95% учителей считают, что ученики стали учиться значительно хуже: результаты опроса

Современный уровень образования в Украине сталкивается с рядом сложных вызовов. После пандемии COVID-19 система образования уже находилась под давлением, однако начало полномасштабного вторжения в Украину привело к еще более существенным изменениям и потерям в учебном процессе. Ученики, ранее пытавшиеся адаптироваться к онлайн-формату обучения, теперь вынуждены бороться с новыми препятствиями, такими как стресс из-за войны, бытовые проблемы, отсутствие доступа к стабильной учебной среде, а также неопределенность своего будущего. В такой ситуации важно не только то, как учителя, ученики и родители справляются с новыми вызовами, но и то, какие стратегии используются для наслаждения утраченных знаний и как восстановить эффективность обучения.
По результатам опроса, проведенного компанией Rakuten Viber вместе со студией онлайн образования EdEra, было исследовано, как украинские учителя оценивают изменения в учебных результатах учащихся после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Опрос включал около 1000 респондентов – учителей, которые являются частью образовательного сообщества EdEra в Viber. 95% опрошенных учителей уверены, что результаты обучения учащихся значительно ухудшились, начиная с февраля 2022 года. Их выводы базируются на собственных наблюдениях, диагностике, которая проводилась с учащимися, общении с коллегами, а также на оценках учащихся, значительно снизившихся по сравнению с предыдущими годами.
Основными причинами образовательных потерь учителя называют бытовые препятствия – это 83,8% опрошенных. Эти препятствия включают в себя нестабильность в доступе к качественному интернету, отсутствие соответствующих условий для обучения дома, а также частые отключения света, что значительно влияет на возможность учащихся участвовать в занятиях. Вторым по важности фактором является стресс из-за войны – 73,7% учителей указали на психологическое состояние учащихся, которое существенно ухудшилось из-за постоянных угроз для жизни, воздушных тревог и неопределенности относительно будущего.
Кроме того, учителя выделяют еще несколько причин, которые также оказывают существенное влияние на снижение результативности учащихся. 57,6% респондентов назвали длительное онлайн-обучение одним из главных препятствий. Несмотря на то, что онлайн формат позволяет продолжать обучение даже в сложных условиях, он также создает проблемы с привлечением учащихся, их концентрацией и доступом к качественному учебному контенту. Также 56,4% учителей отметили, что многие учащиеся не понимают своего будущего, что приводит к потере интереса к обучению. Это создает еще больший разрыв между тем, что учащиеся должны изучить, и их реальностью, в которой неизвестно, когда закончится война и какое будущее их ждет.
Дополнительно, 56,4% учителей вспомнили о накопившихся образовательных потерях, которые остались еще со времен пандемии COVID-19, когда учащиеся также испытывали трудности с адаптацией к онлайн-обучению. Потеря мотивации среди учащихся является еще одним значительным вызовом: 53,4% учителей подчеркнули, что учащиеся потеряли интерес к обучению, не видя немедленной необходимости в нем из-за постоянных изменений в формате обучения и влияния войны.
В ответ на эти вызовы учителя активно работают над поиском методов для улучшения ситуации и восполнения образовательных потерь. Согласно опросу, 90% педагогов организуют для учащихся дополнительные повторения материала, чтобы помочь им закрепить пройденные темы. 49,3% учителей дают учащимся дополнительные задания или рекомендуют литературу для самостоятельной проработки. Также 47,8% учителей сотрудничают с родителями, предоставляя консультации по поводу того, как можно помочь детям в обучении вне школы. Дополнительные занятия с учащимися проводят 44,2% учителей, а 29% организуют внеклассные мероприятия, способствующие лучшему усвоению материала.
Важно понимать, что ответственность за наверстование образовательных потерь не может лежать только на учителях. Большинство опрошенных – 74% – считают, что учащиеся должны также активно участвовать в этом процессе. 72% педагогов подчеркивают важную роль родителей, которые должны поддерживать детей и помогать им с обучением. Сами учителя признают свою роль в этом процессе: 69,1% респондентов отметили, что учителя должны нести ответственность за помощь учащимся в усвоении материала. Кроме того, 53,9% учителей считают, что Министерство образования и науки Украины должно играть активную роль в решении этой проблемы, тогда как 29,1% респондентов указывают на важность участия администраций школ. Каждый четвертый учитель (23,9%) отмечает, что местные власти также должны участвовать в преодолении образовательных потерь.
Кроме традиционных методов обучения, учителя предлагают использовать дополнительные учебные активности, которые могут помочь учащимся догнать утраченные знания. Среди них: самостоятельное обучение с использованием открытых источников (видеоуроков, онлайн-курсов) – этот метод поддерживают 69,8% респондентов; увеличение количества учебных часов, что отметило 44,6% учителей; привлечение репетиторов (29,9%) и создание летних школ для учащихся (29,2%). Также 20,6% опрошенных учителей поддерживают идею добавления еще одного года обучения для тех учеников, которые понесли существенные образовательные потери.
Этот опрос подчеркивает серьезность проблем, с которыми сегодня сталкивается украинская образовательная система, а также важность активного участия всех сторон – учащихся, учителей, родителей, государственных органов и местных властей – в процессе преодоления образовательных потерь. Результаты обучения будущих поколений будут зависеть от совместных усилий и поиска эффективных решений по восстановлению качества образования в условиях войны и кризисов.