В Украине стартовал основной этап международного мониторингового исследования PISA-2025 по изучению уровня компетентности студентов

Качество образования детей является одной из важнейших составляющих будущей любой страны. Именно образование формирует поколение, которое будет определять дальнейшее развитие общества, экономики и государства в целом. обстрелы, разрушение школ и постоянную угрозу жизни. В таких реалиях важно не просто сохранить доступ к обучению, но и сделать все возможное, чтобы образование оставалось качественным и соответствовало современным вызовам.
18 марта в Украине официально стартовал основной этап международного мониторингового исследования PISA-2025, которое продлится до начала мая. В исследовании примут участие более 10 тысяч украинских подростков в возрасте 15 лет из почти трех сотен учебных заведений, отобранных по специальной международной процедуре. В выборку вошли школы как в городах, так и в селах 17 регионов Украины, где ситуация с безопасностью позволяет провести исследования. Это заведения Винницкой, Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Киевской, Кировоградской, Львовской, Одесской, Полтавской, Ровенской, Тернопольской, Хмельницкой, Черкасской, Черновицкой, Черниговской областей и Киева. Они были отобраны по специальной процедуре из перечня, определенного международной компанией по формированию выборки Westat. Об этом сообщил Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО).
Участие в PISA предполагает не просто написание тестов, но и заполнение анкет как учениками, так и руководителями учебных заведений. Тестирование будет проходить в электронном формате и будет охватывать несколько направлений: чтение, математику, естественные науки, цифровые навыки и знание иностранного языка. Особый акцент в 2025 году будет сделан именно на естественнонаучную отрасль. Это позволит оценить не только уровень знаний, но и умение применять его в реальном мире.
Целью исследования является выяснение уровня сформированности компетентности подростков в определенной области, то есть умение эффективно использовать полученные как в учебном заведении, так и вне его знания в различных жизненных ситуациях. Анкетирование позволит исследовать, какие факторы влияют на успешность учащихся – от материально-технического обеспечения школы до методов преподавания и уровня квалификации учителей. Отдельно будет изучена ситуация с преподаванием английского языка, что также является показателем современной конкурентоспособности украинского образования.
Важно, что все результаты PISA деперсонифицированы — они не показывают ситуацию конкретной школы или региона, а дают общую картину состояния образования в стране. Это позволяет сравнить достижения украинских детей со сверстниками из других стран и понять, как война повлияла на уровень знаний.
Украина участвует в PISA уже в третий раз и во второй раз — в условиях полномасштабной войны. Результаты предыдущего исследования в 2022 году показали серьезные образовательные потери — они оценились в 1,5-2 года. Поэтому нынешний этап чрезвычайно важен для того, чтобы не просто увидеть реальное положение дел, но и определить наиболее болезненные точки, требующие немедленных решений.
Участие в таких исследованиях представляет собой возможность понять слабые и сильные стороны системы образования и ввести изменения там, где они наиболее нужны. Именно поэтому проверять уровень знаний правильно и необходимо. Но важно помнить: за каждой цифрой стоят живые дети, которые заслуживают не просто оценки, а качественного образования. Поэтому задачей государства должно быть не только проведение исследований, но и воплощение эффективных мероприятий, которые повысят уровень знаний украинских школьников даже в такие сложные времена.