Дети войны

В Чехии прекращают финансирование ассистентов для украинских школьников

В последние годы украинские дети в чешских школах получали государственную поддержку, которая позволяла им постепенно адаптироваться к новой языковой и образовательной реальности. Ключевым элементом этой поддержки были украиноязычные ассистенты — специалисты, которые помогали учащимся на занятиях, объясняли школьные правила, переводили, контактировали с родителями и выступали посредниками между школой и семьей. Благодаря этой модели во многих школах удалось избежать изоляции детей, не знавших чешского языка, и обеспечить хотя бы минимальную стабильность в обучении. Однако с 1 сентября 2025 г. эта система меняется.

Какие изменения произошли

Решение Министерства образования Чешской Республики не продолжать программу финансирования украиноязычных ассистентов с сентября 2025 года стало одним из первых системных изменений, непосредственно коснется обучения украинских детей в государственных школах. До этого в течение трех учебных лет поддержка обеспечивалась через целевые дотации: школы получали средства на оплату труда помощников, закупку материалов и организацию дополнительной языковой поддержки. Отказ от этого механизма является поворотным моментом в подходе к интеграции детей из Украины в чешскую образовательную систему. Вместо централизованной помощи появляются региональные инициативы с ограниченным охватом и неравномерным качеством. Это создает новые вызовы как для школ, так и для семей.

Начиная с 1 сентября, система поддержки украинских детей в чешских школах претерпевает существенные изменения. По информации Список сообщений, к лету 2025 года чешские школы, в которых доля учащихся с временной защитой превышала 10%, имели доступ к государственным дотациям. Только за первые пять месяцев текущего года такая поддержка поступила в 193 учебных заведения. Общая сумма – 89 миллионов крон – позволяла оплачивать работу ассистентов, знавших украинский язык, помогали учащимся ориентироваться в школьном пространстве, выполняли роль посредников между родителями, учителями и администрацией. Во многих случаях именно благодаря их присутствию ребенок мог адаптироваться к новой среде без длительного стресса или отторжения.

Ассистенты принимали участие в ежедневных процессах: помогали объяснять учебный материал, сопровождали ребенка на занятиях, консультировали педагогов о культурных отличиях, переводили документы и коммуникацию между семьями и школой. Их значение выходило далеко за пределы формальной должности — они фактически выполняли роль контактного звена, без которого интеграция в отдельных случаях была бы невозможна.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Искусство как источник вдохновения для детей во время войны

Почему программу отменили

В ответе журналистам Seznam Zprávy Министерство образования Чехии объяснило решение переходом к общему финансированию непедагогического персонала. Вместо отдельной поддержки для конкретных групп учащихся министерство планирует централизованно перераспределять средства внутри школьного бюджета. На практике это означает, что приоритеты будут определять сами школы – и далеко не все смогут или захотят выделить средства на оплату ассистента.

Часть поддержки сохраняется только посредством базовой языковой подготовки, финансируемой на уровне региональных бюджетов. Но, как отмечают эксперты, языковой курс не заменяет индивидуальную помощь. Ассистент может реагировать на текущие затруднения, а не работать по обобщенной программе. В то же время новая модель предусматривает ограниченный объем — до 400 часов речевой подготовки — и отсутствие механизмов гибкого реагирования на нужды вновь прибывших учеников.

Реакция школ: разные стратегии в разных условиях

Для многих школьных директоров новость об отмене финансирования ассистентов стала неожиданностью. В начальной школе Vrchlického в городе Либерец обучалось около 100 украинских детей. Директор Павел Цоуфал сообщил, что в конце июня был вынужден расторгнуть контракты с пятью ассистентами. С сентября школа останется без какой-либо языковой поддержки, при том, что большинство детей до сих пор не владеют чешским даже на элементарном уровне.

В Праге 8, в школе имени Богумила Грабала, ситуацию разрешили иначе. Руководитель Матей Рашовский перенаправил часть средств, назначенных на улучшение качества учебного процесса, чтобы сохранить должности ассистентов. Таким образом, школа продолжит работу с украиноязычными учениками, хотя эти ресурсы ограничены и временные.

Некоторые школы формируют отдельные языковые группы – интенсивные курсы чешского языка, призванные ускорить адаптацию. Но организовать такие форматы могут не все. Для этого требуются свободные классы, преподаватели, материалы, а также техническая возможность проводить параллельное обучение.

Одной из главных проблем, на которую указывают директора, есть непредсказуемость ситуации. Учащиеся из Украины прибывают в течение всего учебного года. Модель финансирования не учитывает эту переменную динамику. В отдельных регионах банально не хватает помещений, а в большинстве школ нет достаточного количества учителей, имеющих опыт работы с детьми, не владеющими языком обучения. В открытом письме директоров школ района Прага 8 прямо указано: государство не учитывает реалии, в которых работают образовательные учреждения с большим количеством украинских детей.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Воздушная тревога в школе: инструкция родителям к новому учебному году (видео)

Отказ от централизованного финансирования переводит ответственность за интеграцию в сами школы и местные бюджеты. Это усугубляет неравенство: в более состоятельных районах дети получат помощь, в менее обеспеченных останутся без поддержки. Такие условия создают риск изоляции для части учащихся и снижения качества образования.

Последствия для семей

Для многих украинских семей отмена программы станет проблемой, имеющей как бытовое, так и административное измерение. Отсутствие украиноязычного ассистента означает трудности с пониманием учебного процесса, невозможность полноценного участия родителей в коммуникации со школой, сложности с оформлением документов, представлением заявлений и заполнением формуляров.

Особенно это касается новоприбывших семей или переехавших в новый регион. Если раньше ассистент помогал пройти процедуру зачисления, объяснить условия обучения, адаптировать ребенка, то теперь все это положено на плечи родителей, которые сами могут не иметь достаточного уровня языка или опыта взаимодействия с образовательными учреждениями за границей.

В новой ситуации родителям следует заранее ознакомиться с особенностями региональной системы образования, уточнять, существуют ли в школе программы поддержки, искать локальные инициативы по языковому обучению или интеграционные платформы. В ряде случаев целесообразно обратиться за правовой консультацией: например, при смене школы, подачи заявления на дополнительную подготовку или оформление статуса учащегося без регистрации в системе.

Прекращение финансирования украиноязычных ассистентов в Чехии не только уменьшает объем доступной помощи, но и изменяет структуру образовательной интеграции украинских детей. Новая модель переносит ответственность с государственного уровня на школы и семьи, что усугубляет неравенство доступа к качественному образованию. Школам не хватает механизмов гибкого реагирования, семьям инструментов поддержки. В ближайшие месяцы растет роль местных инициатив, профессиональной юридической помощи и обмена опытом между родителями. Для большинства украинских детей эти изменения означают, что адаптация будет происходить в условиях менее структурированной поддержки и потребует значительно больше усилий со стороны семьи.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button