В Европе планируют изменить правила для пожилых водителей: что нужно знать украинским беженцам

В последние годы в странах Европейского Союза участились дорожно-транспортные происшествия с участием пожилых водителей. Рост количества аварий объясняют объективными физиологическими изменениями, которые неизбежно возникают с возрастом: ухудшение зрения, слуха, реакции, координации движений и способности быстро принимать решения в сложных дорожных ситуациях. По мере старения населения Европы вопрос безопасности пожилых водителей приобрел особую актуальность. Поэтому в 2025 году Европейский Союз решил пересмотреть действующие нормы допуска к управлению транспортом для лиц старшего возраста, о которых должны знать и украинские беженцы.
Новые изменения утверждены: какие решения приняты
В марте 2025 года после продолжительных дискуссий Европейская комиссия, Европарламент и Совет ЕС пришли к окончательному компромиссу по новой директиве. Она должна вступить в силу после публикации, а страны-члены получат четыре года для приведения своих законодательств в соответствие с новыми нормами, то есть до 2029 года.
Первоначально предлагалось ввести обязательные медицинские осмотры каждые пять лет для всех водителей, достигших 70-летнего возраста. Однако такое предложение вызвало серьезную критику: противники отмечали, что автоматическое ограничение прав человека только через возраст является формой дискриминации. В итоге решили не вводить общеевропейский обязательный медицинский контроль.
Вместо этого каждое государство-член ЕС сможет самостоятельно определить, каким образом осуществлять медицинское наблюдение за пожилыми водителями. В практике это означает, что страны получат право вводить либо регулярные обязательные медицинские осмотры, либо систему самооценки состояния здоровья, когда водитель самостоятельно заполняет специальную декларацию при возобновлении водительских прав.
Основные изменения, которые коснутся водителей
- Водители от 70 лет во время продления срока действия водительского удостоверения должны будут либо проходить медицинское обследование, либо подавать декларацию о состоянии здоровья — в зависимости от того, какое решение примет конкретное государство ЕС.
- Стандартный срок действия водительских прав для легковых автомобилей и мотоциклов составит 15 лет. Однако для людей в возрасте 65+ государства смогут устанавливать более короткие сроки для регулярной проверки.
- До 2030 года в ЕС планируют внедрить цифровые водительские удостоверения, которые можно будет хранить в смартфоне. В то же время, сохранится возможность получить бумажную версию удостоверения по желанию.
Почему пожилых водителей будут проверять внимательнее
Научные исследования Европейского Союза указывают, что после 65 лет у большинства людей постепенно снижается качество сенсорных функций и когнитивных реакций. В обыденных условиях это не всегда заметно, но в экстремальных дорожных ситуациях задержка даже в несколько секунд может привести к аварии. Статистика аварий свидетельствует, что количество ДТП с участием пожилых водителей постепенно растет, в том числе с тяжелыми последствиями для пассажиров и пешеходов.
Хотя сами пожилые водители в общем-то придерживаются более осторожной манеры управления, проблемой становится именно невозможность быстро среагировать в критический момент.
Разница в подходах: уже действующая в разных странах ЕС
ЕС стремится гармонизировать систему контроля, но уже сейчас между государствами существуют существенные отличия:
- В Польше обязательные медосмотры для пожилых водителей не предусмотрены, за исключением случаев получения первого удостоверения, грубых нарушений ПДД или решений суда.
- В Германии и Нидерландах работают рекомендательные системы самооценки или добровольных медицинских проверок.
- В Италии после 70 либо 75 лет действуют неотклонимые медицинские проверки психофизиологического состояния.
- Во Франции и Испании требования могут отличаться в зависимости от категории удостоверения.
Новые европейские правила позволяют сохранить такую упругость, предоставляя возможность каждой стране самостоятельно устанавливать порядок проверок.
Что это значит для украинских беженцев
Для украинцев, получивших временную защиту в странах ЕС, вопрос медицинских осмотров для пожилых водителей может стать актуальным уже в ближайшие годы. Хотя действуют определенные упрощения для обмена украинских водительских удостоверений, в будущем для их продления или замены необходимо будет соблюдать требования конкретного государства проживания.
Украинцам следует учитывать несколько моментов:
- Во многих странах ЕС уже сегодня действует обязанность проходить медицинские осмотры при обмене удостоверения или по достижении определенного возраста.
- Для некоторых категорий транспортных средств, особенно коммерческого транспорта, медицинские осмотры для пожилых водителей обязательны независимо от национальных упрощений для беженцев.
- Даже если проверка не обязательна, эксперты советуют периодически консультироваться с врачами по поводу зрения, слуха и общего состояния здоровья.
Самооценка или медосмотр: что будет обязательным
Станет ли процедура самооценки формальностью — будет зависеть от того, какое решение примет страна, где находится водитель. В большинстве случаев декларация здоровья будет включать в себя прямые вопросы о:
- наличие серьезных хронических заболеваний;
- проблемы со зрением, слухом, координацией;
- психические расстройства или употребление препаратов, влияющих на управление.
Декларацию нужно будет заполнять честно, поскольку в случае утаивания проблем водитель несет ответственность в случае ДТП.
Что советуют специалисты пожилым водителям
Независимо от возраста медики и автоинструкторы советуют соблюдать несколько правил:
- регулярно проверять зрение и слух даже без обязательных требований;
- обращаться к врачу при первых признаках замедления реакции или потери концентрации;
- избегать вождения в условиях сильной усталости, плохой видимости или при сложных погодных условиях.
Эти простые меры помогут избежать опасности, как для себя, так и для других участников движения.
Возраст водителей на европейских дорогах стремительно растет: по данным Евростата, в 2030-х годах каждый четвертый водитель в ЕС будет старше 65 лет. Без дополнительного контроля это может привести к резкому росту аварий с тяжелыми последствиями. Поэтому новые европейские правила призваны не столько ограничить права пожилых людей, сколько минимизировать аварийные ситуации еще до их возникновения.