Точка зрения

«Хуже хаоса»: Юрий Гудыменко о диагнозе для Минобороны Украины

Публичные сигналы о глубоких системных проблемах в работе Министерства обороны Украины в последнее время раздаются все чаще и не только со стороны журналистов или активистов. Все чаще критика исходит изнутри самой системы, в частности от людей, которые могли увидеть внутренние процессы вблизи. Одним из таких критических голосов стал Юрий Гудыменко — председатель Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны, после нескольких месяцев глубокого вовлечения в процессы министерства опубликовал свои мысли по поводу его работы.

Он начинает с принципиальной предостерегающей позиции: попытки перекладывать ответственность за проблемы исключительно или на предшественников, или на действующего министра Рустема Умерова некорректны.

«Если мы представим, что нынешнее министерство – это исключительно плод работы и воображения министра Умерова, то нам придется признать, что он обладает колоссальными менеджерскими качествами, умеет видеть архитектуру больших процессов, распределять роли в коллективе и создавать именно те стимулы для работы подчиненных, которые нужны для цели, но он сам себе по себе. Конец оговорки», – считает председатель совета.

Однако именно это, по его словам, не освобождает руководство от ответственности за бездействие или усугубление кризиса.

Гудыменко прямо заявляет:

«Нынешняя конструкция не отвечает ни одному из требований, которые перед министерством предъявляют и армия, и власть, и народ Украины в целом».

Среди ключевых проблем он выделяет то, что министерство раздуто до гипертрофированных размеров: по численности персонала оно сравнивается с армейским корпусом. Внутри аппарата функции постоянно дублируются, что создает «управленческий шум» и парализует эффективное выполнение команд.

Рабочая культура министерства, по словам Гудыменко, основывается на тотальной безответственности. Сотрудники системно избегают взятия на себя решений, перекладывают ответственность или тормозят инициативы. Страх перед ответственностью – это основная эмоция, управляющая процессами в учреждении.

Еще одна фундаментальная проблема – отсутствие цели как таковой. Когда Юрий Гудыменко спрашивал сотрудников министерства об их стратегической цели, он слышал только о «процессах»: цифровизации, логистике, поставках. Но без определенной конечной цели ни одна из этих инициатив не может быть эффективна — система движется в пустоте.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Приобретите навыки фактчекинга и инфограмотности для распознавания дипфейков, выдуманных россиянами (видео)

Отдельно он отмечает, что министерство занимается совершенно несовместимыми по содержанию функциями: от мобилизации до культурных инициатив, от закупок оружия до управления лесхозами. Попытка удержать под одной крышей столько направлений превращает управление в имитацию. На практике — «этими процессами нормально не управляют».

Не менее показательным, по наблюдению председателя Общественного антикоррупционного совета, является полное отсутствие системы обратной связи.

Особо жесткий диагноз касается сферы закупок. По словам Гудыменко, чиновники боятся принимать решения, которые хотя бы на копейку могут оказаться «не по самой низкой цене», даже если более дорогой товар более качественный, быстрый в поставках или более эффективный для фронта. И это объясняется не институциональным подходом, а страхом за личную безопасность: не хочу сесть — вот основной стимул чиновника. Это порождает абсурд, когда выиграют тендеры с худшей продукцией, потому что формально цена меньше. Качество, потребности фронта – не в приоритете. Этот дисбаланс стимулов ведет к системному упрощению решений, росту бюрократии, интригам, обесцениванию инициатив. Вся система работает по принципу «процесс ради процесса». А армия, которая должна быть главным получателем помощи, становится для чиновника где-то далеко — «словно где-то на другой планете».

В области противодействия коррупции, по словам Гудыменко, произошли лишь частичные изменения. Создание закупочных агентств уменьшило прямые взятки в центре, но на периферии — в военном образовании, сфере недвижимости или управлении государственной собственностью — откаты и злоупотребления никуда не исчезли. Кроме того, классическая коррупция сменилась другой формой — давлением сверху, «лоббизмом в маске процедуры».

«Итак, если коротко, то Министерство обороны Украины является медленным, огромным, хилым и безответственным, и продолжает становиться медленнее, больше, более слабым и безответственным», — подчеркивает председатель совета.

Отдельным пунктом анализа Гудыменко называет катастрофическую ситуацию со стимулированием работников. В министерстве работают люди с совершенно разными целями: одни хотят новых званий, другие — досидеть до пенсии, другие — действительно что-то изменить, а некоторые просто пересиживают войну в тылу. Но система совершенно не умеет управлять этим разнообразием мотиваций. Человек с идеями и потенциалом попадает в окружение «кабинетных полковников», теряет пыл и вскоре становится такой же частью старой системы.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  20–30% от общего числа осужденных в Украине пополнят ряды ВСУ: заместитель министра юстиции Евгений Пикалов

Глава Общественного антикоррупционного совета отмечает, что хотя во время войны в армию и Минобороны пришли тысячи новых людей — логисты, юристы, айтишники, менеджеры — их потенциал был потерян, потому что система не смогла или не захотела их интегрировать. Все лучшее, что сегодня демонстрирует министерство на международных форумах, создано именно этими «новыми кадрами», но без системной поддержки и реального влияния.

«Я могу еще многое сказать о проблемах с военным образованием, инновациями, отсутствием «математики войны», о которой говорят все и которой толком нет нигде, и другие проблемы, которые мы так или иначе пытаемся решать. Но тогда статья, которая должна сформулировать диагноз, превратится по объему в монографию и потеряет свой смысл.

Поставить диагноз – важно, потому что только так можно назначить правильное лечение. Если бы Министерство обороны было человеком, то в длинном перечне болезней были бы и ожирение, и импотенция, и депрессия, и многие другие слова латинского происхождения. Это лечится, и министерство можно спасти. Но сначала мы как общество должны понять, с чем мы имеем дело.

А дело в том, что нет волшебной пилюли, чтобы вылечить больного от всех его болезней одновременно. Лечение будет тяжелым, долгим и максимально неприятным, особенно во время войны, потому что после войны общество радостно забудет и министерство, и оборону, а сейчас оно в фокусе внимания.

Все, кто рассказывает, что достаточно заменить одного министра другим, уволить (или назначить) заместителя или, например, покрасить здание министерства в цвета государственного флага и вот тогда все точно наладится – все они ошибаются, сознательно или бессознательно. Нужен функциональный аудит, комплексная реформа, долгое и тяжелое выколупывание «дипстейта полковников», массовое сокращение, профессиональный наем новых сотрудников, иначе говоря – совершенно новая архитектура, культура и философия министерства обороны», – резюмирует Юрий Гудыменко.

Этот материал отражает исключительно мнение Юрия Гудыменко. Мнение редакции ИА «ФАКТ» может с ними не совпадать.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button