Как украинцам в ЕС не терять лишнего на горючем: практические советы

Для украинцев, нашедших временное убежище в странах Европейского Союза, автомобиль давно перестал быть роскошью. Для кого-то это единственный способ добраться до работы в пригороде, для кого-то средство перевозки детей в школу или инструмент мобильности в новом городе. Впрочем, как только появляется стабильный доступ к автомобилю — собственному, арендованному или приобретенному подержанному, как сразу возникает вопрос расходов. И одно из самых первых: сколько действительно стоит движение и какой тип горючего выбрать, чтобы не платить лишнего?
Электромобиль: экономия с дополнительными условиями
Для тех украинцев, которые уже имеют или планируют приобрести электромобиль в ЕС, на первый взгляд все выглядит просто: не нужно платить за бензин или дизель, заряжание — дешевле, и европейские государства поощряют «зеленую мобильность». Но практика показывает: без должной подготовки электрокар может превратиться из источника экономии в источник хлопот.
В странах ЕС действительно действует разветвленная сеть зарядных станций – на парковках возле супермаркетов, гостиниц, вдоль автомагистралей. Однако система далека от унификации — часть станций совместима только с карточками собственного оператора. Другие требуют специального RFID-брелока или регистрации в приложении. Банковскую карту принимают далеко не везде.
Самые распространенные операторы:
– Ionity – мощная и быстрая сеть, однако самая дорогая (€0,79/кВт·ч);
– Fastned, EnBW, Allego – имеют разветвленную сеть и умеренные тарифы (€0,39–0,69/кВт·ч);
– Tesla Supercharger – доступны теперь и для авто не Tesla, но цены варьируются (€0,45–0,70/кВт·ч);
– бесплатные зарядки часто можно найти на парковках супермаркетов (Lidl, Kaufland, Aldi), но с ограничением в 30–60 минут или только для покупателей.
Чтобы избежать разочарований, водителям следует иметь сразу несколько приложений – Chargemap, PlugShare, ABRP, которые показывают карту зарядок в реальном времени, доступность и стоимость. Следует также заранее оформить единые карты типа Maingau Autostrom, Shell Recharge или Chargemap Pass, которые совместимы с большим количеством зарядных точек в разных странах.
Бензин: классика, которая не всегда оправдана
Те, кто только что получил водительское удостоверение в ЕС или арендует авто, чаще всего выбирают бензиновую модель. Бензин – самое распространенное топливо, доступное на любой заправке, в любой стране. Но именно на нем можно и потерять больше всего, если не учитывать нюансы.
В 2025 году средние цены на бензин по ЕС выглядят так:
– Германия – €1,79/л
– Франция – €1,84/л
– Италия – €1,90/л
– Испания – €1,71/л
– Нидерланды – €2,09/л
Цена формируется не только рыночным курсом нефти, но и политикой государства. В странах со строжайшей экологической политикой акциз на бензин значительно выше, чем на дизель. Это приводит к тому, что бензиновые авто проигрывают дизельным на дальних маршрутах: при большом пробеге выгода дизеля существенная. В то же время в городском цикле, когда машина постоянно останавливается на светофорах или греется на коротких участках, бензиновый двигатель работает эффективнее.
Чтобы не переплачивать, не заправляйтесь на автобанах – цены там самые высокие; пользуйтесь мобильными приложениями (Fuelio, Petrol Prices, Clever Tanken) – они подскажут, где дешевле; обращайте внимание на сети-дискаунтеры: Jet, Q8 Easy, Tamoil.
Дизель: экономия, которую могут съесть налоги
Дизель традиционно считается более экономным видом горючего, и украинцы массово выбирают именно дизельные авто для междугородних поездок. У ЕС такая логика тоже работает, но с нюансами. В частности, с налогообложением и региональными отличиями.
Вот средние цены на дизель в 2025 году:
– Германия – €1,62/л
– Франция – €1,69/л
– Италия – €1,74/л
– Испания – €1,56/л
– Швеция – €1,99/л
В некоторых странах (Швеция, Нидерланды) дизель стоит дороже бензина. Причиной акцизы на выбросы CO₂ и ограничения на въезд в городские зоны. И хотя дизельный двигатель более экономичен в потреблении, в этих странах разница перекрывается налоговым давлением.
На чем можно сэкономить:
– заправляйтесь в городах, а не на трассах – разница достигает €0,10–0,30/л;
– отслеживайте цены с помощью сервиса Fuel Price Europe;
– выбирайте заправки с более низкими тарифами: Tamoil, Jet, Q8 Easy.
Дополнительным плюсом дизельного авто является большая дальность пробега, но минус заключается в снижении популярности в ЕС из-за экологических ограничений и перспектив постепенного вытеснения с рынка. Важно знать, что в больших городах некоторые зоны могут быть закрыты для дизельных автомобилей без экологического сертификата (в Германии — «Umweltplakette»). За нарушение предусмотрен штраф.
Дополнительные советы
Универсального ответа на вопрос, какой тип топлива является наиболее выгодным в Европейском Союзе, не существует. Каждый вариант – бензин, дизель или электро – имеет свои преимущества и ограничения, проявляющиеся в зависимости от маршрута, страны пребывания, интенсивности поездок и доступа к инфраструктуре. Для проживающих преимущественно в пределах города более уместным может быть бензиновый автомобиль или электрокар, особенно если есть возможность заряжать авто дома или рядом с местом работы.
В случае ежедневных поездок на значительные расстояния, в частности за город, более практичным будет дизельный двигатель с его более низким потреблением горючего. Если ваши маршруты охватывают несколько стран – например, регулярные поездки между Польшей, Германией и Чехией – следует тщательно взвесить соотношение расходов, доступность заправок и требования к эко-стандартам. В таком случае дизель может оказаться выгодным, а электро только при условии готовности к предварительному планированию, регистрации в нескольких системах и пользования специализированными карточками.
Особое внимание к таким деталям должны уделять украинцы, вынужденные адаптироваться к новым реалиям в статусе временной защиты. Многие привычные в довоенной Украине практики не работают в новой среде: заправки на трассе, единая цена в пределах области, покупка «на автомате» — все это может привести к потерям в бюджете. Ориентация в налоговых политиках разных стран, стоимость литра на отдельных АЗС, отличия между автобанами и обычными дорогами – такие нюансы становятся частью ежедневной логистики, равно как поиск жилья или посещение врача. И именно эта внимательность к мелочам – сравнение цен, выбор сетей, подбор приложений – позволяет сохранять контроль над расходами и избегать ненужной перегрузки финансового фона.