Подростки в Украине имеют начальный уровень финансовой грамотности: результаты исследования НБУ

Образование в Украине уже четвертый год функционирует в условиях полномасштабной войны. Для детей это означает не только перебои в учебном процессе, переход на дистанционные или смешанные форматы, частые тревоги и пребывание в укрытиях, но и снижение доступа к системному и равному качеству образования. Часть учеников вынуждена была сменить школы из-за переезда, часть – учится за границей или дома. В таких условиях перед образовательной системой стоит не только задача сохранить базовый уровень знаний, но и закладывать навыки, имеющие длительное значение — в частности, в сфере финансовой грамотности. НБУ свидетельствует, что финансовая грамотность подростков остается на периферии школьной программы.
Уровень финансовых знаний: общая картина
В Украине впервые было проведено исследование уровня сформированности компетентности «Предприимчивость и финансовая грамотность» среди учащихся 10-х классов. Инициатором выступил Национальный банк Украины по сотрудничеству с общественной организацией Junior Achievement Ukraine. Полевые исследования осуществлял Украинский институт социальных исследований имени Александра Яременко. Формирование выборки обеспечило Институт образовательной аналитики. В рамках опроса было охвачено 97 школ в 19 областях Украины и Киеве, общее количество респондентов — 3139 учеников в возрасте от 14 до 17 лет.
Целью исследования было зафиксировать текущее состояние знаний и навыков школьников в данной сфере — перед тем, как в 2025–2026 учебном году в школьную программу будет введен новый предмет «Предпринимательство и финансовая грамотность». Его планируют сделать обязательным для учащихся 8-х классов, а затем и для 9-х. В 2027 г. ожидается второй этап исследования, который позволит оценить динамику результатов и эффективность внедренных методик преподавания.
Структура опроса включала 21 тематическую задачу, сформированную по образцам международной программы PISA в области финансовой грамотности. Кроме того, учащиеся заполняли анкету с 20 вопросами, позволившую выявить дополнительные факторы, влияющие на их академические показатели.
По итогам исследования средний показатель правильных ответов составляет 46,6%. Это соответствует примерно 3 баллам по 12-балльной системе, что формально означает начальный уровень знаний.
Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся из Днепропетровской области (57,4% правильных ответов), Ивано-Франковской области (53,7%) и города Киева (50,4%).
Самые низкие результаты были отмечены в Кировоградской области (37,4%), Николаевской области (39,7%) и Черновицкой области (41,4%).
Ни один из участников не предоставил 100% правильных ответов. Это указывает не только на общую недостаточность знаний, но и системное отсутствие глубокого усвоения ключевых понятий в сфере финансов среди большинства опрошенных.
Гендерные и региональные отличия
В структуре результатов зафиксирована разница между ребятами. Девушки имели несколько более высокие результаты — 47,4% против 45,6% у ребят. Также была заметна разница между учениками городских и сельских школ – 48% против 40% соответственно. Это соотносится с известными разрывами в доступе к ресурсам и стабильной учебной среде в условиях войны, особенно обострившихся в сельских районах.
Социально-экономический фактор
Одной из ключевых тенденций, зафиксированных исследованием, есть прямая связь между уровнем финансовой грамотности и социально-экономическим положением семьи. Подростки из семей с низким доходом, особенно без опыта использования банковских или мобильных финансовых инструментов, показали самые низкие результаты. Также уязвимы оказались ученики, не имеющие привычки общаться с родителями на темы денег или сбережений.
Что влияет на финансовую грамотность
Несмотря на низкий средний уровень исследования позволило выделить несколько факторов, способствующих лучшему усвоению знаний:
- собственный опыт использования финансовых продуктов — планирование расходов, сбережения, ведение бюджета;
- регулярное обсуждение финансов в семье — в частности разговоры о расходах, заработках, целях;
- самообразование – через книги, онлайн-курсы, видео, интернет-материалы.
Эти факторы работают независимо от типа школы или места жительства и оказывают прямое влияние на способность учащегося применять знания на практике.
По результатам исследования 77,6% опрошенных подростков считают, что в школе обязательно следует ввести курс по финансовой грамотности. Это указывает не только на готовность учащихся к переменам, но и на запрос изнутри самого образовательного сообщества.
Уже сейчас понятно, что в условиях военного времени, нестабильности и постоянной нагрузки на семьи, финансовая грамотность является важными знаниями. Для многих школьников это способ раньше осознать роль денег в жизни, избегать долговых ловушек, понимать базовые условия договоров, оценивать финансовые риски. И именно поэтому ее введение в учебную программу обосновано не только с образовательной, но и с социальной точки зрения.