Канада инициировала конфискацию крупнейшего в мире транспортного самолета РФ

Крупнейший в мире российский грузовой самолет Ан-124, уже третий год находящийся на территории аэропорта Торонто, будет конфискован. Об этом заявила пресс-служба Министерства иностранных дел Канады, сообщает Инсауга.
Дело по конфискации российского самолета находится на рассмотрении в Верховном суде провинции Онтарио.
«Генпрокурор Канады 18 марта 2025 года подал заявление в Верховный суд Онтарио о конфискации имущества», – сообщил представитель ведомства.
Ан-124 – один из 26 самолетов этого типа в мире. Его высота достигает семи этажей, а длина почти как футбольное поле. Стоимость строительства аналогичного самолета составляет около 300 миллионов долларов. Воздушное судно принадлежит частной российской грузовой авиакомпании «Волга-Днепр» и после начала войны России против Украины доставляло в Канаду из Китая крупные партии тест-систем для обнаружения коронавируса. После закрытия воздушного пространства Канады для российских авиакомпаний 27 февраля 2022 самолет остался в стране и не смог вылететь.
8 июня 2023 года власти Канады арестовали этот самолет и заявили о намерении передать его Украине. Бывший Премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил Президенту Украины Владимиру Зеленскому, что тот вскоре получит этот самолет и что Россия «больше никогда не сможет его вернуть».
Чтобы юридически обеспечить передачу самолета, правительство Канады уточнило ордер на арест, внеся в него не государство Россия, а компанию «Волга-Днепр» и Сбербанк. Это должно упростить процедуру конфискации. В заявлении правительства отмечалось, что принимаются серьезные меры, чтобы «имущество было окончательно конфисковано».
Авиакомпания «Волга-Днепр», владеющая самолетом, не согласилась с конфискацией и в конце 2023 года подала иск в суд Оттавы. Юридическое противостояние продолжается: компания пытается доказать, что санкции Канады против ее активов неправомерны. В августе прошлого года Волга-Днепр подала иск против правительства Канады на сумму 100 миллионов долларов. В обосновании компания сослалась на двустороннее инвестиционное соглашение между СССР и Канадой 1989 года, не предусматривающее конфискацию имущества.
Быстро покинуть Канаду самолет не сможет — после длительного простоя на взлетно-посадочной полосе ему необходимо серьезное техническое обслуживание, чтобы восстановить летную пригодность. Кроме того, администрация аэропорта Торонто ожидает уплаты значительной суммы за хранение самолета.
Основатель «Волга-Днепр», бизнесмен Алексей Исайкин, после начала войны попал под санкции США, Канады и Великобритании. В 1990-х годах бывший военный экономист создал компанию с грузовыми самолетами Ан-124-100, что способствовало сохранению их популярности на мировом рынке.
До полномасштабной войны с Украиной компания являлась одним из лидеров в сфере перевозки крупногабаритных грузов. После 2022 года владельцами компании стали ее топ-менеджеры — Игорь Аксенов, Валерий Габриель, Сергей Дьячков и Вильдан Зиннуров.