Мораторий на проверки от СНБО: реальная поддержка бизнеса или очередное формальное решение

С 21 июля 2025 года в Украине официально введен мораторий на безосновательные проверки бизнеса — соответствующее решение Совета национальной безопасности и обороны вступило в силу с момента подписания указа президента. Правительство оперативно утвердило план реализации: проверки для предприятий с низким уровнем риска должны быть приостановлены, исключения предусмотрены только для высокорисковых отраслей, в частности, оборота подакцизных товаров. Он назвал это «победой здравого смысла» и «жестом в поддержку предпринимательства». На первый взгляд государство пытается выйти с бизнесом на диалог и взять курс на дерегуляцию. Однако даже сама архитектура принятого решения свидетельствует не об изменении логики взаимодействия с предпринимателями, а попытке переформатировать инструменты воздействия, не теряя рычагов контроля. Что на самом деле означает новый мораторий, почему и как он повлияет на предпринимателей, которые ежедневно воюют за выживание своего бизнеса?
Что предусматривает временный мораторий на проверки предприятий
21 июля 2025 года Президент Украины Владимир Зеленский подписал Указ №538/2025, которым ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о временном моратории на безосновательные проверки предприятий со стороны правоохранительных, таможенных, налоговых и других контролирующих органов. Его целью было создание предпосылок для стимулирования экономики, поддержки предпринимательства и борьбы с бюрократической и наказуемой составляющей в работе государственных органов. Ключевым акцентом документа является создание условий, в которых государство не давит на легальный бизнес, не проводит лишних проверок, но в то же время может противодействовать рисковым операциям, в частности в сферах контрабанды и оборота подакцизных товаров.
Согласно решению СНБО, Кабинет Министров обязан принять организационные и практические меры для повышения эффективности работы Государственной налоговой службы Украины и Государственной таможенной службы. Речь идет о введении четких ограничений, в частности, проверки не должны относиться к тем предприятиям, которые имеют статус авторизованных экономических операторов (АЭО) или отнесены к категории с незначительной степенью риска. Единственное исключение составляют компании, работающие с подакцизными товарами. Для них сохранится право государства на усиленный контроль.
Важным новшеством является также требование к правительству усовершенствовать методику применения рискоориентированного подхода. Речь идет о том, чтобы проверки проходили не по формальному признаку — количество, регион, отрасль, а исключительно при наличии признаков реальных угроз риска нарушений налогового или таможенного законодательства, схемного вывода средств или подозрений в контрабанде. Таким образом, акцент должен сместиться с тотального контроля в адресный мониторинг, где государство тратит свои ресурсы только там, где есть подтвержденные сигналы о проблемах. Фактически решение СНБО должно изменить культуру взаимодействия между госорганами и бизнесом в рамках военного положения. Государство признает: в условиях ограниченных ресурсов и сложного экономического фона некритические вмешательства и проверки способны нанести больше вреда, чем пользы. Именно поэтому контроль должен быть разумным, сфокусированным и минимально обременительным для прозрачно работающих предпринимателей.
Три дня спустя, 24 июля, Кабинет Министров Украины оперативно утвердил конкретный план имплементации решения СНБО. Премьер-министр Юлия Свириденко публично объявила, что налоговая и таможенная службы теперь должны ограничить проверки для предприятий с низкой степенью риска, особенно для тех, кто имеет статус авторизованных экономических операторов. Кроме этого, согласно утвержденному плану, Государственная регуляторная служба вместе с профильными министерствами в течение следующего месяца должна представить предложения по сокращению лишних лицензий, согласований и разрешительных документов. Следует отметить, что до 21 октября силовые структуры получили задачу скоординировать работу по выявлению находящихся под санкциями активов и вернуть их в бюджет с четкой привязкой к оборонным расходам и восстановлению инфраструктуры.
План правительства также предусматривает создание электронной системы контроля над государственными интервенциями в работе бизнеса, ежеквартальный пересмотр эффективности принятых решений, а также важное изменение в Уголовный процессуальный кодекс. Открывать новые производства по предпринимателям смогут только Генеральный прокурор или руководители областных прокуратур. Как подчеркнула Премьер-министр, речь идет не просто о дерегуляции, а установлении принципа справедливости вместо избирательности.
Малый и средний бизнес: реальность и проблемы
Малый и средний бизнес (МПБ) в Украине является структурным каркасом экономики, удерживающим страну на плаву в условиях полномасштабной войны. Пока крупные корпорации несут потери, сокращают операции или откладывают инвестиции, именно МПБ остается наиболее гибким и одновременно жизненно необходимым сектором. Он выполняет критически важную социальную функцию – обеспечивает рабочие места, товары, услуги и налоговые поступления для бюджетов всех уровней.
По данным Forbes Ukraine, более 70% украинцев сейчас работают в малом и среднем бизнесе. Это примерно 3,7 миллиона человек, занятых на предприятиях МПБ, и еще 1,6 миллиона граждан, зарегистрированных как физические лица-предприниматели. В пересчете на экономические показатели этот сектор формирует около двух третей валового внутреннего продукта. Для сравнения: аналогичная доля МПБ в ВВП характерна для Франции, Италии, Польши – государств с развитой рыночной экономикой.
Кроме того, в Украине на каждые 1000 жителей приходится 60 субъектов малого и среднего бизнеса (включая ФЛП). Это несколько меньше, чем в соседних странах Центральной и Восточной Европы, где средний показатель составляет 73. Например, в Чехии их 102 на тысячу человек, в Германии — 31. Однако даже эти скромнее европейских цифр в украинском контексте означают устойчивую тенденцию: МПБ выполняет системообразующую роль. Он не просто восполняет пробелы на рынке, а активно формирует лицо послевоенной экономики.
В последние годы именно МСБ взял на себя ответственность за базовые потребности местных общин: логистика, питание, ремонт, медицинские услуги, безопасность, образование, ИТ-инфраструктура — все эти отрасли частично или полностью держатся на предпринимателях. Они адаптируются к новой реальности быстрее госорганов, генерируют занятость в критических регионах и в условиях полной неопределенности продолжают работу. Во времена, когда международная помощь постепенно уменьшается, а крупные игроки инвестируют осторожно, именно малый и средний бизнес остается силой, способной не только удержать страну, но и двигать ее вперед.
В Украине все чаще звучит термин «белый бизнес» — как своеобразный знак качества, прозрачности и добродетели предпринимательской деятельности. После начала полномасштабного вторжения статус ответственного налогоплательщика, надежного работодателя и удаленного от каких-либо связей с РФ стал не только юридическим, но и моральным маркером. Такие компании сегодня формируют основу так называемого Клуба белого бизнеса – специального реестра предприятий, ведущего Государственную налоговую службу Украины.
24 июля 2024 года президент Владимир Зеленский подписал закон, определяющий особенности администрирования налогов в условиях военного положения и внедряющий новую концепцию – «Клуб белого бизнеса». Законом предусмотрено создание специального перечня налогоплательщиков, которые добровольно обязуются добросовестно соблюдать налоговое законодательство и получают ряд налоговых преимуществ. В такой перечень могут быть включены как юридические лица, так и физические лица-предприниматели, включая резидентов «Действие.City», при условии соответствия установленным критериям относительно уплаты налогов и уровня заработной платы.
Участникам Клуба предоставляется ряд преимуществ: на них распространяется мораторий на документальные проверки (за исключением отдельных ситуаций), обеспечивается ускоренное проведение камеральных проверок, оперативное возмещение НДС, быстрый доступ к налоговым консультациям, а также персональный комплаенс-менеджер для дистанционного взаимодействия с налоговыми органами, в частности.
По состоянию на середину июля 2025 года в этом перечне находится 8882 юридических лица. Это менее 1% общего количества компаний в Украине, но именно они демонстрируют максимальную прозрачность, добросовестно отчитываются, не имеют задолженности, не связаны с Россией и работают в белую — без теневых зарплат, схем или конвертов. При этом с начала 2025 года к списку присоединились более 4,1 тысяч новых компаний, тогда как 3,2 тысяч выбыли.
Следует отметить, что больше всего участников Клуба сосредоточено в столице — 25% всех компаний, то есть каждая четвертая. Далее – Днепропетровская область (9%), Киевская и Львовская (по 7%), Харьковская (5%). Это регионы с наиболее активной экономической деятельностью и развитым предпринимательством. Если говорить об отраслевой структуре Клуба, то многочисленнее всего представлены сферы, обслуживающие базовые потребности граждан. Более 22% компаний занимаются торговлей или ремонтом автотранспорта. Перерабатывающая промышленность – 16%, сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство – 14%. Еще 8% — компании, связанные с недвижимостью, и 7% — с административными услугами. Рядом – строительство, профессиональные услуги, ИТ-сфера, транспорт и почтовый сектор. Среди крупных игроков, попавших в Клуб и задекларировавших самые высокие доходы за 2024 год, — энергетическая компания «Укргидроэнерго» (54,2 млрд грн), сеть автозаправок «Петрол Партнер» (бренд WOG) с доходом 49,1 млрд грн и корпорация «Рошен» — 37,4 млрд грн.
Несмотря на то, что малый и средний бизнес стал одним из крупнейших носителей экономической нагрузки в военное время, несмотря на обстрелы, блокаду логистики, правовую нестабильность и финансовую нехватку, он продолжает удерживать страну на плаву. Почти 75% трудоспособного населения — это работники этих предприятий, которые за последние три года потеряли более трети своего количества, особенно в южных и восточных регионах.
В результате структура экономики испытала перекос: многие компании остановили производство, другие — спешно эвакуировали оборудование и персонал в более безопасные регионы. Те, кто успел перестроиться, столкнулись с разрывом логистики, потерей клиентов, разорванными контрактами. Все это повлекло за собой резкое проседание объемов производства и продаж, что ощутимо ударило по общему экономическому фону страны. Малый и средний бизнес, традиционно удерживавший рынок труда, потерял темп и сопротивление, что сказалось на уровне занятости и стало катализатором роста безработицы.
В исследовании, проведенном в рамках программы UNDP «Поддержка Украины» в 2023–2024 гг., зафиксированы масштабные изменения в самочувствии бизнеса. Если до начала полномасштабного вторжения лишь около пятой части предприятий (22,3%) считали свое финансовое положение проблемным, то в декабре 2023 этот показатель достиг 78,1%. В рабочем режиме оставались только 36,5% представителей малого и среднего бизнеса, еще 6% были вынуждены полностью прекратить деятельность на срок свыше года.
Самые болезненные потери пришлись на восточные и южные регионы. В зоне боевых действий на востоке 18,2% предприятий не работали не менее 12 месяцев; на юге — 12,7%. Особенно пострадали сферы, зависящие от физического присутствия – строительство, транспорт, общепит, туризм. В то же время, относительно устойчивыми остались ИТ и агросектор. Индекс активности бизнеса (UBI) в январе 2024 года зафиксировал глубокий спад — 37,3 балла из 100 возможных.
Мораторий, не ставший спасением
Впрочем, вопреки заявлениям о введении моратория на проверки, предприниматели быстро столкнулись с реальностью: прошло менее суток с момента обнародования плана действий правительства, а в информационном поле уже появился серьезный повод для сомнений в искренности заявленного курса. Народный депутат Ярослав Железняк опубликовал документ, который доказывает, что на следующий день после официального старта моратория Государственная служба по чрезвычайным ситуациям разослала в регионы указание проводить проверки бизнеса, фиксировать нарушения и применять административные взыскания. В распространенном документе ГСЧС говорится о необходимости «обзора промышленных объектов с последующим информированием о соблюдении норм пожарной и техногенной безопасности». В случае выявления нарушений инспекторам предписано немедленно принимать меры административного воздействия в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, решение СНБО на первый взгляд производит впечатление попытки наконец-то облегчить дыхание бизнеса: уменьшить административное давление со стороны государства и создать хотя бы минимальные условия для восстановления экономической активности во время войны. Однако получается, что риторика государственных органов наглядно демонстрирует глубокую разобщенность между публичной политикой и реальными действиями. Формально провозглашенное «освобождение бизнеса от давления» оказывается очередной декларацией без механизма выполнения: каждый орган действует по собственному сценарию, который не всегда согласовывается с общим курсом. В такой системе, которая с большой вероятностью будет продолжаться, даже введение моратория может остаться лишь громким заявлением без фактического влияния на институционную практику.
Следует отметить, что решение СНБО, оформленное в виде «моратория» на проверки бизнеса, представлено как шаг к восстановлению доверия и уменьшению давления на предпринимателей. Однако ключевые положения этого документа вызывают ряд вопросов — в первую очередь о механизмах практической реализации, рисках злоупотреблений и лазейках для обходных маневров. И именно это заставляет сомневаться в реальном эффекте провозглашенного режима ослабления контроля.
Одной из самых резонансных новаций стала идея повысить статус прокурора, имеющего право истребовать документы у бизнеса. Теперь, по плану, это сможет делать только руководитель прокуратуры, а не рядовой процессуальный руководитель. На словах это выглядит как попытка ввести предохранитель. Однако в практической плоскости это не изменяет природу давления, ведь механизм истребования документов почти не используется в реальных производствах. Бизнес, как правило, отказывается предоставлять информацию без определения суда. В ответ прокуроры идут в суд, получают решения и приходят с определением. Или вообще обходят всю эту волокиту из-за банальных обысков, потому что обыск — это быстро, внезапно, с захватом серверов, документооборота, электронной почты и техники. Именно поэтому большинство реальных действий являются обысками, а не запросами. Следовательно, анонсированные изменения смотрятся как ритуальная косметика.
Отдельно следует остановиться на заявлении правительства о том, что оно вместе с Государственной регуляторной службой, Налоговой и Таможней усовершенствует перечень рисковых предприятий. Она расшифровывается следующим образом: система рискоориентированных индикаторов не упраздняется, а наоборот, детализируется. Это означает не уменьшение проверок, а ужесточение точечных вмешательств, где субъект выводится в зону повышенного внимания государства. Поэтому новая структура рисков не станет спасительным кругом, это просто новый список красных флажков, под которые бизнес будет автоматически подпадать. И нет никакой гарантии, что система не будет использоваться против отдельных компаний избирательно под «соусом аналитики».
Схожим по форме, но еще более опасным по содержанию пункт решения правительства о «легализации» справок БЭБ. Предлагается снять сомнительность аналитических материалов, которые сейчас не являются доказательствами в процессуальном смысле, но давно используются в качестве основания для возбуждения уголовных дел. Как это смотрится на практике? Сотрудник Бюро экономической безопасности вводит данные в созданную программу на служебном компьютере. При этом она не сертифицирована, независимо верифицирована, и к ней не имеют доступа налоговые органы или суды. Она просто печатает документ, который называется «аналитический продукт». Его достаточно, чтобы начать дело, пойти в суд по решению, провести обыск, арестовать имущество. Это разрушает не только презумпцию невиновности, но и принцип судебного контроля. Такая логика является прямым путем злоупотреблений, которые маскируются под борьбу с уклонением от уплаты налогов. Впрочем, никакого движения в сторону обеспечения независимого руководителя БЭБ до сих пор нет. Политическая воля на институционную реформу отсутствует.
Еще один громкий тезис по «мораторию» относится к защите иностранных инвесторов. Предлагается дать поручение Кабмину обеспечить такую защиту в течение одного месяца. Этот пункт выглядит скорее декларацией, чем инструментом. В условиях, когда внутренние компании не могут защитить свою инфраструктуру и права, верить в приоритетную заботу о внешних инвесторах сложно. Ибо первым тестом должна быть именно работа с внутренней средой. Если отечественные предприниматели ежедневно балансируют на грани обысков, арестов, блокирования счетов и налоговых претензий, иностранные игроки оказываются в таком же контексте. Никто не инвестирует в юрисдикцию, где следователь в погонах обладает большей властью, чем министр экономики.
Параллельно с этим новое правительственное решение содержит прямое поручение в течение трех месяцев найти все санкционное имущество и срочно его изъять. Эта доверенность может иметь смысл в военное время, но она не сопровождается четкой процедурой. Что такое «санкционное имущество»? Как определяется его принадлежность? Какие права имеют предприниматели, которые вели хозяйственные связи до войны и не имели информации о структурах бенефициаров? Никакого ответа. Этот пункт является прекрасной новой «опцией» для СБУ, ДБР, БЭБ, налоговой. Каждая транзакция в такой среде – это повод для уголовного производства.
Еще больше вопросов вызывает блок с доверенностью «проверить все дела по бизнесу за один месяц, отменить аресты, если есть основания». Эти слова полностью дублируют неоднократные заявления Генерального прокурора. На бумаге это выглядит прагматично, а в реальности прокуроры уже третью неделю готовят справки, в которых описывают все уголовные производства по бизнесу. Но, по словам сотрудников на местах, большинство этих дел является обвинением в хищении бюджетных средств при участии в тендерах или неуплате налогов. И здесь у прокуроров возникает дилемма. Они либо должны сообщить своему руководству о том, что держат на контроле производства, открыты без надлежащих оснований, в которых годами не проводились следственные действия, либо быстро запустить процесс: заказать судебные экспертизы, получить на руки необходимые заключения по обвинению и передать дело в суд.
В первом случае существует риск стать нежелательным сотрудником, во втором возникает шанс показать «результат», который в системе оценивается как эффективная работа по разоблачению злоупотреблений бюджетными средствами. Такая дилемма не оставляет простор для объективного анализа: система поощряет двигать дело вперед, даже если обвинения держатся на формальностях. Именно это создает предпосылки нового витка обысков, поэтому после введения моратория их количество не уменьшится, а наоборот вырастет. Потому что обыск перед оглашением подозрения — привычная практика в ситуации, когда на начальном этапе расследования такая мера не проводилась. Его используют для давления, извлечения документов и создания дополнительного психологического эффекта. И новая логика «очистки» дел лишь подталкивает к этому.
Дополнительно правительство планирует внести изменения в Уголовный процессуальный кодекс, чтобы перед открытием производства или истребованием документов потребовалось личное участие руководителя прокуратуры. Такой шаг сам по себе не решает проблему, потому что прокурор-начальник сам заинтересован в количестве дел. Это часть его KPI и он всегда найдет способ оформить производство, даже не против предприятия, а например, против чиновника, организовавшего тендер. В результате предприятие — в производстве, имущество — под арестом, и все это без фактического упоминания названия компании в фабуле.
Наконец, идея усовершенствования рискоориентированного подхода к проверкам имеет серьезный двойной контекст. С одной стороны, это звучит как обещание уменьшить количество необоснованных вмешательств. С другой стороны, происходит расширение количества критериев, которые трактуются как риски. Таким образом, компаний, которые попадают в зону проверок, станет больше. Тем более что значительная часть проверок проводится не по инициативе налоговой, а по запросу самих бизнесменов с целью возмещения НДС или исключения их предприятий из разряда рисковых и т.п.
Как видим, формальное уменьшение инициативных проверок со стороны государства не равняется уменьшению общего давления на бизнес. Ему нужен не иллюзорный, а реальный мораторий — действовавший в начале войны. Не «режим управляемого риска», «оптимизация процедур» или «улучшение нормативки», а полная остановка давления. Потому что сегодня бизнес работает не для развития, а чтобы удержаться на плаву и не скрыться. И в этой ситуации государство либо становится партнером, либо превращается в риск №1.