Единовременная выплата при рождении ребенка: поможет ли точечное решение преодолеть демографический коллапс

Пятьдесят тысяч гривен за рождение ребенка. Именно эта сумма стала заметной частью нового законопроекта, недавно представленное Министерством социальной политики Украины. Документ, опубликованный на сайте Федерации профсоюзов, направлен на стимулирование рождаемости и родителей. Его представляют как один из шагов реализации Стратегии демографического развития до 2040 года. На первый взгляд, такие инициативы кажутся амбициозными и надеются на улучшение, но на практике мы имеем еще одну попытку латать системную крайне важную проблему точечными решениями.
Демографическое пике Украины: когда нация тает
По состоянию на начало 2025 года в Украине проживает около 32 млн человек. В то же время, более 6,9 миллиона граждан Украины находятся за границей, согласно апрельской оценке Агентства ООН по делам беженцев. Из них 6,36 миллиона – в странах Европы, еще примерно 560 тысяч – на других континентах. Это те, кто покинул территорию Украины из-за войны, и по состоянию на весну 2025 подавляющая часть из них не демонстрирует намерения возвращаться.
Показатели рождаемости снизились до исторически минимального уровня – 0,9 ребенка на одну женщину. Это значительно ниже среднего уровня в Европе (1,5) и даже довоенного украинского уровня, который в 2020–2021 годах составлял 1,16. Минимально достаточный коэффициент для воспроизводства населения остается на уровне 2,2. В 2023 году в Украине рождалось примерно 16 тысяч детей ежемесячно, в 2024 году этот показатель еще уменьшился, при этом к 2014 году эти цифры превышали 21 тысячу ежемесячно.
Параллельно зафиксирован резкий рост диспропорции между смертностью и рождаемостью. В 2024 году количество зарегистрированных смертей было почти в 2,8 раза больше, чем количество новорожденных. Это не отдельный статистический всплеск, а постоянный тренд, углубляющийся в течение нескольких лет. Демографическая нагрузка смещается в сторону людей старшего возраста, а доля женщин репродуктивного возраста уменьшается, в частности, из-за миграции, потерь на фронте и затяжной социальной неопределенности.
Важной причиной снижения рождаемости является не только война, но отсутствие институциональной поддержки родителей. Социальная инфраструктура во многих регионах не восстанавливается в темпах, позволяющих говорить о базовых условиях для жизни с ребенком. Разрушенные сады и школы, сокращение медицинских работников, непредсказуемость экономики, нехватка жилья и низкий уровень пособия по уходу за ребенком остаются факторами, заставляющими потенциальных родителей откладывать или полностью отказываться от рождения детей.
Что предлагает государство
Чтобы как-то стимулировать рождение детей, в апреле 2025 года Министерство социальной политики представило законопроект, предусматривающий одноразовую выплату при рождении ребенка. В нем обещают немалый набор улучшений для родителей: 50 тысяч гривен при рождении ребенка, полное покрытие зарплаты во время беременности для официально трудоустроенных женщин и 7 тыс грн для тех, кто не имеет страхового стажа. После родов государство обещает еще одну волну помощи, но суть и суммы пока остаются за скобками. Предусмотрена и компенсация за уход за ребенком — не только для мамы или папы, но и для любого родственника, кто берет эту ответственность на себя.
К тому же, правительство планирует частично покрывать расходы на частные ясли или услуги няни в случае, если родители выходят на работу после достижения ребенком одного года. А еще появится «Пакет школьника» — разовая выплата на базовые нужды: одежда, обувь, книги и канцтовары.
Бумажно все выглядит продуманно, современно и заботливо. Но за красивыми формулировками скрывается старая проблема: нет понятной финансовой модели, механизмов реализации, прозрачных правил и гарантий. Все это напоминает очередную презентацию без воплощения, где основным инструментом поддержки остается текст законопроекта, а не реальные изменения в жизни родителей.
Однако проблема не в самой идее финансовой поддержки, а в форме, которую она приобретает. Украинская социальная политика до сих пор тяготеет к фрагментарному подходу. Почему-то чиновники откровенно игнорируют тот факт, что разовая выплата не заменит доступную медицину, качественный уход, гибкую систему трудоустройства для родителей и жилищных программ, не компенсирует расходы на раннее развитие ребенка или на кризисные периоды в жизни молодой семьи.
Этот законопроект оформлен с подобной логикой. Подобные инициативы появлялись и раньше, однако ни одна не привела к смене тренда. Вероятно, украинским чиновникам не присуще долгосрочное видение и поиск реальных инструментов реализации. Политические решения принимаются на фоне трагической статистики, но остаются на уровне символических жестов.
Если копнуть глубже, то оказывается, что ни одно из обещанных не имеет под собой четкой финансовой подоплеки. В проекте речь не идет о том, из каких источников будут профинансированы все предусмотренные выплаты. Ни слова о конкретных статьях государственного бюджета на 2025 год. В среднесрочном планировании на 2026-2028 годы также нет упоминаний об этой программе. В условиях, когда страна обеспечивает часть социальных расходов за счет международной помощи, запускать новую масштабную инициативу без указанного финансирования — это либо политическая наивность, либо умышленное создание ширмы, по которой можно будет безболезненно отложить реализацию на привычное для чиновников потом.
Громкая цифра в 50 тыс. грн за рождение ребенка звучит эффектно, но эффективности не прибавляет. Сама по себе эта сумма не решает глубинные проблемы, с которыми сталкиваются женщины при принятии решения о материнстве. В условиях войны речь идет не только о деньгах, но и о жилье, медицинской безопасности, доступе к уходу, стабильности дохода и предсказуемости хотя бы ближайшего будущего. Пройдет несколько месяцев, и семья вернется в ту же точку, где царят постоянно растущие цены, отсутствие инфраструктуры, бюрократия на пути к доступу к льготам. Как видим, выплата лишь фиксирует факт, но не создает причин для его повторения. Отдельно хочется отметить социальное неравенство, буквально проходящее красной линией в тексте законопроекта. Разница между пособиями для застрахованных и незастрахованных беременных выглядит не просто технической, а откровенно указывает на подлинную идеологическую ошибку. Для первых обещается полная компенсация заработной платы. В то время как для других развевается фиксированная сумма в 7 тыс грн. В перечне тех, кто автоматически оказывается в менее защищенной категории, находятся студентки, безработные, женщины в предыдущем декрете, переселенки, потерявшие работу из-за войны или не успел трудоустроиться. Выглядит так, будто государство делит будущих матерей на ценных и второсортных, в зависимости от того, кто способен платить налоги, а не от реальных потребностей в поддержке.
Пункт о послеродовой поддержке вообще кажется менее конкретизированным во всем законопроекте. Сумма, сроки, механизм зафиксированы под прозрачной формулировкой «будет определен позже». Вполне понятно, что то, что не прописано сейчас, почти гарантировано не будет реализовано потом или будет реализовано только формально. Государство как всегда демонстрирует свою безответственность перед обществом. Создали иллюзию заботы, заложили в документ положения, которые удобно игнорировать под предлогом нехватки бюджета или сложной ситуации в стране, на этом все и кончилось.
Еще один перспективный, по мнению чиновников, пункт — компенсация по уходу за ребенком, которую могут получать не только родители, но и другие родственники, фактически выполняющие эту функцию. И снова неопределенный размер пособия, без четкого описания, без механизма подачи заявок и определения соответствия. Формально такая норма смотрится как широкая поддержка. Фактически это пустое поле, которое можно не обрабатывать, потому что никто не знает, с чего начинать.
Вся конструкция законопроекта имеет вид не столько ответа на демографический кризис, сколько попытки сымитировать реакцию на него. В стране, где количество новорожденных падает из года в год, а жизнь молодой семьи балансирует между выживанием и адаптацией, такая инициатива не создает реальной перспективы. Она лишь добавляет в список социальных обещаний еще один пункт, оформленный языком изменений, но не готовый к воплощению. Настоящая демографическая политика начинается не с цифр в законе, а с доверия. С понимания того, что государство не исчезнет после одного платежа, а подставит плечо в момент, когда это действительно нужно. Пока все выглядит как красивая, символическая и вполне безопасная для бюджета презентация без даты запуска.
Эффективная демографическая политика не должна быть каким-либо пакетом единовременных выплат. Это должна быть инвестиция в стабильность, создание условий, при которых появление ребенка не будет финансовым риском, а поддержка государства не бюрократическим препятствием. Речь не только о деньгах, а о доступе к медицине, жилью, детским учреждениям, гибким формам занятости, поддержке во время кризиса и стабильной образовательной политике. Понятно, что подобные изменения не дадут мгновенного эффекта, однако они способны остановить демографический спад. Без этого даже 100 тыс грн будут иметь вид не мотивации, а только компенсации за риск.
Как борются с демографическим спадом в Европе
Европейские страны уже десятилетиями живут в действительности демографического спада. Но в отличие от Украины, где реакция государства в основном ограничивается разовыми денежными компенсациями, часть европейских правительств взяла курс на создание реального, а не декларативного комфорта для родителей. Ключевое отличие заключается в ставке на долгосрочную социальную инфраструктуру, а не на одноразовые бонусы.
Франция выступает безоговорочным лидером среди стран ЕС по уровню рождаемости. Ее модель показывает, что рождаемость можно держать на относительно высоком уровне, когда правительство не просто платит, а обеспечивает полный социальный цикл поддержки. Французские семьи получают ежемесячные пособия на детей, которые увеличиваются с каждым последующим ребенком. Кроме того, существуют налоговые скидки для многодетных семей, муниципальные ясли по доступной цене, гибкие формы занятости обоих родителей, компенсации нянь и льготное жилье. Но главное здесь не пункты в законе, а реальная работающая система, которая не ломается на первом бюрократическом препятствии.
Германия сделала ставку на сочетание работы и отцовства, вместо того чтобы заставлять выбирать одно из двух. Здесь работает система Пособие по уходу за ребенком (помощь родителям после рождения ребенка, который зависит от уровня предварительного дохода и может длиться до 14 месяцев – ред.). Кроме того, родители имеют законное право на сокращенный рабочий день без риска потерять работу, что особенно актуально для матерей. В больших городах активно развиваются детсады с долгими рабочими часами, а стоимость услуг часто субсидируется местными властями.
Швеция пошла еще дальше и сделала гибкость стандартом. Там родители имеют общий 480-дневный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, который могут распределить между собой удобным способом. Более того, часть этого отпуска зарезервирована именно для отца, и если он его не берет, то дни просто сгорают. Таким образом, государство прямо поощряет мужчин участвовать в воспитании детей с первых дней. В стране существует система ваучеров, которые покрывают до 90% стоимости детских садов, а школы обеспечивают бесплатное питание.
Венгрия предлагает финансовую поддержку в виде ЦЕЛОВАТЬ (Льготной ипотеки для семей с детьми, а также списание части долга с каждым последующим рождением – ред.). В сочетании с поддержкой молодых матерей на рынке труда это позволило частично стабилизировать показатели рождаемости за последние пять лет.
Конечно, европейский опыт не дает универсального рецепта, но в нем есть общие черты, которые состоят в системности, а не точечности. Помощь не ограничивается рождением ребенка, он длится годами. Инфраструктура в европейских странах реально работает. Родителям доступны сады, ясли, школы, гибкая занятость, доступное жилье. Государства осуществляют постоянную поддержку обоих родителей, а не только матерей, что позволяет избежать дискриминации на рынке труда. И, наверное, то, чего так не хватает украинской системе, это доступность к помощи, а не теоретическое право на нее, которое можно реализовать только после кипы справок, очередей и длинных объяснений.
Украинским чиновникам не нужно придумывать велосипед. Ведь большинство решений уже протестированы в странах, которые сталкивались с теми же проблемами. Важно понимать, что без изменения подхода по подаче деклараций на системную инфраструктуру, ни одна разовая помощь не убедит молодых людей рожать детей в стране, где они не чувствуют защиты.
Итак, новая инициатива Минсоцполитики в очередной раз демонстрирует иллюзию заботы. Под видом прогрессивной демографической политики украинцам подсовывают старую схему с одноразовой денежной благодарностью за смелость родить ребенка в условиях хронической нестабильности. Этот законопроект олицетворяет собой симуляцию активности на фоне демографического обвала. Он фиксирует факт рождения ребенка, но не создает предпосылок для желания его родить. Такой подход больше напоминает некий очередной бухгалтерский акт, скорее политический курс.
Когда система работает точечно, когда вместо жилищной программы людям выдают сертификат, а вместо социального равенства цепляют ярлыки «застрахованный» и «не застрахованный», создавая чувство второстепенности, все сразу превращается в декоративную социальность. В то же время именно декоративность, а не реальность, является наиболее опасным в демографической политике. Ибо она рождает еще большее разочарование. И именно это разочарование больше демотивирует молодежь оставаться, строить семью и рожать детей в своей стране. Украина в очередной раз пытается лечить хроническую проблему симптоматическими средствами. Но рождаемость не стимулируется цифрами в законопроектах. Она вырастает из доверия к государству, предсказуемости жизни, наличия инфраструктуры и ощущения не только физической, но и экономической безопасности. Пока у чиновников на руках черновики новых «больших» программ страна медленно, но уверенно теряет будущее. И ни одна сумма, даже если ее удвоить, не изменит тренд, если родители и дальше будут чувствовать себя один на один со своими страхами, расходами и тревогами.
Европейские страны давно поняли, что демография регулируется не символическими жестами и точечными решениями, а продуманной государственной политикой и созданием реальных условий для граждан. И пока украинские члены правительства с энтузиазмом изобретают велосипед без педалей, страна теряет не только людей, но и веру в то, что ситуацию еще можно изменить. А без этой веры ни одна «стратегия до 2040 года» не стоит даже бумаги, на которой она напечатана.