Дети войны

МОН представило проект обновленного Государственного стандарта начального образования и призывает общественность к обсуждению

Полномасштабная война изменила жизнь украинцев, но, несмотря на взрывы и эвакуации, украинские дети продолжают учиться. В этих условиях каждое решение Министерства образования и науки относительно образовательной политики во время войны приобретает особое значение. К сожалению, многие такие решения сопровождаются скандалами, недоверием и утратой связи между государством и обществом. Выборочное закрытие школ, путаница с НМТ и дистанционным обучением, недостаточная поддержка учителей, неопределенность для детей с инвалидностью или временно оккупированных территорий и другие проблемы вызывают возмущение общества и недовольство тем, что решения принимаются без привлечения родителей и учителей. На этом фоне Министерство образования и науки представило для общественного обсуждения проект обновленного Государственного стандарта начального образования.

Что предложило МОН в обновленном Государственном стандарте начального образования

Министерство образования и науки сообщило об обновлении Государственного стандарта начального образования, приглашая педагогов и родителей присоединиться к общественному обсуждению. По словам авторов, документ отвечает на вызовы полномасштабной войны, дистанционного обучения, инклюзивности и изменившихся условий работы учителей. Цель – упорядочить содержание и цели начального образования, повысить эффективность обучения и создать новые программы на основе современного контекста.

По сравнению с редакцией 2018 года, предложенный стандарт предусматривает несколько новшеств. Во-первых, в стандарте впервые представлена характеристика компетентностного потенциала каждой из образовательных отраслей. Для каждой из девяти отраслей — языково-литературной, математической, природной, технологической, информатической, социальной и здоровьесберегающей, гражданской и исторической, художественной и отрасли «Физическая культура» — определено, какие компетентности должна сформировать начальная школа. Это позволяет педагогам ориентироваться в ценностных и содержательных ориентирах каждого предметного направления, лучше подбирать учебный материал и формулировать задачи в соответствии с ожидаемыми результатами.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Ясли и детские сады будут принимать детей от трех месяцев - Минобрнауки

Во-вторых, документ унифицирует подходы к определению результатов обучения и вводит четко структурированные ориентиры для оценки. Для каждой образовательной отрасли определено, какими могут быть признаки успешного усвоения материала, что позволяет прогнозируемо и последовательно планировать образовательный процесс. Также отмечено, что это облегчает выявление индивидуальных затруднений в обучении и позволяет своевременно оказывать необходимую поддержку учащимся и ученицам. В результате усиливается связь между целями обучения, содержанием, оценкой и практическими достижениями детей.

В-третьих, в новой редакции стандарта учтены языково-культурное многообразие начальной школы и специфика работы с детьми, которые имеют особые образовательные потребности. Документ включает отдельные требования к учебным результатам для тех, кто получает образование на украинском жестовом языке, иностранном жестовом языке, а также для детей, обучающихся на языках национальных сообществ. Это положение направлено на формализацию инклюзивного подхода в рамках нормативного поля образования.

В-четвертых, обновленный стандарт не существует изолированно, а логически сочетается с действующими стандартами базового среднего образования (2020) и профильного среднего образования (2024). Это означает, что начальная школа рассматривается как первый этап целостной учебной траектории и ее содержание согласовано со следующими уровнями школьного образования.

В-пятых, предложенный документ не предусматривает существенной перестройки подходов к преподаванию, которые уже применяются в школах. Стандарт основывается на уже существующей педагогической практике, но одновременно уточняет, структурирует и систематизирует ее. На его основе будет создана типовая образовательная программа, а также новые модельные учебные программы, которые будут применяться в пределах начального звена.

Почему это вызывает споры: нити, на которые нет ответа

Однако даже самый документ не имеет ценности без ощущения реальной связи с потребностями детей и общества. В этом случае у общественности возникает ряд серьезных вопросов. Может ли этот стандарт реально изменить ситуацию в школах, работающих в подвалах, перемещенных учебных пространствах, под обстрелами или в условиях тотального дефицита кадров? Не выглядят ли новые ориентиры по оценке как еще один способ контролировать учителя вместо предоставления ему автономии? Действительно ли прописанные изменения учитывают психологические травмы детей войны, их тревожность, потерю мотивации и потребность в эмоциональной поддержке?

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Оксен Лесной заявил, что в Украине фиксируется тенденция к выезду выпускников школ за границу

В условиях, когда учителя сгорают на работе, вынуждены совмещать очное и дистанционное обучение, а классы в некоторых регионах разделены на две-три смены, возникает логичный вопрос: как именно будет реализовываться новый стандарт? Не станет ли он очередным формальным документом, не соответствующим реальности?

Кроме того, упорядоченность содержания – это хорошо, но где гарантии, что обучающие программы, которые будут созданы на его основе, не повторят ошибок предыдущих лет? Например, механическая переноска терминов, формулировка «обучение через деятельность» без подкрепления практикой, или перекладывание ответственности за адаптацию на плечи учителей.

Важным элементом стандарта является его инклюзивный компонент. Наконец, впервые на уровне документа появляются четкие требования к обучению жестовому языку, а также признание языков национальных сообществ. Однако сам факт формального признания не решает ключевую проблему — отсутствие учебников, методик, профессиональных переводов и подготовленных кадров. Украинская школа не имеет достаточной инфраструктуры, чтобы обеспечить полноценное обучение жестоговорящих детей или обучающихся на румынском, венгерском или крымскотатарском языках.

Это вызывает вопрос: не является ли эта инклюзивность лишь символическим жестом? Без финансирования, подготовки учителей и создания контента она останется на уровне благих намерений.

Участие в общественном обсуждении

Обсуждение проекта продлится до 28 августа 2025 года. Отправить свои предложения, комментарии или замечания можно двумя способами:

– через электронную платформу eDEM;
– или непосредственно на электронные ящики:
kateryna.taranik-tkachuk@mon.gov.ua
yevhenii.simenyk.mon@gmail.com.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button