Фонд «SavED» открыл на Харьковщине 12 образовательных пространств: Дополнительные возможности для обучения детей

Война в Харьковской области давно перестала быть кратковременным кризисом, а стала повседневной жизнью. Для местных детей это означает не просто сирены, обстрелы и укрытия, а возможность качественного обучения в школах. Подавляющее большинство учеников региона уже четвертый год не сидят за партой и не видят офлайн-учителей. Они ежедневно открывают ноутбуки или телефоны, пытаясь учиться онлайн, несмотря на постоянную угрозу воздушной тревоги, слабую связь и психологическое истощение. В условиях, когда привычная школьная жизнь осталась в прошлом, образовательные потери приобрели не только академическое, но и социальное измерение. В общинах Харьковщины пытаются сформировать образовательное пространство, где дети не просто получают знания, а возвращают себе ощущение взаимодействия и опоры.
Как война и онлайн реальность повлияли на детей
Благотворительный фонд «SavED» создал на территории Харьковщины 12 учебных пространств, где школьники получают поддержку в восстановлении знаний, утраченных из-за длительного отсутствия очного учебного процесса.
В Дергачевской общине, долгое время остававшейся в зоне активных боевых действий, онлайн-обучение стало единственной формой образования. Виктория Балюк, начальница местного отдела образования, отмечает, что проблемы детей состоят не только в утраченных темах, они значительно глубже. Школьники теряют логику учебного процесса, не понимают, над чем работали раньше, часто не знают, что должны спросить учителя. В младшей школе исчез базовый навык – умение учиться. В старшей ослабла мотивация и умение сосредотачиваться.
Дети, постоянно находящиеся дома, часто выглядят взрослее своего возраста. Они думают не о задачах и произведениях, а о безопасности семьи. Тревога, эвакуация, отключение света, новости с фронта – все это превращает обучение во второстепенное дело. В этих условиях школьники, которые могут посещать очные занятия, хотя бы периодически, демонстрируют значительно лучшие результаты. Они последовательны, помнят, над чем работали, задают вопросы, ориентируются в программе. Им проще сосредоточиться и усвоить материал.
Образовательное пространство в прифронтовом селе
В селе Безруки, близ разрушенной Слатино, открыт один из 12 образовательных центров фонда «SavED». Сюда приезжают не только местные дети, но и проживающие в других селах общины, где школы повреждены или полностью уничтожены. Занятия проводятся в смешанной форме: часть — в онлайне, часть — вживую. Здесь учатся и те, кто днем ходит в школу, но вечером ищет дополнительные возможности для обучения. Здесь учатся и те, кому просто нужно вернуться к другим детям.
Директор лицея Юлия Безрук объясняет, что образовательное пространство не только дает детям знания, но и возвращает к жизни. С первого дня открытия дети были молчаливы, отстранены. Часть из них не приходит до сих пор – им удобнее «спрятаться за экраном», и выйти из этой защитной оболочки без психолога почти невозможно.
По словам директора, особенно заметна потеря в точных дисциплинах: математике, физике, химии. Онлайн-урок не заменит практику, эксперимент, лабораторную работу. Физическая культура тоже почти исчезла: ребенок в квартире перед камерой не может эффективно двигаться, нет простора, поддержки, команды. Дистанционное обучение способствует пассивности, в то время как развитие ребенка требует привлечения тела, эмоций, голоса, взаимодействия.
Однако образовательные потери состоят не только в «провале в математике», но и в отсутствии контакта между детьми, потере привычки задавать вопросы, умении сотрудничать. Это привычка бояться ошибки, молчать в аудитории, не доверять взрослому.
Возможно ли смешанное обучение как альтернатива
Светлана Проценко, директор одного из лицеев Харькова, считает, что выходом для Харьковщины может быть самое смешанное обучение: часть — дистанционно, часть — с учителем. Это позволяет сохранить навыки очного обучения, мотивации и контроля. По ее наблюдениям, ученики, имеющие хотя бы эпизодический офлайн-контакт с учителем, демонстрируют стабильно более высокие результаты. Им проще держать обучающую дисциплину и усваивать содержание.
В то же время она признает, что образовательные потери уже не столь критичны, как в 2022 году. Тогда не было организации, связи, мотивации. Сегодня платформы отлажены, учителя адаптированы, однако нехватка очного контакта остается проблемой.
Михаил Чечелев, выпускник 11 класса, который учился дистанционно, рассказывает, что опыт у каждого разный. Для него лично он был шанс сосредоточиться на подготовке к национальному мультипредметному тесту, избежав ненужных затрат времени. Он признает: в 9–10 классах обучение не интересовало, не хватало контроля. Но дистанционный формат дал возможность выбирать материалы, концентрироваться на важном, распределять время самостоятельно. Для сильного, мотивированного учащегося это может быть преимуществом. Однако таких единиц.
По словам Анастасии Онатий, руководительницы образовательных программ фонда «SavED», на июнь 2025 года 85% учащихся, посещающих центры в общинах Харьковщины, демонстрируют улучшение знаний. Это данные исходного тестирования. Учителя отмечают прогресс даже у детей, которые до этого практически не контактировали с программой. Причина заключается не только в системной работе, но и в простой вещи: возможности общаться, быть подмеченным, почувствовать, что тебя слышат.
Учеба в условиях войны стала новым видом адаптации. Дети, ежедневно сидящие перед экраном, невольно лишаются не только знаний, но и детства. Возвращение в оффлайн проблемное, но нужно. Те, кто попадает в образовательные просторы, не только догоняют утраченное — они учатся говорить, слушать, договариваться, просить о помощи. Это те вещи, которые не передает ни одна образовательная платформа.
В Харьковской области сегодня сохраняется высокий риск ударов, и это ограничивает возможность восстановления очной школы. Но инициативы типа «SavED» показывают, что даже в самых уязвимых общинах есть способ удержать детей в образовании. Речь идет о присутствии, внимании, контакте, к которым дети пытаются вернуться после многих месяцев изолированного обучения. И если не потерять эти усилия сейчас, возможно, через несколько лет возвращение в школу уже не станет психологической травмой.