МОН поражает новациями: гендерный аудит во время войны
Министерство образования и науки Украины снова удивило общественность, объявив о проведении гендерного аудита в своей структуре. Образовательная система Украины во время войны сталкивается с многочисленными серозными вызовами, требующими значительных усилий и ресурсов. На этом фоне новация вызывает немало вопросов: почему именно сейчас, когда на повестке дня стоят насущные проблемы, такие как обеспечение безопасности учащихся и учителей, организация дистанционного обучения и поддержка образовательного процесса в условиях войны, подняли вопросы гендерного аудита? Действительно ли актуальны такие инициативы? И главное — нет ли сейчас более важных вопросов в сфере образования, нуждающихся в немедленном решении?
В чем состоит идея гендерного аудита
Министерство образования и науки Украины (МОН) объявило о проведении гендерного аудита в рамках Национальной стратегии создания безбарьерного пространства в Украине, предусматривающей обеспечение равных возможностей для женщин и мужчин в области образования и науки. Министерство объясняет, что гендерный аудит является процессом, позволяющим организациям создать рабочую среду, благоприятную и продуктивную для всех сотрудников независимо от пола. Как считает МОН, где работает более 300 человек, этот аудит предоставит возможность:
- поддержать всех работников в достижении наилучших результатов;
- усовершенствовать политику гендерного равенства в сфере образования;
- определить эффективные практики организации работы;
- выявить и устранить препятствия реализации потенциала сотрудников;
- ввести индивидуальный подход к управлению персоналом.
Процесс аудита будет включать в себя проведение опросов, индивидуальных интервью, семинаров, а также анализ документов и внешнего и внутреннего пространства Министерства. Весь процесс будет конфиденциальным для обеспечения честных и открытых ответов участников. Его внедрение является частью масштабных усилий Украины по установлению гендерного равенства, что является важным элементом демократического развития и отвечает европейским ценностям. Проект осуществляется при поддержке Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA) и ОО «ЭдКемп Украина».
Согласно последним тенденциям и европейским ценностям, гендерное равенство во всех областях жизни является ключевым аспектом построения справедливого и инклюзивного общества. Как свидетельствует опыт демократических стран, развитие государственной гендерной политики должно начинаться именно с образовательной среды. Важной составляющей в направлении установления гендерного паритета является школа и образовательные учреждения всех уровней, которые оказывают большое влияние на формирование личности и ее гендерную социализацию. Именно поэтому для эффективной реализации гендерной политики МОН сосредотачивается на распространении информации среди общества по преодолению барьеров и стереотипов, а также обеспечить доступ к знаниям по гендерной проблематике. В министерстве считают, что обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех граждан, независимо от пола, разрушение предвзятого разделения на профессии только для мужчин, или только для женщин – все это важная задача, которая стоит перед государственными учреждениями сейчас.
Учитывая тот факт, что Украина получила статус кандидата на членство в Евросоюзе и внедряет активную политику относительно будущего присоединения к НАТО, сегодня актуально продолжение реформ, направленных на выполнение требований, без которых невозможно вступление в ЕС и Североатлантический альянс. И, прежде всего, большинство требований связано именно с существенными изменениями гендерных аспектов в обществе, в том числе в образовательной сфере. По мнению экспертов, для Украины, несмотря на гендерное равенство в доступности образования для обоих полов, повышение гендерной культуры в образовательной среде все еще остается актуальной проблемой. Среди педагогов все еще существует проблема слабой осведомленности по гендерной проблематике и высокий уровень гендерных стереотипов.
С целью содействия обеспечению равных возможностей среди женщин и мужчин в сфере образования и науки, МОН планирует провести собственный гендерный аудит в рамках Национальной стратегии создания безбарьерного пространства в Украине, созданной по инициативе первой леди Елены Зеленской.
Зарубежный опыт в реализации политики гендерного равенства
Гендерное равенство в сфере образования является приоритетом многих стран мира. Каждое государство разрабатывает и внедряет свои стратегии для обеспечения равных возможностей для всех граждан, независимо от пола, а также разрушает установленные гендерные стереотипы.
Для данным ежегодного Всемирного экономического форума (WEF), в топу стран, сокративших гендерный разрыв, вошли:
- На первом месте Исландия – 93,5%;
- второе место заняла Финляндия – 87,5%;
- Норвегия заняла третье место – 87,5%;
- Швеция заняла пятую позицию – 81,6%;
- на седьмой строчке рейтинга Германия;
- на девятой – Ирландия;
- завершает десятку лидеров Испании.
«Новая Зеландия является самой эффективной страной за пределами Европы, занимает четвертое место (с 83,5%), тогда как Никарагуа находится на шестом месте, а Намибия – на восьмом.”, — отмечается в отчете WEF.
Украина в этом рейтинге занимает 63-е место. Гендерный разрыв в нашей стране удалось преодолеть на 72%. А это значит, что мы должны обратить внимание на опыт зарубежных стран, преуспевших в сокращении гендерного разрыва, с целью улучшения собственного показателя.
Исландия уже 15 раз занимает первую позицию в рейтинге. Страна известна своей прогрессивной политикой по поводу гендерного равенства. Такой высокий показатель обеспечивается рядом законодательных инициатив, программ и практик, направленных на обеспечение равных возможностей для всех граждан, независимо от пола. Гендерные вопросы входят в обучающие программы страны абсолютно на всех уровнях. Педагоги проходят специальную подготовку по гендерному равенству, что помогает избегать гендерных стереотипов в обучении и воспитательном процессе. В школах Исландии существует практика проведения просветительских проектов, направленных на повышение осведомленности по гендерной проблематике. Правительство предоставляет множество услуг в поддержку семей, включающих свободный доступ к детским садам и медицинскому обслуживанию. Исландия известна своей щедрой системой отпусков по уходу за детьми, разделяющейся поровну между обоими родителями.
В скандинавских странах распространена специальная программа привлечения девушек к науке, технологии и инженерии. В центре внимания гендерного образования и воспитания в Швеции есть семья. В стране родителям предоставляется оплачиваемый отпуск в 480 дней в связи с рождением или усыновлением ребенка. 60 дней отпуска закреплены персонально за каждым родителем. В Швеции распространена практика создания групп для родителей. Около 60% шведских мужчин посещают такие группы, которые позволяют полностью ликвидировать стереотип о том, что воспитанием ребенка должна заниматься только женщина. В целях привлечения к общественной жизни творческих и инициативных женщин, в стране действует Женская народная школа. Там женщинам всех возрастов предоставляется возможность самим выбирать программы обучения, курсы, тренинги в зависимости от потребностей, чтобы лучше интегрироваться и увереннее чувствовать себя в шведском обществе. Также в Швеции функционирует программа Гендер в школе, которая обеспечивает учебными ресурсами педагогов и знакомит с проблематикой гендерных вопросов.
В школах Германии гендерный компонент включен в содержание разных учебных предметов, в частности, естествознания, немецкого языка, обществоведения, физической культуры, компьютерных технологий. Также в стране имеет место так называемый гендерный мейнстриминг с применением поощрительных тактик для высших учебных заведений. Там реализуется две системы:
- политика равного отношения (касается гендерного неравенства);
- политика многообразия (касается дискриминации по этническому и социальному происхождению, состоянию здоровья, сексуальной ориентации).
На реализацию этих политик каждый район получает определенные гранты, финансирование и проведение лекций и встреч с профессорами по гендерному равенству.
Так, на базе европейского университета Виадрина (ЕУВ) во Франкфурте функционирует специальный отдел, управляющий всеми доступными гендерными инициативами:
- менторские программы, где женщины-академики помогают младшим женщинам – академикам на разных уровнях: студенты, докторанты, постдокторанты и исследовательницы;
- тренинги по использованию чувствительной гендерной лексики;
- проведение феминистических фестивалей и конференций;
- создание консультационных центров по вопросам образования без барьеров и равных возможностей;
- проведение женских спортивных мероприятий.
Целесообразность гендерного аудита в МОН во время войны
Вероятно, сама по себе идея гендерного аудита и решение соответствующих вопросов полезна. Однако война создает беспрецедентные вызовы для системы образования. Школы и университеты вынуждены постоянно менять свои подходы к обучению, обеспечивать доступ к качественному образованию в условиях разрушений и отсутствия стабильного Интернета. В таких условиях проведение гендерного аудита выглядит как сосредоточение внимания на не приоритетных вопросах. Гендерный аудит – важная составляющая обеспечения равноправия, однако сейчас кажется, что этот вопрос может подождать. Раньше система образования функционировала без него, и, хоть и не идеально, но без катастрофических последствий. Почему же это стало настолько важным, что требует немедленного внимания?
В МОН работают более 300 сотрудников, а в самой системе образования их сотни тысяч. Поэтому логично решать проблемы именно участников образовательного процесса, а не чиновников. Кроме того, проведение гендерного аудита требует определенных финансовых и человеческих ресурсов. Во время войны каждая копейка и каждый работник должны работать на победу и поддержание жизненно важных систем, таких как образование.
Конечно, сторонники гендерного аудита могут приводить доводы в пользу его проведения. Например, равноправие между мужчинами и женщинами является фундаментальной ценностью, которую нельзя откладывать, даже во времена кризиса. Однако имеют ли эти аргументы достаточный вес по сравнению с насущными проблемами, стоящими перед образовательной системой? Именно их решение в это тяжелое время поможет сохранить систему образования в рабочем состоянии, обеспечить будущее для детей и молодежи и подготовить фундамент для дальнейших реформ, включая гендерное равенство, уже после победы.