – это совсем другая реальность.
Но жизнь диктует новенькую действительность. В Германии, когда Rheinmetall объявил о перепрофилировании двух гражданских заводов под оборонку, первая реакция работников – страх. Ибо одно дело – собирать коробки передач на авто, другое – бронированные корпуса для техники, которая поедет на войну. Это другие опасности, другая ответственность. Профсоюзы прямо спрашивают: а что с гарантиями? А не станет ли это временным контрактом на год-два, пока идет война?
Социальный блок Европы пока не готов к такому повороту. Они не знают, как перевести людей из «зеленого» будущего в реальность, где главная цель — выстрелить первым и попасть.
Вероятно, Европа будет вынуждена заплатить профсоюзам за молчание. Деньги на переквалификацию, контракты на 10 лет, соцпакеты – иначе стать на конвейеры просто не будет никому. Потому что работать насмерть – это не о ЕС образца 2025 года. Но либо они это сделают, либо оружие для войны будут делать кое-где.
Оружие нуждается в инженерах и стали: почему Европе не хватает ресурсов для новой гонки вооружений
Есть немало узких мест, о которых политики молчат, в частности, в вопросах кадрового обеспечения (где братья инженеров оборонной специализации?), логистики (снабжение металла, композитов), сложности цепей поставки для военной продукции.
Оборонка – это не собирать гражданские легковушки. Это другие стандарты, другие допуски и совсем другая школа инженерного мнения. Сегодня Европа физически не имеет достаточно инженеров, конструкторов и технологов, понимающих специфику бронетехники, артиллерии, ракетных систем. Системно этот корпус специалистов не готовили десятилетиями – оборонка деградировала, университеты переключились на «зеленые» технологии и ИТ.
Попытка быстро «опрокинуть» туда автомобильников или айтишников — чистая утопия. Это годы переквалификации, ведь реальных программ пока нет. Уже сейчас на рынке ЕС дефицит сварщиков по броне, специалистов по бронесталям и системам управления огнем.
Что касается логистики и материалов, то бронесталь, композиты, взрывостойкие материалы поставляют буквально несколько производителей в мире. Замены им нет. Загрузка этих производств уже за границей. Снабжение бронестали длится месяцами, очереди на компоненты растут.
Да, Rheinmetall уже сейчас откровенно говорить, что проблема не в деньгах, а в том, что заводы просто не могут физически выдать нужные объемы стали и взрывчатки. Им пришлось открывать новые линии в Венгрии и Германии – и запуск будет длиться годами.
Что касается цепей снабжения, то автопром десятилетиями работал по модели “just in time” – детали приходят точно к моменту сборки. Но в защитнике это не работает. Здесь нужен запас, резервы, склады. И тут вылезают «мирные» реалии – часть комплектующих для электроники, оптики, даже стали – китайского производства.
Поставить китайские чипы в натовский танк – неудачная идея. Все европейские оборонные гиганты ломают голову — где брать компоненты, если Пекин завтра остановит или ограничит их экспорт, создавая серьезные проблемы для производства и модернизации техники.
От «зеленого перехода» к гонке вооружений: Европа мобилизует миллиарды на общую оборону
Все более очевидно, что Европа перестает играть в зеленый переход и возвращается к реальности войны. И именно пограничные государства – те, кто видит угрозу России не на карте, а за забором, – становятся драйверами нового европейского оборонного курса.
Польша и страны Балтии — граничащие с РФ и Беларусью государства — официально выступили за создание оборонного фонда ЕС на 100 млрд евро. Их позиция проста и ясна: либо мы создаем свою армию и сдерживаем Москву здесь, либо ждем, пока война придет в Берлин. Эстония – страна с тремя миллионами населения – уже подняла налоги и вышла в лидеры НАТО по проценту расходов на оборону. Они хорошо знают, что значит стоять на передовой.
Германия под давлением этой реальности уже согласилась уйти на беспрецедентный шаг – финансировать оборонный фонд через новый государственный долг. Речь идет о 200 миллиардах евро – и это только начало. Берлин понимает, что старые формулы больше не работают.
Чтобы профинансировать собственную военную программу, повышать налоги готовится Францией. Это болезненное решение, но Париж признает – если не инвестирует сейчас, потом заплатит кровью.
Европа наконец-то поняла – оборона больше не может быть делом каждой отдельной страны. Или совместные проекты и совместные заводы – или Кремль поочередно будет проверять на прочность каждого. ЕС готовит план “Перевооружить Европу«с мобилизацией 800 миллиардов евро на перевооружение. И тут ясна логика: создание консорциумов, совместное производство, работа на общий результат».
Впервые в истории Еврокомиссия уже осенью прошлого года догадался 300 миллионов евро на совместные трансграничные оборонные проекты – от закупки снарядов до создания новой бронетехники.
Отдельный блок – поддержка оборонной отрасли Украины. Европа уже открыто входит в совместные предприятия. Да, «Укроборонпром» подписал соглашение с французским Thales на создание СП в сфере ПВО. Это сигнал, что Украину видят как часть европейской оборонной системы.
Кроме того, ЕС рассматривает выделение отдельного фонда на 1,5 млрд евро, чтобы страны-члены могли создавать консорциумы и закрывать потребности после передачи оружия Украине. И это только начало масштабного перезапуска европейской оборонки.
Война против «зеленых» стандартов: как европейские деньги и бюрократия тормозят новую оборонную индустрию
Ключевой вопрос войны нового поколения: даст ли Европа деньги на оружие, когда ее банки и фонды связаны ESG-цепями, которые создавались в мирное время? Старые правила просто не выдерживают удара войны.
Показателен пример Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), который годами избегал финансирования любого оборонного производства через политику «зеленых» стандартов. Но теперь парадигма изменилась из-за понимания того, что без оружия не будет ни экологии, ни социальной справедливости. В этом году ЕИБ планирует удвоить или даже утроить финансирование оборонных проектов.
И это не просто цифры, а политический разворот. Поскольку пока на уровне лозунгов ЕС говорит о «зеленой» трансформации, военная промышленность уже стала магнитом для инвестиций. Только через год инвестиции европейских ESG-фондов в оборону удвоились – с 3,2 до 7,7 миллиарда евро.
Но в то же время проблемы никуда не делись. Банки в Европе продолжают блокировать финансирование оборонных проектов, потому что их внутренние политики запрещают вкладывать в оружие. И пока Германия или Франция готовятся заливать миллиарды в новые оборонные заводы, часть банкиров все еще живет в иллюзии «зеленого мира». На практике это означает, что половина Европы готова воевать, а половина до сих пор опасается за рейтинг своей экологичности в инвестфондах.
Следует отметить, что европейская бюрократия сложная и многоуровневая. Переход в военное производство означает для гражданской компании не просто смену ассортимента, а вступление в закрытый клуб игроков с допусками к секретным работам и доступ к оборонным бюджетам.
Любая продукция для обороны, особенно в рамках совместных европейских или натовских проектов, должна соответствовать стандартам AQAP. Allied Quality Assurance Publications – это система контроля качества НАТО, требующая полностью задокументированных процессов; четких цепей ответственности; многоуровневого контроля каждого узла; специальной сертификации работников На подготовку и прохождение такой сертификации компании тратят от 1 до 3 лет в зависимости от сложности производства.
Чтобы работать с образцами вооружения или секретной документацией, компании и ее сотрудники должны получить допуск к государственной тайне соответствующей страны или ЕС. Это долгий процесс: проверка службами безопасности, финансовый аудит и анализ полгода-год или две компании получают ограниченный уровень доступа. Оборонное создание просит отдельных линий, особых материалов (бронестали, взрывозащищенные составляющие), системы контроля свойства. По оценкам европейских индустриальных ассоциаций, минимальный входной билет для перехода – от 20 до 100 млн евро, в зависимости от масштабов.
Италия уже готовит специальную государственную программу для облегчения этих переходов и снижения бюрократического давления – там осознают, что сами компании могут не вытянуть такую нагрузку. Но даже для гиганта Rheinmetall перестройка заводов и выход на новые стандарты занимает несколько лет – несмотря на то, что у компании уже есть оборонительный опыт.
Готова ли Европа к масштабным изменениям в своей оборонной промышленности? Пока – нет. Ее бюрократическая машина настроена на «старых игроков» с многолетним опытом в военной сфере, проверенных и удобных для системы. А новички, пусть даже из массивного гражданского сектора, обязаны прокладывать себе путь через лабиринты сложных процедур, дорогостоящих инвестиций и нескончаемых проверок. Без политической воли, упрощений и государственной поддержки, этот прорыв так и останется на бумаге.
…И вот здесь возникает Украина, знающая цену настоящей обороны и имеющая не только опыт, но и развитый оборонно-промышленный потенциал. Разве не логично именно сейчас предложить Европе руку партнерства? Объединить усилия в производстве и разработке нового вооружения, усилить общую безопасность и приблизить Украину к европейским структурам. Ведь именно так – в деле, а не на словах, – выстраиваются настоящие стратегические союзы.
Татьяна Викторова