В ВР зарегистрировали законопроект, который позволит должностным лицам избежать наказания за коррупцию после увольнения

Народные депутаты от фракции «Слуга народа» зарегистрировали законопроект №13271-1, Который фактически позволит должностным лицам избегать ответственности за коррупционные действия после увольнения с государственной службы. Об этом сообщает Центр противодействия коррупции (ГПК).
Среди более 90 авторов документа — члены фракции «Слуга народа» Александр Ткаченко (инициатор), Максим Бужанский, Юрий Камельчук, Павел Халимон, Игорь Фрис, Георгий Мазурашу, а также несколько бывших представителей ОПЗЖ, в том числе Григорий Мамко и Антонина Славицкая. Часть из них фигурируют в антикоррупционных расследованиях, проведенных правоохранительными органами или журналистами.
Этот законопроект представлен как альтернатива инициативе народного депутата от “Батькивщины” Сергея Власенко. В пояснительной записке говорится, что законопроект призван «повысить доверие граждан к антикоррупционной политике государства». В то же время, анализ его содержания указывает на противоположное — документ ослабляет ключевые механизмы контроля и предотвращения коррупции, в частности мониторинг образа жизни декларантов.
Проект предусматривает запрет проверки имущества должностных лиц, приобретенное до или после пребывания в должности, позволяя НАПК контролировать только активы, приобретенные во время государственной службы. Это открывает путь к тому, чтобы до вступления в должность декларировать имущество, которого в реальности не существует, чтобы в будущем легализовать незаконные доходы. После увольнения чиновники смогут не бояться проверок и беспрепятственно оформлять активы.
Отдельно отмечено, что НАПК не сможет проверить имущество, если оно оформлено на третьих лиц или используется чиновником без права собственности. Таким образом, мониторинг образа жизни практически теряет свою эффективность.
Кроме того, документ предусматривает изменения по пределу ответственности за незаконное обогащение. Уголовная ответственность наступает, если стоимость имущества превышает 9,8 млн грн. Законопроект снижает этот порог до 8,3 млн. грн. Также в нем отмечено, что НАБУ должно расследовать только те дела, где фигурируют крупные суммы. Это может ограничить возможность борьбы с другими случаями коррупции.
В итоге инициатива вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку грозит ослаблением антикоррупционных механизмов и может создать благоприятные условия для избегания ответственности должностными лицами за незаконное обогащение.