Количество нарушений весового контроля: итоги первых пяти месяцев 2025 года

За первые пять месяцев 2025 года в Украине было зафиксировано 2 441 нарушение весовых норм грузовиками, что значительно меньше, чем в прошлом году за тот же период. Согласно официальным данным Укртрансбезопасности, это на 34% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Об этом сообщаетОткрытая база данных.
Для сравнения: в прошлом году за это время было зафиксировано почти 3700 случаев перегрузки.
Общая сумма начисленных штрафов в 2025 году составила 29,55 миллионов гривен, что также является существенным уменьшением. Если сравнивать с суммами штрафов в прошлом году, падение составляет более чем в 2 раза. В 2024 году эта цифра была близка к 70 миллионам гривен.
Средний размер одного штрафа остается стабильным и составляет около 12 тысяч гривен. Это может зависеть от степени превышения допустимой погрузки, количества осей в транспортном средстве, маршрута движения и особенностей дорожного покрытия.
Контроль осуществляется с помощью систем WIM (Weigh-In-Motion) – технологий, позволяющих взвешивать автомобили прямо в движении, без остановки. Данные фиксируются автоматически, после чего нарушения попадают в базу Укртрансбезопасности. На июнь 2025 года в Украине работает 57 WIM-комплексов, расположенных в 20 регионах страны. Они расположены преимущественно на участках с высокой интенсивностью движения большегрузного транспорта, в том числе на международных и национальных трассах.
Причины уменьшения количества нарушений могут быть разными. С одной стороны, вероятно, сработал эффект превентивного влияния – водители и перевозчики стали внимательнее относиться к соблюдению весовых ограничений, осознавая риски финансовых санкций. Не считая того, определенную роль могло сыграть уменьшение общего размера перевозок, в том числе на фоне экономической нестабильности, военных рисков, конфигурации логистических маршрутов либо сезонных колебаний в транспортной перегрузке.
Есть еще один важный аспект – сохранение дорожной инфраструктуры. Перегруженные фуры – одна из основных причин быстрого износа асфальта, образования путей, трещин, провалов. По официальным оценкам, каждая тонна превышения норматива значительно увеличивает нагрузку на дорожное полотно, особенно в летний период, когда покрытие более уязвимо к деформациям.
Уменьшение количества перегрузок оказывает положительный эффект не только для госбюджета посредством снижения расходов на ремонт дорог, но и для повышения безопасности дорожного движения в целом.
В перспективе ожидается дальнейшее усовершенствование систем контроля. Планируется расширение сети WIM-комплексов, автоматизация процедуры вынесения штрафов, интеграция с другими системами, например, с базами данных таможни или полиции. Такие меры преследуют цель не только наказания нарушителей, но и построение прозрачной, ответственной модели грузовых перевозок в Украине.