Экономические

Кто заработал на новых тарифах: как война перезапустила украинскую энергетику

В прошлом году украинский энергетический сектор продемонстрировал беспрецедентную прибыльность, приобретающую особую актуальность на фоне продолжающейся войны и рост нагрузки на инфраструктуру. Подавляющая часть прибыли сосредоточена в руках государственных компаний, выигравших от изменений тарифной политики и более жесткого регулирования, в то время как частные игроки, в частности, связанные с Ринатом Ахметовым и Игорем Коломойским, удержали отдельные позиции в топ-10. Такая динамика свидетельствует не только о новых контурах экономического контроля в энергетике, но и об усилении роли государства в критическом секторе.

Кто и на каких условиях получил специальные тарифы

Прошлый год в Украине стал годом пересмотра тарифов. Если до этого государство годами сдерживало цены на энергоресурсы, после новой волны обстрелов энергетической инфраструктуры в правительстве решили: достаточно сдерживать — время считать.

С 1 июня прошлого года Кабмин установил единый тариф на электроэнергию для населения – 4,32 грн за кВтч, независимо от того, сколько вы потребляете. Это отменило предыдущую льготную систему для тех, кто ежемесячно экономил до 250 кВтч. Для владельцев двухзонных счетчиков ночное электричество стоит вдвое дешевле – 2,16 грн Минэнерго.

Причина, как признало правительство: не только инфраструктурные потери после атак, но и дефицит средств в госкомпаниях, которым просто не хватало денег даже на базовое обслуживание сетей.

Для предпринимателей изменения были еще более жесткими. Стоимость электроэнергии для промышленных потребителей выросла более чем вдвое. Предприниматели начали платить не менее 10 грн за МВтч. В зависимости от оператора, региона и типа поставщика цена могла быть еще выше, учитывая тариф на передачу, распределение и маржу.

По всем этим цифрам стоит НКРЭКУ — Нацкомиссия, которая устанавливает предельные цены, тарифы на распределение, правила игры на рынке и утверждает планы развития компаний. Именно регулятор определяет, сколько получит Облэнерго, сколько — Оператор ГТС, а сколько останется государству.

В прошлом году комиссия начала полномасштабный пересмотр предельных цен. Это повлияло и на рынок, и на кошельки украинцев.

Несмотря на общий рост цен, государство сохранило особые условия для критической инфраструктуры. В конце года правительство утвердил список объектов, которым нельзя отключать электроэнергию даже при жестких лимитах: воинские части, ТЦК, оборонные предприятия, госпитали и хабы поддержки мобилизации. Эти структуры получили приоритетное право на энергоснабжение, даже когда вся остальная страна сидела в темноте.

Именно государственные энергокомпании стали ключевыми выгодоприобретателями после повышения тарифов. Например, «Укргаздобыча» в прошлом году заработала 20,9 млрд грн, «Укрнефть» — 16,4 млрд грн, «Укргидроэнерго» — еще 15,4 млрд LIGA.net.

Это рекорды прибыльности, которые стали возможны именно благодаря росту тарифов. Более того, даже частные игроки типа ДТЭК Ахметова оказались в плюсе: «ДТЭК Павлоградуголь» и «ДТЭК Энерго» заработали 9,1 и 8,6 млрд грн соответственно.

Под лозунгом «реалистичных тарифов» государство перезапустило энергетическую экономику. Да, стало дороже. Но так же впервые за долгое время энергетика стала не дыркой, а источником доходов. И почти все эти доходы остались в руках государства. В 2024-м тариф не просто плата за свет, а инструмент экономической политики. И, как видим, очень эффективно работает в пользу государственных игроков.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Ужгород - экономическое и гуманитарное эльдорадо Украины

Тень дорогого тока: почему государственные энергогиганты остаются убыточными, а бизнес платит за всех

В украинской энергетике в прошлом году сложился парадокс: компании государственные, тарифы растут, деньги из карманов потребителей текут по реке, а «Укрэнерго» и «Энергоатом» все равно в минусе. Как так получилось, что энергетика — прибыльная отрасль, но ее ключевые игроки с дыркой в ​​бюджете?

Компания, управляющая магистральными линиями электропередачи — НЭК «Укрэнерго», — в прошлом году получила убыток 37,7 млрд грн. И это при том, что доход вырос до более чем 101 млрд грн — на 21% больше, чем в прошлом.

Но прибыль “съели«колоссальные финансовые расходы: 38 млрд грн, а также другие «дыры» — операционные расходы — 26,9 млрд грн, ремонты, компенсации, долги перед внешними кредиторами. Важно понимать, что основная часть этих расходов — последствия войны: за три года Россия повредила более 60 000 энергетических объектов, и именно Укрэнерго отвечает за их восстановление.

Еще один гигант — НАЭК «Энергоатом», оперирующий отечественными АЭС. В первом квартале прошлого года компания ушла в минус на 5,5 млрд. грн. Причина очевидна: Запорожская АЭС остается под контролем РФ, и это влечет огромные потери и электроэнергии, и имущества. По оценкам компании, потеряно не менее 36 млрд грн и 87 млн ​​МВт·ч недопроизводимой электроэнергии.

Впрочем, до конца года Энергоатом немного выровнялся: получил чистую прибыль 1,3 млрд грн, восстановил финансовую дисциплину, выплатил компенсации населению и погасил долги прошлых лет.

Здесь начинается самое интересное: механизм возложения специальных обязанностей. Это этакая «энергетическая благотворительность»: «Энергоатом» и «Укргидроэнерго» обязаны продавать электроэнергию населению настолько дешево, что это создает убытки.

Последние частично покрываются государством, но большей частью — за счет других участников рынка, прежде всего промышленности и бизнеса, которые платят по максимуму. Это и есть перекрестное субсидирование. То есть, когда пенсионер платит 4,32 грн за киловатт, предприниматель может платить втрое больше. Часть его денег идет на покрытие «социального» тарифа.

В то время как «Укргаздобыча», «Укрнафта» и «Укргидроэнерго» показывают миллиардные доходы, их «соседи» в госсекторе — в минусе. И это не случайность, а структурная проблема: кто получает доступ к рынку по полной стоимости, а кто работает в режиме «дешевой энергии для населения».

Это баланс, поддерживаемый только благодаря тому, что бизнес доплачивает. Как долго такая модель сможет существовать – вопрос к энергетической реформе. А пока платит бизнес, а население потребляет. Государство пытается свести цифры, но энергетические компании все еще находятся в зоне турбулентности.

Частники на энергетическом поле: кто остался в игре

Пока государственные гиганты один за другим отчитываются о миллиардных доходах или жалуются на убытки из-за оккупации, в энергетике остаются и частные игроки. Однако прошлый год четко расставил акценты: рынок почти полностью контролирует государство, а оставшиеся в игре — преимущественно старые знакомые. Ахметов. И немного Коломойского.

В рейтинге 100 наиболее прибыльных компаний Украины за 2024 год сразу два предприятия по орбите Рината Ахметова попали в первую десятку. Речь идет о ДТЭК Павлоградугля, который получил 9,14 млрд грн прибыли, а также ДТЭК Энерго — 8,60 млрд грн прибыли.

Эти суммы выглядят особенно ярко на фоне кризиса у государственного Энергоатома и Укрэнерго. Причина проста: уголь снова в фаворе. Из-за разрушения других источников генерации страна снова массово сжигает уголь, а ДТЭК — главный поставщик.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Кредиторы и война: как международные активисты защищают Украину от финансового давления

Игроки, связанные со структурами Игоря Коломойского, упоминаются в аналитике LIGA.net, однако без конкретики по названиям компаний или их финансовым результатам. Обычно речь идет об активах в энергоснабжении на местном уровне (облэнерго) или в газодобыче, которые находятся под частичным контролем государства (аресты, санация, передача в управление).

Да, но их очень мало. Почти весь рынок производства, распределения и снабжения энергией — государственный или олигархический. Новых крупных игроков из частного сектора нет. Небольшие компании работают в сегменте ВИЭ (зеленая энергетика), но после обвала «зеленого» тарифа и обстрелов СЭС/ВЭС в 2022-2023 годах — это уже не «золотая жила».

В 2024 году государственная политика четко ориентированная на госпредприятия. Именно им выделяют дотации из бюджета, международная финансовая помощь (в частности, ЕБРР, ЕС и др.), приоритетные кредиты на восстановление инфраструктуры.

Частные компании, напротив, не могут претендовать на средства доноров, если у них нет государственного участия или партнерства с госсектором. Также им труднее участвовать в регулируемых рынках (к примеру, в обеспечении базового снабжения популяции).

Украинский энергорынок в 2024 году – это фактическая государственная монополия с островками частного влияния. Ахметов остается единственным реальным частным игроком с большими прибылями. Все остальные либо свернули активность, либо выживают на маргинесе. Государство взяло полный контроль над критическим ресурсом и вряд ли в ближайшее время кому-то его отдаст.

Кто инвестирует в энергетику и что с реформами

После трех лет войны, сотен обстрелянных подстанций и десятков разрушенных ТЭС, Украина наконец-то переходит от латания дыр до системного энергетического обновления. В прошлом году стало очевидно: если не инвестировать в новые технологии, «зеленый» ток и рынок, страна останется уязвимой к любому дрону.

Украинский рынок пока не увидел нашествия иностранного капитала, но первые инвесторы уже на горизонте. Самыми активными остаются ДТЭК Рината Ахметова, который продолжает реализовывать стратегию «30 до 2030» — это план увеличить «зеленые» мощности до 30 ГВт. В прошлом году компания привлекла 450 млн евро на восстановление ветровой энергетики, в частности от ЕБРР и голландских банков.

Укрэнерго получило рекордные 76 млн евро грантов и кредитов на модернизацию высоковольтных подстанций, в том числе от ЕС, правительств Германии и Франции.

Минэнерго запустило платформу софинансирования для восстановления объектов распределительных компаний: более 40-ти проектов, часть из которых — в прифронтовых регионах.

Хотя в меморандумах с МВФ неоднократно идет речь о демонополизации и приватизации части государственных предприятий, ни одна из ключевых энергокомпаний (Укрэнерго, Энергоатом, Нафтогаз) не объявила в прошлом году о подготовке к IPO или частичной продаже.

Однако Нафтогаз заявил о планах готовить «дочерние» проекты для инвестиций, и это может стать предпосылкой для выхода на внешние рынки.

Формально курс остается. В Меморандуме с ЕС и МВФ обязалась в ближайшее время демонополизировать рынок поколения, разделить рынки оптовых и розничных продаж, сделать доступными условия для независимых трейдеров, а также обеспечить полную прозрачность балансирующего рынка.

Однако реальность в прошлом году — укрепление госконтроля. Более половины крупнейших энергокомпаний Украины теперь подчинены Минэнерго, а роль НКРЭКУ в регулировании цен и тарифов — ключевая. Конкуренция существует только на бумаге, особенно на розничном рынке.

Инвестиции появляются, проекты ВИЭ оживают, гранты идут, но до настоящей реформы еще далеко. IPO откладывают, конкуренцию сдерживают, и только частные игроки вроде ДТЭК рискуют масштабно. А вот государство пока больше централизует, чем отпускает. Но в энергетике это, возможно, и не самая плохая стратегия на военное время.

Татьяна Викторова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button