Подростки и мотоциклы: очередные трагедии на Житомирщине и Львовщине и как их предотвратить

Дорожно-транспортные происшествия с участием несовершеннолетних водителей мотоциклов стали обычным явлением в городах и селах. Это уже не частные случаи, а длительная тенденция, набирающая обороты, особенно с началом полномасштабной войны. Подростки все чаще оказываются за рулем без прав, необходимой подготовки и понимания базовых принципов безопасности. Они садятся на технику, которая требует взрослой ответственности, тогда как сами еще не имеют сложившегося представления о границах и последствиях. Война только обострила эту проблему. Отсутствие необходимого внимания со стороны родителей и профилактики, слабая работа школ и общин – все это создает благоприятную почву для повторяющихся сценариев: мотоцикл, потеря контроля, травмы, больница, следственные действия. Именно так были события 21 и 22 июня — в Житомирской и Львовской областях, где несовершеннолетние мотоциклисты попали в аварии с тяжелыми последствиями.
Случай на Житомирщине
21 июня поздней ночью в селе Кодня Житомирского района 16-летний парень, управляя мотоциклом Lifan, двигался по улице Житомирской в направлении улицы Грабовского. В какой-то момент он не справился с управлением, съехал с дороги и врезался в металлический столб. Удар был столь сильным, что подростка доставили в реанимацию. В настоящее время следователи выясняют все обстоятельства ДТП. Предварительным правовым определением является часть 1 статьи 286 Уголовного кодекса Украины: нарушение правил дорожного движения, повлекшее телесные повреждения.
Улица, тьма, скорость и техника, не прощающая ошибок. Возможно, для парня это был вызов или просто ночное развлечение таких историй много. Но у них всегда один финал: кровоподтеки, травмы, или хуже — смерть.
Трагедия во Львовской области
На следующий день, 22 июня, авария произошла во Львовской области, в селе Гийче. На этот раз за рулем была 15-летняя девушка, которая села на мотоцикл марки Viper и увезла сверстника. Их поездка завершилась в кювете, потому что водитель не справилась с управлением и машина слетела с дороги. Оба госпитализированы с травмами, а полиция открыла производство по той же статье УКУ. Об этом сообщили в отделе коммуникации полиции Львовской области.
Оба подростка не достигли возраста, когда закон позволяет управлять мотоциклом, но техника была, доступ был, а контроля нет. В сельских общинах мотоцикл является распространенным видом транспорта, и дети имеют к нему гораздо более свободный доступ, чем в городах. Это сочетается с нехваткой досуга, ослабленными социальными институтами и общей нестабильностью военного времени.
Возраст, права, контроль: что говорит закон
Согласно украинскому законодательству, вождение мотоцикла разрешено с 16 лет. Для этого нужно сдать экзамен и получить водительские удостоверения категории А или А1, которые позволяют управлять мопедами и мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см. Для получения прав в возрасте до 18 лет требуется письменное разрешение от родителей или опекунов. Без этого любое управление считается незаконным, но в реальности дети часто садятся за руль раньше.
Причины трагедий
Происходящее нельзя объяснить только небрежностью или рискованностью самих подростков. Дети живут в стрессе, часто — без отца, который служит или погиб, с матерью, сосредоточенной на выживании, а дедушки и бабушки не всегда оказывают влияние. Детям не хватает структурированной среды, а уличная самостоятельность и техника становятся источником как адреналина, так и травм. Психологическая нестабильность, потеря структуры, отсутствие занятий – все это побуждает искать адреналин или эскапизм. Мотоцикл — это символ свободы и возможность заявить о себе.
Подростки не мыслят категориями смертельного риска. Они не представляют, как работает травма позвоночника или чем грозит открытый перелом. Их представления формируют TikTok, YouTube и локальные авторитеты. И пока система не способна дать им безопасную альтернативу, мотоцикл будет оставаться источником заманчивого, но опасного опыта.
Что могут сделать родители: практические советы
- Контролируйте технику. Если в вашем доме есть мотоцикл, мопед или квадроцикл, доступ к нему должен быть ограничен. Ключи должны храниться у взрослого.
- Объясните последствия. Говорите без морализаторства – покажите на примерах, что бывает в ДТП. Не угрожайте, а разъясняйте.
- Предложите альтернативу. Если ребенок интересуется техникой, запишите его на кружок, дайте доступ к симулятору или организуйте обучение на безопасном полигоне после 16 лет.
- Не игнорируйте сигналы. Если подросток резко изменился – замкнулся, стал агрессивным или гиперактивным – возможно, он пытается найти выход из стресса. Следует обратиться к психологу.
- Привлекайте общину. Говорите с другими родителями, обращайтесь к старосте села или школьному руководству. Создавайте общую позицию: «это — опасность», а не «это — проходящая фаза».
- Помните: разрешение на вождение – это еще не взрослость. Даже в 16 лет наличие удостоверения не означает полной готовности управлять мотоциклом. Вырабатывайте культуру ответственного вождения.