Учителя уходят из профессии: что делать с глобальным дефицитом педагогов?

Учителя уходят из профессии. Это тенденция не отдельных стран, это мировой тренд. По данным ЮНЕСКО, в мире не хватает 44 миллионов педагогов. А это означает, что амбициозные Цели устойчивого развития, среди которых обеспечение всеобъемлющего качественного образования до 2030 года, пока не достижимы даже в своей основе. Не секрет, что с равноправного доступа к обучению, где нет гендерных и материальных разногласий, а есть безбарьерность, собственно и начинается устойчивое развитие любого общества.
Дефицит постепенно сокращается. В 2016 году в мире не хватало 69 миллионов педагогов. Однако тенденция эта не устойчива для всех стран. Наибольшая потребность в учителях сохраняется в Африке к югу от Сахары — 15 миллионов, ведь это территории, где быстро растет население школьного возраста и есть ограничения по финансированию учителей. Далее следуют Юго-Восточная Азия – 4,5 млн, Северная Африка и Западная Азия – 4,3 млн педагогов. Европа и Северная Америка нуждаются в 4,8 млн учителей.
Всего в мире нуждается 13 млн учителей начальной школы и 31 млн учителей средней школы. При этом важно одновременное повышение уровня компетентности педагогов: 86 процентов учителей начальных классов во всем мире имеют минимальную необходимую квалификацию. Этот показатель значительно уменьшается до 69 процентов в случае Африки к югу от Сахары.
Наилучшие перспективы привлечения педагогов наблюдаются в странах Восточной Азии. Худшие — в странах Африки к югу от Сахары.

Количество учителей, необходимых для замены тех, кто покидает рабочую силу, составляет 58 процентов, в то время как остальные 42 процента приходится на новые учительские должности. Существует и гендерный аспект проблемы кадрового голода в сфере образования: мужчины-педагоги чаще уходят из профессии, чем женщины. Они имеют большие возможности в сфере занятости, чем женщины, традиционно преобладающие в низкооплачиваемых секторах услуг, таких как образование и социальная помощь.
Последствия дефицита учителей многообразны, но взаимосвязаны между собой. Дефицит оказывает значительное влияние на рабочую нагрузку учителей: они вынуждены работать гораздо больше, чем это предусмотрено нормативными объемами. Как следствие, опыт постоянной перегруженности педагогов, хроническая усталость умеряют будущие поколения от выбора профессии учителя. Негативный опыт создает цикл низкокачественного образования, ставит учителей в невыгодное положение на протяжении всей жизни и сохраняет неравенство.
В результате дефицита мы можем видеть переполненные классы, что непосредственно влияет на качество образования. В начальном образовании стран с высоким уровнем дохода среднее соотношение учащихся к учителям составляет 15:1. В то время как страны с низким уровнем дохода сталкиваются со значительно более высоким соотношением — 52 ученика на одного учителя.
В мире также наблюдается неравенство оплаты труда педагогов: некоторые учителя получают вдвое большую зарплату, чем их коллеги из других стран. Анализ начального образования показывает, что в половине стран учителям младших классов платят меньше, чем представителям других профессий, требующих аналогичной квалификации. В Венгрии, например, учителя начальных классов зарабатывают вдвое меньше, чем специалисты с аналогичной квалификацией. В то время как в Сингапуре, Люксембурге, Колумбии, Доминиканской Республике и Эквадоре учителя зарабатывают по меньшей мере на 50% больше, чем специалисты с аналогичной квалификацией. Согласно прогнозам ЮНЕСКО, только часть стран достигнут необходимого количества учителей к 2030 году. Исходя из исторических темпов ежегодного роста, ожидается, что 78 из 197 государств будут иметь необходимое количество учителей для обеспечения общего начального образования.