Дети войны

Роддом в Харькове потерпел поражение: пострадали младенцы и роженицы

Война в Украине меняет города, уничтожает инфраструктуру, превращает школы в укрытия, а больницы в мишени. Однако есть одна зона, где присутствие войны особенно противоречит самой природе — роддома. Места, где не умирают, а рождаются, где жизнь только начинается.

11 июля около шести утра во время атаки Харькова российскими дронами роддом в Салтовском районе потерпел поражение. Российская атака задела корпус, в котором находились женщины после родов и их дети. За информацией Харьковской областной прокуратуры, пострадали три роженицы и трое младенцев. Двое из них родились только за сутки до этого, а третий мальчик – 8 июля. У всех диагностирована острая стрессовая реакция. Рожениц с младенцами пришлось эвакуировать в другое медицинское учреждение.

В мирной стране ребенок всегда появляется на свет в тишине. Вокруг него стерильные стены, установившийся режим, первый крик, первое дыхание. Мать и медики рядом, кровать чистая, покой гарантирован. В Харькове это утро этого не было. Когда дети и их матери спали, а медицинский персонал дежурил в коридоре, последовал взрыв, а за ним — треск стекла окон, кровати усыпаны осколками, крики. Родильницы с детьми на руках в панике прятались под кроватями, другие пытались выбраться из помещения своими силами.

Острая стрессовая реакция у младенца является не только стрессом, но и существенным физиологическим смещением. У новорожденного еще не сформирована полноценная работа коры головного мозга, не развиты механизмы самоуспокоения. В случае сильного звукового удара, такого как взрыв, сердечный ритм ребенка резко повышается, дыхание становится отрывочным, а мышцы спазмированы.

Для ребенка первые часы после родов является периодом адаптации, его нервная система только начинает привыкать к новым условиям. Если в этот момент происходит взрыв, она переживает это как угрозу на уровне всех систем сердечно-сосудистой, дыхательной, гормональной. И если взрослый может понять, что это взрыв и как-то среагировать, то ребенок — нет. Она просто кричит и находится в состоянии перегрузки.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  In recent years, in Ukraine, more and more attention is paid to the issue of children's rights not only on paper, but also in real everyday life - at school, in the classroom, during a lesson or during a break. Protection of children's rights is no longer perceived as the exclusive competence of adults - teachers, officials or parents. In a democratic society that focuses on participation and independence, children should become full participants in the processes that affect them. The new "School Ombudsman" project, which will be launched in the Ivano-Frankivsk region, is just such an attempt - to give students not only a voice, but also an opportunity to act. As reported the representative of the Commissioner of the Verkhovna Rada of Ukraine for human rights in the region Vitaliy Verbovyi, the idea is to introduce the institute of an independent student representative in schools and lyceums. Its function is to protect the rights and freedoms of participants in the educational process, provide consultations, consider complaints and conflict situations, as well as establish interaction between students, teachers, administration and parents. A school ombudsman is a student of the 9th grade of a gymnasium or 10-11th grade of a lyceum, who is elected from among the active student self-government. But, unlike traditional school heads or "school presidents", the Ombudsman has a separate, autonomous mandate. Its activity is not subordinated to the school administration and does not depend on the preferences or instructions of teachers. It is in this independence, as the initiators note, that the meaning lies: the pupil-ombudsman has the right to act as a mediator in controversial situations, voice problems and seek changes. It is envisaged that students and their parents will be able to contact the School Ombudsman for help - personally or through special feedback channels. In difficult cases, he will be able to initiate a review of school rules, involve external human rights institutions, and in some cases — record violations in the interests of further response by state authorities. According to Verbovoy, the project has several goals: to increase the level of legal literacy among schoolchildren, to teach young people to protect themselves and others in a legal way, as well as to make the environment in schools safer and more open to dialogue. The initiative also corresponds to the new opportunities opened up by the Law of Ukraine "On Amendments to Certain Laws of Ukraine Regarding People's Power at the Level of Local Self-Government", which entered into force on January 8, 2025. This law gave teenagers from the age of 14 the right to participate in public hearings, make proposals, be involved in consultations and advisory bodies at the local level. As the Representation of the Commissioner for Human Rights emphasizes, the "School Ombudsman" project is a logical continuation of this trend — a practical step towards the formation of a new type of citizen: informed, responsible and capable of action. In the future, it is expected that this project will not only activate student self-government, but also change the atmosphere in schools: reduce the number of silent conflicts, give children a sense of security and influence, and form communication and mediation skills necessary in adult life. And most importantly, it will show that children's rights in Ukraine are not empty words, but have very real defenders. Even if that defender is a fifteen-year-old classmate.

У детей, находившихся в роддоме во время атаки, нет еще памяти в привычном для нас понимании. Но, по словам врачей-психиатров, даже на столь раннем этапе мозг фиксирует сигналы угрозы. Звук, вибрация, дрожь тела матери, ее сердцебиение, мышечное напряжение – все это может влиять на психоэмоциональное развитие ребенка в будущем.

«Мы имеем дело с интенсивным стрессом в момент формирования первичной системы безопасности. Даже если ребенок ничего не запомнит сознательно, его нервная система уже находится в состоянии повышенной возбужденности. Это может привести к проблемам со сном, кормлением и общением. Мы видели такие случаи раньше — после схожих ситуаций в 2022-м», – говорят врачи-неонатологи.

Не менее уязвима и мать. В первые дни после родов женский организм истощен, психика – чувствительна, гормональный фон нестабильный. По словам врачей, женщины, пережившие подобные взрывы вместе с ребенком, часто испытывают длительную послеродовую тревожность, расстройства сна, а также трудности с лактацией. В результате психологическая травма может закрепиться на годы – как у матери, так и у ребенка.

Медицинский персонал родильного работал до последнего. После удара врачи и медсестры помогали женщинам вынести детей, разворачивали переносные кровати, эвакуировали документы. Часть рожениц, которые еще не могли ходить самостоятельно, выносили.

Акушеры, работающие в Харькове, признают, что привычные протоколы давно не работают. Медицинские бригады готовы к эвакуации в любой момент. В подвалах подготовлены помещения, где по необходимости можно рожать, но это не норма. Роды в таких условиях являются испытанием для организма, психики и структуры здравоохранения.

Младенцы в Харькове только родились, а уже оказались в условиях обстрела, эвакуации и медицинского диагноза, связанного со стрессом. Они еще не успели пройти адаптационный период после родов, но уже испытали влияние взрывной волны. То, что в нормальных условиях является периодом спокойного вхождения в жизнь, для них началось с нарушения базовой безопасности.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Когда взрослые уклоняются от ответственности за детей: во время войны в Украине резко возросло количество алиментных должников

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button