После Трампа – каждый сам за себя: ядерный зонтик больше не работает

Гибридные войны начинаются не на поле боя, а в информационном пространстве. Все чаще оружием становятся не ракеты или дроны, а поддельные новости, клонированные сайты и фальшивые аккаунты в соцсетях. Одной из самых масштабных и опасных информационных операций последних лет стала кампания Doppelgänger. Ее суть — создание точных копий авторитетных медиа с целью: под видом известных изданий распространять выгодные Кремлю нарративы, дискредитировать европейские институты и подрывать доверие к медиа и журналистам.
Впервые об этой кампании заговорили летом 2023, когда расследователи обнаружили десятки клонов сайтов таких гигантов, как Le Monde, Bild, The Guardian. На их страницах публиковали вымышленные новости – от антигерманских месседжей до откровенной пророссийской пропаганды. С тех пор масштабы сделки только выросли. Doppelgänger-кампания работает точечно, используя каждый случай усилить раскол в европейских обществах — от миграционного кризиса до выборов.
Рассмотрим, как работает механизм информационного двойника, как его используют российские структуры и почему европейцам стоит серьезно задуматься над тем, насколько уязвимыми становятся даже самые сильные демократии перед лицом таких технологий.
Что такое Doppelgänger-кампания?
Название происходит от немецкого слова Doppelgänger, что означает «двойник», «двойник-призрак», «человек, очень похожий на другой». В контексте гибридных влияний Doppelgänger-кампания — это операция по дезинформации, суть которой заключается в том, что создаются копии или клоны известных медиа, сайтов или аккаунтов, которые с виду почти не отличаются от оригиналов, но распространяют ложную или выгодную манипуляторам информацию.
Например, подделываются сайты известных СМИ (Le Monde, Bild, The Guardian) – меняется одна буква в URL или создается точная визуальная копия, публикующая вымышленные «новости». Затем эти «фейки» продвигают в соцсетях или таргетированно распространяют среди европейской аудитории.
Таким образом, Doppelgänger-кампания – это масштабная операция с использованием фейковых двойников медиа для манипуляции общественным мнением и создания иллюзии правдивости выгодных России нарративов.
Воздействие на результаты выборов в Германии
Независимое издание ВСквер, специализирующееся на расследовательной журналистике, пишет о том, что Doppelgänger-кампания в значительной степени повлияла на ход предвыборной кампании в Германии, в результате чего «Альтернатива для Германии» (AfD) значительно усилила свои позиции, получив второе место в парламенте. Этот рывок сделал его еще более заметным игроком на политической арене и потенциально выгодным объектом для использования кремлевских дезинформационных кампаний.
Журналисты-расследователи обнаружили, что российские дезинформационные кампании на выборах в Германии открыто поддерживали AfD, выгодную Кремлю, и атаковали партии коалиции — ХДС, СДПГ и Зеленых. Самые масштабные операции – Doppelgänger, Overload, Undercut и CopyCop – имели разные методы: от клонирования медиасайтов до спам-рассылок и искусственно сгенерированного контента.
Скажем, Operation Overload основывался на спам-рассылках со ссылками на фейковые видео в Telegram, имитируемые Euronews, Wall Street Journal или Spiegel. При этом делалась ставка на длительное воздействие, а не на мгновенную вирусность. Overload и Doppelgänger – это технологии, связанные между собой. Обе опираются на механизм легитимизации источника, являющегося важной составляющей любой пропагандистской кампании.
В общем-то, все использованные технологии координировались между собой и имели общую инфраструктуру, связанную с российской компанией Social Design Agency. Цель, которую преследовала эта компания, — усилить раскол в немецком обществе, продвинуть пророссийские месседжи и дискредитировать европейские партии власти.
Как пишет ВСквер, компании Doppelgänger уже действовали в Польше, Латвии, Франции и Германии. Также они могут активизироваться в Чехии, если появится информационный повод, и в таких странах как Румыния и Молдова, которые Россия считает благоприятными для воздействия.
Имитация доверия – результат легитимизации источника
Новейшие технологии цифрового мира гибридных войн использовали хорошо известные методы пропагандистского воздействия, описанные в учебниках коммуникационных технологий ХХ века.
Ключевой инструмент Doppelgänger и Operation Overload — механизм легитимизации источника информации, являющийся классической пропагандистской практикой, направленной на то, чтобы сделать ложную или манипулятивную информацию правдоподобной и достойной доверия в глазах аудитории.
В случае кампании Doppelgänger легитимизация достигается через имитацию внешнего вида известных, авторитетных медиа – таких как Le Monde, The Guardian, Bild, Der Spiegel. Фейковые сайты создаются с точным копированием логотипов, дизайна, шрифтов, цветовой гаммы, интерфейса, а иногда даже URL-адреса отличаются только одной буквой или доменной зоной. Человек, который переходит на такой ресурс или видит скриншот якобы из Le Monde, воспринимает изложенную там информацию как проверенную и достоверную — именно поэтому пропагандистский месседж автоматически получает «авторитетную» основу.
В “Operation Overload” используется другая форма легитимизации – имитация крупных международных СМИ в видеоформате. Пользователи получают спам-листы или видят ссылки в Telegram, ведущие на поддельные видео, стилизованные под Euronews, Wall Street Journal или Spiegel. Зрительно эти видео полностью копируют подачу и стиль этих известных медиа, что создает необходимое впечатление: источником является настоящее авторитетное издание. Зритель не проверяет происхождение контента, потому что верит тому, что видит знакомые логотипы и стандарты подачи. Именно так запускается механизм «доверия по умолчанию».
Прием легитимизации источника через имитацию является старой хорошо известной технологией информационной войны, описанной еще в учебниках по пропаганде XX века. Его цель — минимизировать критическое восприятие аудитории, обойти барьеры сомнения и создать впечатление, что человек получил информацию не из подозрительного ресурса, а из авторитетного, проверенного источника.
В результате такие операции, как Doppelgänger и Overload, манипулируют самой сутью медиапотребления: пользователи стремятся доверять источнику информации. Доверие, обретенное через обман, позволяет продвигать нужные нарративы и дезинформацию уже на «легализованной» в глазах аудитории площадке. Именно поэтому эти кампании настолько опасны и эффективны — они смыкаются с базовыми механизмами восприятия человека и медиапотребления.
Как работает спираль молчания в Doppelgänger?
Согласно теории спирали молчания, сформулированной немецкой исследовательницей Элизабет Ноэль-Нойманн еще в 1970-х годах, люди склонны высказывать мнение при условии, что она совпадает с мейнстримным видением событий, и наоборот — замалчивать свои оценки, если они не поддерживают господствующий дискурс. В человеческую природу заложен страх социальной изоляции, чем, собственно, и пользуются технологи, работающие с механизмами этой спирали: чем больше с помощью медиавмешений определенная точка зрения доминирует в публичном пространстве, тем в большей степени те, кто имеет другие взгляды, избегают их озвучивать. Это создает иллюзию всеобщей поддержки определенной позиции, хотя реальная картина может быть совсем другой. Как Doppelgänger использует этот механизм?
Российские информационные атаки направлены на создание искусственной картины общественного консенсуса, способствующего Кремлю. Компания Doppelgänger работает по нескольким направлениям:
Массовое тиражирование фейковых новостей – через сеть поддельных сайтов, стилизованных под западные медиа, распространяются новости, продвигаемые российскими нарративами. К примеру, у них может утверждаться, что европейцы устали поддерживать Украину или что санкции только вредят самим странам Запада.
Усиление радикальных точек зрения – через социальные сети разгоняются как ультраправые, так и ультралевые позиции, дестабилизирующие политический дискурс. Если определенный нарратив (например, антинатовская риторика) постоянно звучит в медиапространстве, люди начинают воспринимать его как мейнстримное, даже если сначала придерживались другой точки зрения.
Маргинализация альтернативных взглядов происходит тогда, когда проукраинские или проевропейские позиции целенаправленно манифестируются как непопулярные или даже нежелательные. В результате их сторонники могут избегать открытого выражения своего мнения, опасаясь осуждения или изоляции. Конкретно этот механизм и лежит в базе спирали молчания.
Таким образом, Doppelgänger и подобные кампании создают информационную среду, в которой пророссийские нарративы кажутся господствующими, а альтернативные точки зрения маргинальными. Это заставляет людей либо менять свое мнение под влиянием «общественной потребности», либо, по крайней мере, молчать, что в итоге работает на интересы Кремля.
Компания Doppelgänger также использует методы, характерные для киберпреступников, чтобы избежать блокирования своих фейковых новостных сайтов в социальных сетях, таких как X и Meta.
И вдобавок технология «маскировки»
Фейки кампании Doppelgänger маскировали с помощью техники, которую часто используют киберпреступники. Чтобы обойти блокировку ссылок в Facebook или X (Twitter), пропагандисты создавали десятки одноразовых незаметных сайтов с названиями типа climzenante.shop или lowlementor.shop. Именно эти «чистые» сайты запускали в соцсетях и перенаправляли трафик уже на фейковые клоны известных медиа – например spiegel.ltd.
Технология называется «маскировка» — благодаря ей реальный фейковый сайт видят только целевые пользователи (например, в Германии), а модераторы соцсетей видят якобы безопасный ресурс и не блокируют его. Этот метод широко используется и в мошеннических схемах — например, в крипто-аферах или на сайтах знакомств.
В следующей публикации мы рассмотрим конкретные примеры влияния Doppelgänger-кампаний на политический ландшафт разных стран.