Россия увеличивает использование «теневого флота» для нефтеперевозок

С 2023 года объемы транспортировки нефти Россией на старых, незастрахованных судах выросли на 70%. Количество российской нефти, перевозимой такими танкерами, увеличилось с 2,4 млн баррелей в день в июне 2023 года до 4,1 млн в июне 2024 года, согласно данным отчета KSE, который цитирует Financial Times.
Эта тенденция возникла на фоне усиления санкций со стороны США, Канады, Японии и европейских союзников, которые сосредоточили свои усилия на ограничении глобальных страховщиков и судовладельцев, чтобы уменьшить доходы Москвы от войны в Украине.
В санкционный список также попали компании и суда, связанные с российским теневым флотом. Многие из этих судов регулярно проходят через европейские воды, включая Балтийское море, Датские проливы и Гибралтар, что увеличивает риск экологических катастроф для стран ЕС и их соседей.
В ответ на это KSE рекомендует создать зоны, свободные от теневого флота, в европейских водах для уменьшения этих рисков.
Согласно данным, в июне 2024 года 70% российской нефти, перевозимой по морю, было доставлено с помощью теневого флота, формирование которого стоило России $10 млрд. Это включало 89% всех морских поставок сырой нефти из России, большинство которых торговались по цене, превышающей установленный лимит в $60 за баррель, начиная с середины 2023 года, и 38% экспорта российских нефтепродуктов.
Построив этот флот, Россия разорвала связи со странами, которые поддерживали ограничения цен, и полагалась в основном на внутренних страховщиков, поскольку международные компании придерживались режима санкций.
Это вызывает беспокойство относительно качества страхования, надежности и масштабов такого покрытия. В сочетании с тем, что средний возраст танкеров составляет 18 лет, отсутствие надлежащего страхования делает эти суда чрезвычайно опасными.
Уже произошло несколько инцидентов с участием теневых танкеров, связанных с Россией. Например, в марте 2023 года 15-летний танкер Andromeda Star столкнулся с другим судном у берегов Дании. Разлива нефти удалось избежать, поскольку судно было пустым и направлялось в Россию.
Кроме того, в мае 2023 года 27-летний танкер, перевозивший иранскую нефть, потерпел взрыв вблизи Индонезии. На тот момент судно уже было пустым. Также были случаи поломок двигателей, что свидетельствует о ненадлежащем техническом обслуживании.
Некоторые суда теневого флота были замешаны в разливах нефти и даже пытались сбежать после нанесения ущерба окружающей среде. В 2019 году 23-летний танкер Ceres I, ранее участвовавший в торговле иранской нефтью, столкнулся с другим танкером возле Сингапура, выключил свой сигнал и попытался скрыться, прежде чем его задержала береговая охрана Малайзии.