Украинские беженцы

В ЕС вступили в силу новые правила авиаперелетов: что изменилось и почему это важно для украинцев

В структуре повседневных трудностей, с которыми сталкиваются украинцы, вынуждены жить за границей, многие решения, принятые на уровне Европейского Союза, имеют значение не столько политическое, сколько прикладное. Каждая регуляция, изменяющая правила мобильности, оказывает непосредственное влияние на возможность людей перемещаться, поддерживать родственные связи, решать бытовые и административные дела. Это особенно актуально для тех, кто разделен с близкими, живет в нескольких странах одновременно или регулярно курсирует между временным убежищем и Украиной. Недавнее изменение, вступившее в силу в ЕС, касается важного для многих облегчения в будничной реальности передвижений. Речь идет о стандартизации правил ручной клади.

Новое решение ЕС: конец «скрытой багажной экономике»

В 2023 году Европейский суд вынес решение, в котором признал ручную кладь «неотъемлемой частью перевозки пассажира», а значит, элементом, за который нельзя взимать отдельную плату. Это стало основанием для разработки обязательной регуляции, начавшей действовать летом 2025 года во всех странах Европейского Союза.

Теперь авиакомпании обязаны без дополнительных оплат принимать на борт как минимум одну единицу ручной клади весом до 7 кг и еще один предмет — сумку, портфель или рюкзак. Речь идет именно о вещах, которые пассажир берет с собой в салон самолета, а не сдает в багаж. При этом понятие «личный предмет» четко отделено от привычной ручной клади: например ноутбук в чехле, небольшая сумка для документов, медицинская сумка, детский набор или рюкзак для одного лица должны входить в перечень разрешенных без доплат вещей.

Раньше это зависело от тарифа, категории билета, внутренних правил компании и других условий, которые создавали хаос и вводили в заблуждение пассажиров. Теперь унификация, прозрачность и обязательность соблюдения со стороны всех перевозчиков, работающих в рамках правового поля ЕС.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Беженцы будут иметь статус временной защиты в Польше до октября 2025 года

Что меняется для украинцев 

Для украинцев это новшество особенно ценно, потому что частые короткие перелеты являются реальностью для беженцев, студентов, волонтеров и работников, имеющих семьи в разных частях Европы. В таких поездках полноценный багаж не всегда нужен: достаточно сменной одежды, ноутбука и документов. Но именно эти вещи по старым правилам стоили отдельно, часто даже дороже билета.

Теперь перелеты для них стали проще: по крайней мере часть бюджета, которую приходилось откладывать на «багаж-сюрприз», больше не нужна. Для беженцев, часто переезжающих из города в город в поисках лучшего убежища, учебы или работы, стабильность и предсказуемость в правилах перевозки — важный психологический аспект.

Стоимость за рюкзак: как все было раньше

За последнее десятилетие правила провоза ручной клади в Европе превратились в настоящий квест. Авиакомпании, особенно лоукостеры, активно эксплуатировали отсутствие единых требований: одно позволяло бесплатно взять сумку до 10 кг, другое — лишь микроскопическую «личную вещь», еще другая брала дополнительные 25 евро за ручную кладь, которую можно было пронести на борт. Пассажиры часто узнавали эти ограничения уже после покупки билета, иногда даже во время посадки, когда им предлагали доплатить или сдавать чемодан в багажное отделение.

Для украинцев это означало регулярные потери денег — по 20–40 евро с каждого рейса, а для семей с детьми суммы могли расти вдвое или втрое. Особенно уязвимыми были те, кто редко летает и не имеет опыта взаимодействия с авиаперевозчиками, или те, кто не владеет иностранными языками и не может оперативно отстоять свои права на стойке регистрации.

Реакция рынка: как ведут себя перевозчики

После вступления в силу новых правил большинство крупных авиакомпаний обновили свои сайты, включили информацию о безвозмездной ручной клади во все тарифы, включая самые низкие. В частности, Ryanair, WizzAir, Lufthansa, Air France, KLM и другие внесли изменения во внутренние документы и системы продаж.

Впрочем, не исключено, что некоторые перевозчики продолжат манипулировать правилами, подавая размеры или вес ручной клади как чрезмерные, даже если они соответствуют норме. Поэтому пассажиры должны быть внимательными: хранить скриншоты информации с сайта авиакомпании, при покупке билета проверять, что именно входит в тариф, и не стесняться обращаться в службы защиты прав потребителей в случае нарушений.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Ужесточение правил для украинских беженцев в США и Канаде

Несмотря на широкий охват, новая регуляция не всеобъемлющая. Она не распространяется на рейсы, вылетающие из стран вне ЕС — например, из Украины, Турции или Грузии. Поэтому если вы покупаете билет из Киева, Львова или Одессы, а не из Будапешта или Кракова, новые правила могут не действовать. В то же время обратные рейсы, то есть из ЕС в Украину, уже должны подпадать под действие нового стандарта, если обслуживаются европейским перевозчиком.

Отдельно следует отметить: нововведения касаются исключительно ручной клади, а не багажа, который сдается при регистрации. То есть, бесплатно – это до 7 кг в салон, не 23 кг в багажное отделение. Норма не отменяет и ограничений безопасности: объем жидкости, запрещенные предметы, контроль при посадке остаются в силе.

Как защитить себя в случае нарушений

В случае конфликта с представителями авиакомпании следует соблюдать спокойствие, просить письменное обоснование, записывать инцидент на телефон и обращаться в Европейский центр защиты прав потребителей (ECC-Net). Также можно подать официальную жалобу авиационному регулятору страны ЕС, из которой осуществлялся вылет.

Если в билете указано, что ручная кладь входит в тариф, то любая попытка заставить пассажира доплатить является нарушением правил, и пассажир имеет полное право требовать возмещения или компенсации. Во многих случаях достаточно письменной претензии через e-mail, но стоит иметь подтверждение – фото багажа, вес, скриншоты правил и видео конфликта.

Новые правила по безвозмездной ручной клади в рамках ЕС являются примером регуляторного решения, которое сразу становится полезным и ощутимым в повседневной жизни. Для украинцев, разбросанных по Европе, для семей, которые пытаются сохранить единство, несмотря на разлуку и границы, для людей, вынужденных много передвигаться — это решение стало не просто техническим обновлением, а частью восстановления ощущения нормальности, предсказуемости и права на комфорт.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button