Бронирование сотрудников полиции и ГСЧС: противоречивые решения комментируют юристы

За последние три месяца в плоскости военного права произошло очень много существенных изменений. Принятые изменения в законодательстве вызывают горячие споры среди специалистов и множество споров в соцсетях. Еще большую противоречивую реакцию вызывают многочисленные законопроекты, которые появляются на рассмотрении Верховной Рады Украины, то снимаются и отправляются на доработку.
Одним из неожиданностей стала информация о бронировании сотрудников полиции и ГСЧС от мобилизации. Точнее, не само бронирование, а тот факт, что в настоящее время они подлежат мобилизации на общих основаниях и не освобождены от нее в связи с характером и условиями труда. Прокомментировать эту ситуацию ИА «ФАКТ» попросило юристов адвокатского объединения «Репешко и партнеры».
18 мая 2024 вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам прохождения военной службы, мобилизации и военного учета». В соответствии с данными изменениями в Законе Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» было определено, что бронированию подлежат военнообязанные, работающие или проходящие службу в частности:
- органах государственной власти, других государственных органах,
- Национальной полиции Украины,
- Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям,
- Службе судебной охраны, в судах, учреждениях системы правосудия и органах досудебного расследования
При этом порядок и организация бронирования, критерии, перечень должностей и профессий, а также объемы бронирования военнообязанных определяются данным законом и нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, принятыми на его выполнение. Согласно этим нормативным документам было установлено, что работники указанных служб подлежат всеобщему военному учету, но на них распространяется бронирование.
5 июня 2024 Кабинет Министров Украины принял постановление, которым в объеме до 50% ограничено бронирование сотрудников Национальной полиции Украины и Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Однако в настоящее время информации об указанном постановлении на официальном портале Кабинета Министров нет, как и в базе законодательства на сайте Верховной Рады.
Бесспорно, работники указанных структур наиболее подготовлены к военной службе, учитывая их опыт обращения с оружием, труд в стрессовых ситуациях, состояние здоровья и физическую подготовку по сравнению с водителем троллейбуса или офисным менеджером, но они выполняют крайне важные для страны задачи – приезжают ликвидировать. последствия враждебных попаданий, осуществляющих эвакуацию с прифронтовых территорий гражданского населения, ликвидируют последствия чрезвычайных ситуаций, не связанных с военными действиями, производят розыск и задержание коллаборационных элементов и преступников. Поэтому по роду своей деятельности и должны иметь спецподготовку.
Очень странно на этом фоне смотрится бронирование, например, артистов цирка. Как объяснил и.о. министра культуры и информполитики Ростислав Карандеев, сейчас в Украине коллективы государственных передвижных цирков выполняют важную функцию помощи сбалансирования трагической информации и принимают участие в мероприятиях восстановления ментального здоровья. Не думаем, что эти задачи важнее тех, которые выполняют полицейские и спасатели. В правительстве также пытались забронировать работников ИТ-сферы и игорного бизнеса, однако это решение было отменено после широкого резонанса и возмущения в обществе.
Однако вернемся к постановлению Кабмина. Согласно ей бронированию подлежат все военнообязанные, занимающие должности председателей областных, районных, сельских и городских советов и все должностные лица категории «А». Также в объеме только 50% подлежат бронированию те, кто работает в органах местного самоуправления, но важность работников полиции и ГСЧС не идет с ними ни в какое сравнение.
Кроме того, неизвестно кто и как будет обеспечивать охрану правопорядка, если 50% сотрудников полиции будут отправлены в ряды военнослужащих, а оставшиеся по требованию действующего законодательства привлечены к мобилизационному процессу и будут участвовать в осуществлении мероприятий по оповещению резервистов и военнослужащих. связанных вместе с представителями ТЦК и СП, осуществлять по обращению ТЦК и СП административное задержание и доставку в указанные центры и органы резервистов и военнообязанных, совершивших административные правонарушения, организации проведения проверок у лиц мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет военно-учетного документа в том числе на блок-постах.
Также крайне важными но нерешенными вопросами является обязательное увольнение силовиков перед тем, как перейти в ряды ВСУ. Где гарантия того, что они вернутся на свои рабочие места? Как в таком случае им будет выплачиваться пенсия?
В мае на сайте Кабинета Министров появилась петиция относительно 100% бронирования личного состава Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям на период мобилизации и на военное время. Она набрала необходимые 25 тысяч голосов, что отмечает большую обеспокоенность широких масс по данному вопросу.
Вероятно, в этот раз возмущение в обществе услышали, поэтому 7 июня министр внутренних дел Украины Игорь Клименко на своем ТГ-канале сообщил, что 90% работников ГСЧС и Национальной полиции Украины забронированы от мобилизации. 10% полицейских, подлежащих мобилизации, могут присоединиться к бригаде «Лют» или дополнительно созданным трем боевым бригадам Национальной полиции Украины. Также министр заявил, что 10% спасателей имеют выбор мобилизовываться в ряды Вооруженных Сил Украины, Национальную гвардию или Государственную пограничную службу.
«О спасателях: наша позиция состоит в том, чтобы работники подразделений оперативного реагирования (пожарные, саперы, спасатели, химики, инженеры и т.д.) были полным составом забронированы», – сообщил Клименко.
При этом мы пока не видели официальных нормативных документов, подтверждающих слова министра. А если их нет, это заявление остается пока только словами.
Необходимо помнить, что кроме бронирования на работников указанных служб в полной мере распространяется статья 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», отмечающая, что отсрочку от мобилизации во время военного состояния можно получить в следующих случаях:
- по состоянию здоровья (признанные в установленном порядке лицами с инвалидностью или в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии временно непригодными к военной службе по состоянию здоровья на срок 6-12 месяцев (с последующим прохождением военно-врачебной комиссии);
- по семейным обстоятельствам (женщины и мужчины, на иждивении которых находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет, женщины и мужчины, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели, воспитывающие ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет, женщины и мужчины, на иждивении которых находится совершеннолетний ребенок, являющийся лицом с инвалидностью I или II группы, и другие категории).
Однако для подтверждения указанных обстоятельств необходимо своевременно представить соответствующий пакет документов по перечню, удостоверяющих обстоятельства, дающие право на отсрочку.
Наряду с этим есть еще одно обстоятельство, которое также вызвало возмущение среди украинцев. Согласно постановлению Кабмина №560, многодетным мужчинам теперь нужно юридически доказывать, что они действительно участвуют в содержании детей. Если дети рождены от двух женщин, с которыми мужчина разведен, но продолжает финансово содержать детей, необходимо иметь договор между супругами о том, что он участвует в содержании своих несовершеннолетних детей. Это должны иметь в виду сотрудники полиции и ГСЧС.
Учитывая важность задач каждого полицейского и спасателя, в частности, работающих в областях, ближайших к линии столкновения с врагом, есть надежда, что вопрос с их бронированием будет разумно решен хотя бы для прифронтовых территорий. В Харьковской области оставление на службе только 50% сотрудников будет просто катастрофой, учитывая почти ежедневный обстрел территории области врагом и степеней разрушения, которые повлекут за собой вражеские ракеты и КАБы.
Также следует учитывать, что в последнее время враг применяет тактику двойного удара, нанося повторный удар в ту же точку, но через некоторое время от предыдущего, рассчитывая на уничтожение именно сотрудников и техники, приехавших на помощь гражданскому населению и на ликвидацию последствий попаданий. В таких условиях людей, желающих работать в ГСЧС и полиции, особенно на прифронтовых территориях, больше не становится, учитывая высокие риски для жизни.
По данным из открытых источников, общее количество работников ГСЧС сейчас не насчитывает и 80 000 человек. Необходимо помнить, что это не только мужчины, но и женщины, не подлежащие мобилизации. С начала военных действий на территории Украины в 2022 году по официальной статистике погиб 91 работник Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, 348 спасателей получили разные степени ранения. Следует учитывать, что эти цифры составляют лица, не находящиеся непосредственно на линии боевых действий, а работающие исключительно на мирной территории, что отмечает большую степень риска в данной профессии и без отправления в ряды Вооруженных Сил Украины.
Такие же дела и с сотрудниками полиции. По открытым источникам общее количество сотрудников Национальной полиции Украины насчитывает около 190 тысяч человек, при этом количество полицейских равно примерно 100 тысячам человек. По данным, имеющимся в доступе за время от 2022 года по середину 2024 года, непосредственно от военных действий погибло около семи десятков полицейских, информации к раненым не имеет в доступе, но как сравнивать в статистике с сотрудниками ГСЧС где счет приходится примерно на 1 умершего 4 раненых, то в отношении полицейских также можно смело говорить о сотнях трех раненых сотрудниках. Поскольку официальные данные по этому вопросу закрыты и нигде не озвучиваются, вероятнее всего, они, к сожалению, намного больше.
Как мы видим, исходя из статистики, если каждый второй сотрудник полиции и ГСЧС уйдет на фронт, то в пределах территории всей Украины останется примерно 40 000 сотрудников ГСЧС и примерно 50 000 полицейских, что на наш взгляд, катастрофически мало, учитывая какие задачи выполняют сотрудники. указанных служб.
В целом, в настоящее время, мобилизационные вопросы очень остро воспринимаются широкими слоями и действительно нуждаются в всестороннем освещении, чтобы исключить злоупотребление и манипулирование в данной сфере.