Дети войны

Каждый пятый подросток в Украине не задумывается о выборе будущей профессии

В обществе, которое находится в условиях длительной войны, экономической нестабильности и постоянной адаптации к новым реалиям, вопрос профессионального самоопределения молодежи неоднократно звучит в фоновом режиме как что-то «на потом». Но когда появляются конкретные цифры и системные результаты исследований, становится ясно: вопрос не в том, что подростки не знают, чем хотят заниматься, а в том, что механизмов выбора просто нет. Система образования, рынок труда и ожидания самих детей существуют в непересекающихся отдельных реальностях.

Согласно результатам исследование «Индекс будущего: профессиональные ожидания и развитие подростков в Украине», проведенного Фондом Елены Зеленской в ​​марте 2025 года, каждый пятый подросток вообще не задумывался над тем, какую профессию хотел бы иметь во взрослой жизни. Опрос охватил 5089 подростков в возрасте 13–16 лет и столько же их родителей или опекунов. Формат был онлайн, открыт: респондентам предлагалось своими словами описать желаемую профессию в 30 лет.

Как свидетельствуют результаты, только 30% опрошенных подростков смогли ясно назвать профессию или сферу деятельности, в которой они видят себя в будущем. Это вдвое ниже среднего показателя стран-членов ОЭСР, на который ориентируются образовательные реформы в Украине. В то время как большинство участников опроса отметили, что в целом задумывались о будущей профессии, только треть имеют хоть какое-то конкретное видение.

В открытых ответах подростки чаще всего ссылались на такие факторы, как желание получать высокую зарплату, стабильность работы, ее любопытство, польза для общества. Часто звучали формулировки «прибыльная», «любимая», «стабильная», «работа с пользой для Украины». Эти характеристики легли в основу шести типичных факторов, формирующих представление детей об «идеальной» профессии.

Однако на самом деле это только общие представления. Что именно стоит за ними – не всегда понятно. К примеру, большинство видит себя в будущем за компьютером в офисе, в комфортной среде. Такую тенденцию обозначила директор директората профессионально-технического образования МОН Ирина Шумик. Она объяснила, что молодые люди часто ожидают высокого вознаграждения при минимальных усилиях, что создает разрыв между реальным спросом работодателей и запросами будущих работников.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Министерство образования и науки запускает масштабный всеукраинский опрос учащихся 5-11 классов с целью выяснить их потребности

Исследование показало, что наибольший интерес вызывают такие сферы как IT, СМИ, юриспруденция, дизайн, автомобильный бизнес, медицина, образование, госслужба, агропромышленность, оборонная отрасль и логистика. Всего обнаружено 20 направлений, которые дети считают привлекательными. Указана четкая гендерная разница: девушки чаще выбирают СМИ и медицину, а ребята — автосервис, транспорт, логистику и ИТ. Кроме того, девушки чаще задумываются о будущей профессии: 85% против 74% среди парней.

Однако если сопоставить популярные представления подростков с реальным состоянием рынка труда возникает разрыв. Во время презентации исследования Елена Зеленская обратила внимание на это расхождение. Она привела пример: на самом деле наиболее востребованными в Украине бухгалтеры, инженеры, врачи, учителя, технологи, экономисты, а среди рабочих профессий — водители, слесари, электромонтажники, комплектующие. Однако эти направления фактически не появляются в представлениях подростков о будущем. По ее словам, «мечты детей вообще изолированы от реального состояния. Это параллельный мир».

Также исследование выявило очень ограниченное присутствие профессиональной ориентации в школах. Подростки базируют представление о работе преимущественно в разговорах с родителями. Только 3% респондентов имели опыт стажировки, 7% — встреч с карьерными советниками, 11% — экскурсий на предприятия. В сельской местности ситуация усложнена: отсутствие внешкольных центров, низкая логистическая доступность, отсутствие цифровой инфраструктуры.

Таким образом, профессиональное самоопределение украинских подростков остается несформированным, а представление о будущем чаще всего строится на условных образах, не имеющих точек соприкосновения с экономикой или реальными вакансиями. При этом в стране отсутствует система, помогающая сделать этот выбор. В результате есть цифра: каждый пятый подросток в Украине вообще не думал, кем хочет быть во взрослой жизни. И это не детская замешательство, а системная проблема.

 

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Школьников без ID-карты не пустят на НМТ-2025: решение Минобрнауки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button