Дети войны

95% учителей считают, что ученики стали учиться значительно хуже: результаты опроса

Современный уровень образования в Украине сталкивается с рядом сложных вызовов. После пандемии COVID-19 система образования уже находилась под давлением, однако начало полномасштабного вторжения в Украину привело к еще более существенным изменениям и потерям в учебном процессе. Ученики, ранее пытавшиеся адаптироваться к онлайн-формату обучения, теперь вынуждены бороться с новыми препятствиями, такими как стресс из-за войны, бытовые проблемы, отсутствие доступа к стабильной учебной среде, а также неопределенность своего будущего. В такой ситуации важно не только то, как учителя, ученики и родители справляются с новыми вызовами, но и то, какие стратегии используются для наслаждения утраченных знаний и как восстановить эффективность обучения.

По результатам опроса, проведенного компанией Rakuten Viber вместе со студией онлайн образования EdEra, было исследовано, как украинские учителя оценивают изменения в учебных результатах учащихся после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Опрос включал около 1000 респондентов – учителей, которые являются частью образовательного сообщества EdEra в Viber. 95% опрошенных учителей уверены, что результаты обучения учащихся значительно ухудшились, начиная с февраля 2022 года. Их выводы базируются на собственных наблюдениях, диагностике, которая проводилась с учащимися, общении с коллегами, а также на оценках учащихся, значительно снизившихся по сравнению с предыдущими годами.

Основными причинами образовательных потерь учителя называют бытовые препятствия – это 83,8% опрошенных. Эти препятствия включают в себя нестабильность в доступе к качественному интернету, отсутствие соответствующих условий для обучения дома, а также частые отключения света, что значительно влияет на возможность учащихся участвовать в занятиях. Вторым по важности фактором является стресс из-за войны – 73,7% учителей указали на психологическое состояние учащихся, которое существенно ухудшилось из-за постоянных угроз для жизни, воздушных тревог и неопределенности относительно будущего.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  В Ровенской области бесплатно проведут реабилитацию малышей, которые родились недоношенными или имеют проблемы со здоровьем

Кроме того, учителя выделяют еще несколько причин, которые также оказывают существенное влияние на снижение результативности учащихся. 57,6% респондентов назвали длительное онлайн-обучение одним из главных препятствий. Несмотря на то, что онлайн формат позволяет продолжать обучение даже в сложных условиях, он также создает проблемы с привлечением учащихся, их концентрацией и доступом к качественному учебному контенту. Также 56,4% учителей отметили, что многие учащиеся не понимают своего будущего, что приводит к потере интереса к обучению. Это создает еще больший разрыв между тем, что учащиеся должны изучить, и их реальностью, в которой неизвестно, когда закончится война и какое будущее их ждет.

Дополнительно, 56,4% учителей вспомнили о накопившихся образовательных потерях, которые остались еще со времен пандемии COVID-19, когда учащиеся также испытывали трудности с адаптацией к онлайн-обучению. Потеря мотивации среди учащихся является еще одним значительным вызовом: 53,4% учителей подчеркнули, что учащиеся потеряли интерес к обучению, не видя немедленной необходимости в нем из-за постоянных изменений в формате обучения и влияния войны.

В ответ на эти вызовы учителя активно работают над поиском методов для улучшения ситуации и восполнения образовательных потерь. Согласно опросу, 90% педагогов организуют для учащихся дополнительные повторения материала, чтобы помочь им закрепить пройденные темы. 49,3% учителей дают учащимся дополнительные задания или рекомендуют литературу для самостоятельной проработки. Также 47,8% учителей сотрудничают с родителями, предоставляя консультации по поводу того, как можно помочь детям в обучении вне школы. Дополнительные занятия с учащимися проводят 44,2% учителей, а 29% организуют внеклассные мероприятия, способствующие лучшему усвоению материала.

Важно понимать, что ответственность за наверстование образовательных потерь не может лежать только на учителях. Большинство опрошенных – 74% – считают, что учащиеся должны также активно участвовать в этом процессе. 72% педагогов подчеркивают важную роль родителей, которые должны поддерживать детей и помогать им с обучением. Сами учителя признают свою роль в этом процессе: 69,1% респондентов отметили, что учителя должны нести ответственность за помощь учащимся в усвоении материала. Кроме того, 53,9% учителей считают, что Министерство образования и науки Украины должно играть активную роль в решении этой проблемы, тогда как 29,1% респондентов указывают на важность участия администраций школ. Каждый четвертый учитель (23,9%) отмечает, что местные власти также должны участвовать в преодолении образовательных потерь.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Слезы войны: дети, которые больше не услышат «Я люблю тебя» от отца

Кроме традиционных методов обучения, учителя предлагают использовать дополнительные учебные активности, которые могут помочь учащимся догнать утраченные знания. Среди них: самостоятельное обучение с использованием открытых источников (видеоуроков, онлайн-курсов) – этот метод поддерживают 69,8% респондентов; увеличение количества учебных часов, что отметило 44,6% учителей; привлечение репетиторов (29,9%) и создание летних школ для учащихся (29,2%). Также 20,6% опрошенных учителей поддерживают идею добавления еще одного года обучения для тех учеников, которые понесли существенные образовательные потери.

Этот опрос подчеркивает серьезность проблем, с которыми сегодня сталкивается украинская образовательная система, а также важность активного участия всех сторон – учащихся, учителей, родителей, государственных органов и местных властей – в процессе преодоления образовательных потерь. Результаты обучения будущих поколений будут зависеть от совместных усилий и поиска эффективных решений по восстановлению качества образования в условиях войны и кризисов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button