Папа в эпоху геноцидов, войн и примирения: что Папа Франциск сделал и не сделал для Украины

Папа Франциск, фигура, сумевшая удивить мир своим нетрадиционным понтификатом и вошедшая в историю как первый понтифик из Америки, извинившийся за грехи Церкви перед коренными народами Канады, умер в возрасте 88 лет.
Его смерть — не только завершение эпохи, но и напоминание о хрупкости человеческой жизни, даже если эта жизнь была прожита в центре духовной власти. Папа, которого назвали «папой для людей» за простоту, искренность и мужество выходить за пределы устоявшихся догм, оставил по себе противоречивый, но глубоко человечный след. Его стремление сделать Церковь более открытой, ближе к маргинализированным, повлекло как энтузиазм, так и сопротивление — и в этом тоже проявилось живое напряжение нашего времени между традицией и поиском нового пути.
Известие о его смерти зачитал кардинал Кевин Фаррел в часовне Дома Святой Марты в Ватикане, где Папа Франциск избрал жить, отказавшись от роскоши Апостольского дворца.
«Сегодня в 7:35 утра Епископ Рима, Франциск, вернулся в дом Отца. Вся его жизнь была посвящена служению Господу и Его Церкви», — сказал Фаррелл.
Над Римом зазвенели колокола. Башни храмов молча объявили миру, что еще один светильник погас. Но пламя, которое он зажег в сердцах верующих – и не только верующих – не погаснет так быстро.
Папа имел серьезные проблемы со здоровьем еще с юности: ему удалили часть правого легкого из-за инфекции. Последние месяцы были сложными – сначала бронхит, а затем и двусторонняя пневмония с астматическим компонентом. Несмотря на врачебные заверения, что его состояние «удовлетворительное», организм не выдержал.
Франциск оставил нам урок — о силе смирения, о цене правды, о необходимости просить прощения и искать примирения. Его смерть – это не просто потеря духовного лидера. Это напоминание, что даже те, кто носит белое и благословляет миллионы, в конце концов уходят туда, где нет титулов, только душа.
Наследие Папы Франциска в Канаде: когда раскаяние становится актом исторической справедливости
Среди многочисленных страниц понтификата Франциска особое место приходится его глубокое, человечное и смелое обращение к коренным народам Канады — тем, кто веками оставался в тени имперских, церковных и государственных травм. В 2022 году, после десятилетий ожиданий, Папа наконец извинился, сначала в Ватикане, а затем и на канадской земле, во время шестидневного визита, который стал поворотной точкой в истории взаимоотношений между Церковью и коренными общинами.
Это было раскаяние не только личное, но и институциональное, символическое, историческое. На месте одного из бывших интернатов в Масквасисе, где когда-то звучали приказы и молчала правда, 25 июля 2022 года Папа Франциск сказал:
«Я здесь, потому что первый шаг моего покаянного паломничества среди вас — это еще раз попросить прощения. Повторить вам, что мне искренне жаль. Жаль за то, что, к сожалению, многие христиане поддержали колониальное мышление властей, подавлявших коренные народы».
Эти слова прозвучали на его родном испанском языке и были переведены на английский. Они встретили отклик — аплодисменты, слезы, молчаливые взгляды. Это была не простая церемония. Это был жест, в котором раздалась многовековая тоска по правде.
История интернатов принудительной ассимиляции в Канаде под руководством Римско-католической Церкви — это не просто темная страница прошлого. Это живая рана. Принудительная денационализация, физическое и сексуальное насилие, системное разрушение идентичности, недоедание, холод, безразличие. Десятки тысяч детей были оторваны от семей, сотни никогда не вернулись. Их имена до сих пор ищут на анонимных могилах.
Фил Фонтейн, бывший национальный глава Ассамблеи первых наций и сам выпускник такой школы, назвал момент встречи с Папой историческим:
«Без прощения — невозможное прощение. А без прощения — невозможное исцеление», — сказал он через год после визита.
Конечно, не все восприняли извинения однозначно. Кто-то считал, что Папа должен был пойти дальше. Но даже при возвращении в Рим он признал: то, что произошло, — это геноцид. И это признание тоже имеет важную силу – силу называть вещи своими именами.
В марте 2023 года под давлением коренных сообществ Ватикан официально отверг так называемую Доктрина открытия — колониальный документ, веками легитимировавший захват коренных земель.
Да, никакие слова не вернут тех, кто не вернулся домой. Никакое извинение не снимет бремя поколений. Но осмысленное, искреннее раскаяние – это первый шаг на пути, где справедливость начинает звучать не как абстракция, а как обещание действий. Как сказал тогда Корнел Маклин, временный Великий вождь Ассамблеи вождей Манитобы:
«Прощение не уменьшает боль за потерянными детьми. Но мы призываем Церковь идти по пути примирения — через конкретные действия и настоящее возмещение».
Папа Франциск показал, что даже самый большой религиозный институт способен склонить голову. И в этом преклонении высшее достоинство.
Папа Франциск и Украина: между болью войны и поиском неудобного мира
Отношение Папы Франциска к войне в Украине с самого начала полномасштабного вторжения России в 2022 году было сложным, неоднозначным и одновременно проникнутым искренней тревогой. Его голос звучал во всем мире как призыв к миру, но для многих украинцев эти слова казались недостаточно решительными, слишком осторожными, а иногда даже оскорбительными.
До 24 февраля 2022 г. Папа Франциск избегал прямых упоминаний России в контексте агрессии. Еще в 2019 году, во время встречи с представителями Украинской греко-католической церкви, понтифик назвал конфликт на Донбассе «гибридной войной» и выразил обеспокоенность гуманитарной ситуацией. В то же время, даже после личных встреч с Владимиром Путиным он воздерживался от резкой критики российского руководства.
После начала полномасштабного вторжения Папа Франциск уже 25 февраля 2022 лично посетил посольство России при Святом Престоле, чтобы выразить беспокойство войной — беспрецедентный шаг в дипломатической практике Ватикана. 6 марта 2022 года он публично призвал: «Во имя Бога, остановите эту резню!», назвав Мариуполь «городом-мучеником».
В январе 2024 года Папа впервые четко признал Россию агрессором, упомянувпочти двухлетнюю широкомасштабную войну, которую Россия ведет против Украины».
Призывы к миру и перемирию
С первых дней полномасштабной войны понтифик призвал к миру. Он говорил о прекращении насилия, необходимости гуманитарной помощи и совместных молитв за Украину.
В декабре 2024 года он предложил «рождественское перемирие» — не только в Украине, но и во всех зонах вооруженных конфликтов. А в феврале 2025-го, в третью годовщину полномасштабного вторжения, Папа назвал эту дату «болезненной и позорной годовщиной для всего человечества».
На Пасху 2025 года Франциск уже не смог лично обратиться к верующим, однако в его благословении прозвучали слова об Украине.опустошенную войной», и призыв к справедливому миру.
Противоречивые высказывания: от белого флага до «двоюродных братьев»
Понтифик неоднократно делал заявления, вызвавшие непонимание или возмущение в Украине. К примеру, в августе 2022 года, в День Независимости Украины, он назвал погибшую в результате взрыва в Подмосковье Дарью Дугину «невинной жертвой войны». Этот жест вызвал разочарование в Украине.
В марте 2024 года в интервью швейцарскому телевидению Папа Франциск сказал, что «сильнее тот, кто имеет смелость поднять белое знамя и вести переговоры». Несмотря на объяснение Ватикана, что это была метафора о перемирии, а не капитуляции, слова Папы спровоцировали жесткую реакцию Киева.
Еще раньше понтифик называл россиян «великим народом», выражался с уважением к «русского гуманизма» да вспоминал о «лай НАТО у границ России», что, по его словам, могло спровоцировать войну. Такие формулировки часто критиковали как воспроизводство русской пропаганды.
В феврале 2025 года он призвал украинцевне отвечать ударом на удар» и «прощать», признавая в то же время глубокие раны, которые покидает война.
Также в своей проповеди на острове Корсика Франциск сказал: «Украинцы и россияне – двоюродные братья. Пусть же найдут общий язык!»
Крестный ход в 2022 году: возмущение в Украине
Одним из самых громких дипломатических скандалов в отношениях Украины и Ватикана стал Крестный ход в Колизее на Страстную пятницу в апреле 2022 года. Во время нее крест несли две женщины – украинка и россиянка. Этот символический жест преследовал цель примирения, однако был воспринят в Украине как попытка нивелировать агрессора и жертву.
МИД Украины, Украинская греко-католическая церковь и Православная церковь Украины выступили с критикой, заявив, что такой «жест» не учитывает контекст войны и болезнен для украинцев. В последующие годы Ватикан ушел от подобного формата участия представителей России и Украины в крестных ходах.
Другой эпизод — речь в Ватикане в августе 2023 года, когда Папа обратился к молодежи из России словами о «наследии великой России — Петре I, Екатерине II». Несмотря на попытки подать эти слова как призыв к диалогу, это прозвучало в Украине как неприемлемое одобрение имперской риторики.
Несмотря на резонансные высказывания, Папа Франциск не раз проявлял солидарность с украинцами. В апреле 2025 года он передал Украине четыре машины скорой помощи и гуманитарную помощь.
Он также несколько раз встречался с президентом Владимиром Зеленским – впервые в феврале 2020 года, затем в мае 2023 года. Отдельно понтифик принимал жен пленных защитников «Азовстали», обсуждая возможное участие Ватикана в гуманитарных миссиях.
Франциск неоднократно выражал готовность приехать в Киев, но только при поездке также в Москву. Несмотря на многочисленные приглашения с украинской стороны, визит понтифика в Украину так и не состоялся.
Между пастырем и политиком
Папа Франциск оставил после себя неоднозначный след, и это делает его фигурой, заставляющей думать. В его словах часто звучала не та уверенность, к которой привыкли политики, а сомнение и поиск. Он не был идеальным союзником для украинского народа, но был тем, кто, несмотря на ограничения, пытался говорить о войне как трагедии для всех, кто теряет: и тех, кто борется, и тех, кто не может сказать, что думает. Его тишина и голос – оба были важны.
Сегодня Папы Франциска больше нет. Но его понтификат оставил после себя пример: не молчать, когда мир кричит. Не бояться извиняться, когда правда болит. И не стесняться быть человеком, даже тогда, когда на тебе белый наряд наместника Бога на земле.