Дети войны

Уменьшение количества детей с оккупированных территорий в украинских онлайн-школах: стоящее за цифрами

Вопрос образования для детей, которые остаются на временно оккупированных территориях Украины, остается одной из самых болезненных тем последних лет. Условия, в которых они оказались, не просто усложняют доступ к обучению на украинском языке, а постепенно разрушают саму возможность выбора. Формально украинское государство хранит для них инструменты дистанционного обучения, открытые онлайн-школы, действуют специальные образовательные центры для поступления в вузы. Однако за этими структурами все больше пустоты.

Образование как риск: почему обучение на украинском становится опасным

В 2025 году к украинским школам через дистанционные форматы присоединилось только 44 тысячи детей из ВТО. Год назад таких было 56 тысяч, это почти четверть потерь всего за год.

Уполномоченная по вопросам образования Надежда Лещик в своем публичном выступлении подтвердила этот резкий спад одновременно очертила несколько слоев причин — часть из них объективная, другая — симптоматическая. В сочетании они свидетельствуют о глубокой деградации связи между украинской системой образования и теми, кто остается на захваченных территориях.

По словам омбудсменки, в первую очередь это прямые риски для безопасности. Учеба по украинской программе даже в дистанционной форме — это сегодня маркер. Если семья позволяет ребенку учиться в украинской школе, он автоматически попадает в поле внимания местных оккупационных администраций или спецслужб. В лучшем случае это заканчивается допросами, в худшем – арестами, обысками или преследованием учителей, которые остаются на территории и ведут обучение онлайн.

Содержание таких контактов становится формой сопротивления, но далеко не каждая семья готова рисковать из-за детского доступа к украинскому учебному контенту. В условиях тотального контроля и доносов дистанционное обучение может стать формальным поводом для репрессий.

Другим фактором является демографический. Часть детей завершила школьное обучение: выпустились 9-й и 11-й классы. Но новые первые классы практически не набирают. Не потому, что не хотят, а потому, что семьи не видят смысла в формальной регистрации в украинской школе, когда для этого нужна стабильная интернет-платформа, участие взрослых, а сам учебный процесс ведется из региона — часто без интерактива и поддержки. Кроме того, часть детей школьного возраста уже не учится совсем – в некоторых общинах фиксируется полный отказ родителей даже от формального образовательного процесса.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Поездка с младенцем: полезные советы для беженцев, чтобы избежать трудностей в дороге

Билет в одну сторону: почему все меньше детей выезжает поступать

Уже несколько лет для детей с оккупированных территорий действует упрощенная система поступления в украинские вузы. Центры «Донбасс-Украина», «Крым-Украина» работают с заявлениями, формируют отдельные образовательные квоты, помогают в логистике и адаптации. Однако количество желающих этим воспользоваться постоянно сокращается. По словам Лещик, причина в необратимости такого шага. Если ребенок выезжает с временно оккупированной территории на подконтрольную, значит, он не сможет вернуться. Семья должна выбирать: либо остаться всем вместе, либо отправить ребенка одного, часто через третьи страны, с рисками и большими затратами.

Такая поездка является логистикой, требующей четкой организации, юридических решений и денег. И главное — готовность принять окончательный разрыв с предыдущей жизнью. Не все это способны. Поэтому многие семьи даже понимая, что ребенок имеет право поступить без НМТ, со скидками, льготами, не решаются на этот шаг.

Омбудсменко также отметила: дети часто просто не знают о возможности поступления, льгот или онлайн-обучения. И здесь ключевую роль должны играть те учителя, которые до сих пор ведут украинские онлайн-уроки для детей по оккупации. Именно они остаются каналом связи — не только образовательной, но и мировоззренческой. Через них можно донести информацию, что можно поступить, что существует правовой механизм, что есть структура поддержки.

Но таких учителей немного. И ресурсы у них ограничены. Изоляция, в которой оказались семьи, усиливается не только территориально, но и содержательно: в этих условиях формальное наличие прав не означает практическую доступность.

По оценкам, на временно оккупированных территориях находится около 600 тысяч украинских детей, из них только 44 тысячи из них имеют хоть какую-то связь с украинской школьной системой. Эти дети являются уязвимым меньшинством, живущим в двойной реальности: находясь физически в системе, которая пытается ассимилировать, они одновременно держатся за другую идентичность через образование, но их становится меньше.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Летние трагедии на воде: как дети гибнут в прудах и реках, советы родителям

Что можно сделать

  1. Поддержка учителей. Все учителя, работающие с детьми из ТОТ, должны иметь методическую, психологическую и техническую поддержку.
  1. Целевая коммуникация с семьями. Не общие кампании, а персонализированные обращения через мессенджеры, старших учеников, знакомые цепи доверия с подробными инструкциями, как поступить, как уехать, что нужно.
  2. Программы временной релокации для абитуриентов. Если переезд невозможен, должны быть схемы краткосрочного выезда на вступление с возвращением, с поддержкой в дороге и жилье.
  3. Целенаправленное информирование через понятные каналы. Родители и дети с оккупированных территорий часто не знают о процедуре вступления или не понимают, как она работает на практике. Важно не общие кампании, а конкретные объяснения — как подать документы, через которые можно выехать, сколько это стоит, кто сопровождает. Такую информацию должны доносить через тех, кому еще доверяют – учителей, родственников, местные инициативы, знакомые каналы коммуникации.

Уменьшение количества детей с временно оккупированных территорий, вовлеченных в украинскую систему образования, является результатом нескольких процессов одновременно: страха, давления, отсутствия безопасных условий, логистических трудностей и постепенной потери связи с украинским образовательным пространством. Формальные механизмы поддержки остаются — но их эффективность зависит не только от наличия льгот или центров поступления, а от того, насколько эти возможности реально доступны для остающихся в изоляции семей.

Доступ к образованию – это не только вопросы прав, но и доверие, ресурс, безопасность. Пока эти условия не созданы, количество учащихся будет сокращаться независимо от того, сколько льгот предлагает государство. Реальную смену может дать только адресная поддержка, прямая коммуникация с колеблющимися семьями и постоянное присутствие учителя, которого ребенок знает и доверяет. Без этого упрощение процедур остается на бумаге.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button