Фейковые медиа, реальное влияние: как технология Doppelgänger ломает демократии изнутри (продолжение)

Это продолжение нашего исследования, посвященного информационным атакам, маскирующимся под независимую журналистику. В первом материале мы рассмотрели общие принципы кампаний Doppelgänger — в частности, как фейковые сайты имитируют визуальное оформление авторитетных медиа, подменяя реальность альтернативной версией, выгодной Кремлю.
В этой части сосредотачиваемся на конкретных примерах кампаний, уже достигших резонанса: как дезинформация раскручивается через Telegram и боты, почему Илон Маск бессознательно усилил один из фейков, как псевдо-гражданская журналистика имитирует реальные события, а также как манипулятивный контент распространяется под видом. Süddeutsche Zeitung.
Мы также разбираем, какие именно тактики чаще всего используют организаторы информационных операций, и как аудитория может заметить замену.
Как дезинформация маскируется под общественный дискурс
Оценка влияния дезинформационных кампаний Doppelgänger основывается на метриках, предоставленных самими социальными платформами. Речь идет не только об общем количестве просмотров, но и об уровне взаимодействия с контентом: количестве распространений, кроспостинге на нескольких платформах, участии влиятельных лиц и различных вебсайтов.
В большинстве случаев контент не выходит за пределы узких информационных сетей, которые сами и пытаются его продвигать. Обычно первые появления материалов фиксируются на Telegram, после чего их пытаются раскрутить через социальные сети, в частности с помощью ботов. Часто эти боты массово комментируют посты отреагировавших на контент исследователей в надежде, что это привлечет внимание известного инфлюэнсера, который может его распространить.
Одна из ключевых целей этой схемы – легитимизация источника или контента. Из-за массированного присутствия в соцсетях, даже если ее создают боты или координированные аккаунты, формируется впечатление популярности или значимости. А когда на это обращает внимание исследователь или журналист (даже с критикой), дальше следует попытка заставить известного инфлюэнсера или авторитетного медиа-актера случайно или сознательно подхватить эту тему. Если это удается, источник или месседж получает вторую жизнь уже как часть «легитимного» публичного обсуждения.
Это работает по принципу: «если об этом говорят — значит, это важно». Даже негативная реакция может сыграть на руку организаторам кампании, если она выведет контент на более широкую аудиторию. Иными словами, здесь главное не убедить всех сразу, а встроить контент в легитимное информационное пространство, где он будет выглядеть не как анонимная пропаганда, а как альтернативная мысль или острая тема для дискуссии.
Проблему для организаторов таких кампаний составляют алгоритмы соцсетей. Они часто проявляют такую активность как неаутентичную или спам и могут не позволить ей получить широкий охват. Поэтому на практике многие подобные кампании остаются ограниченными небольшим кругом аудитории — в пределах сетей, которые их и запустили.
Маск поспособствовал успеху Doppelgänger-кампании
Одним из самых успешных примеров последнего времени стала дезинформационная кампания вокруг видео об USAID. В ролике, стилизованном под сюжет американского телеканала E! News утверждалось, что Агентство США по международному развитию (USAID) якобы финансировало поездки в Украину известных актеров — Бена Стиллера, Орландо Блума и Анджелины Джоли. При этом назывались конкретные суммы – четыре миллиона долларов для Стиллера, восемь миллионов для Блума и 20 миллионов для Джоли.
Эта кампания отличалась тем, что для ее продвижения использовали не боты или сетки фейковых аккаунтов, а реальных влиятельных лиц в соцсетях. В частности, видео распространил Илон Маск и другие известные публичные фигуры. Именно такая тактика — опора на уже существующую аудиторию авторитетных инфлюэнсеров — позволила этой кампании быстро приобрести широкую огласку. Этот пример был связан с операцией под условным названием Операция «Перегрузка».
Еще один подобный случай произошел в прошлом году, когда во Франции был арестован Павел Дуров, основатель Telegram. В ответ было распространено видео с утверждением, что Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) приостановили закупку французских истребителей в знак протеста против этого ареста. Несмотря на отсутствие подтверждений, это видео получило резонанс — в значительной степени благодаря тому, что его подхватила индийская газета, что дало ему дополнительную легитимность и расширило охват.
Примером дезинформационной тактики стало создание имитаций британских таблоидов с заголовками, демонизирующими Германию. Хотя нет четких доказательств того, что именно такой контент вызывает большее привлечение в аудитории, он является попыткой протестировать альтернативные форматы и найти тот, что «зайдет» — то есть сгенерирует реакцию или получит более широкий охват.
Фейковая гражданская журналистика
Подобные случаи уже фиксировались раньше: во время операции Перегрузка в предыдущем году были обнаружены поддельные титульные страницы таких изданий, как New York Post и New York Daily News. Среди других тактик — создание фейковых скриншотов из вроде бы Instagram Stories влиятельных медиаорганизаций, которые должны выглядеть как настоящий журналистский контент.
Отдельного внимания заслуживает технология, имитирующая гражданскую журналистику. Один из примеров — изображение якобы антивоенных или антиукраинских граффити, нанесенных в публичном месте в большом европейском городе. В частности, в качестве примера можно вспомнить граффити, которое якобы размещено у центра Вашингтона и вроде бы изображает Зеленского, проглатывающего деньги. Речь идет о отредактированной в Photoshop фотографии, которая затем «тиражируется», чтобы создать иллюзию реальности.
Такие изображения распространяются как скриншоты из медиа, якобы из таких авторитетных источников, как CBS, Нью-Йорк Таймс или Уолл Стрит Джорнал. Они создают впечатление, что событие реально произошло, и что его освещали ведущие СМИ, хотя на самом деле оно полностью сфабриковано.
Таким образом, тактика псевдо-гражданской журналистики служит для легитимизации фейков: она апеллирует к доверию к «очевидцам» и одновременно эксплуатирует авторитет настоящих медиа. Это делает кампанию особенно опасной в условиях высокой эмоциональности тем, таких как война, международная помощь или геополитические расколы.
Воздействие на выборы в США и политическую ситуацию в Германии
Полгода назад в разгар предвыборной кампании в США Федеральное бюро расследований США заблокировало 32 вебсайта, которые выглядели как сайты известных американских и европейских СМИ, но на самом деле были подделками. Эти ресурсы распространяли пророссийские нарративы, нацеленные на манипулирование общественным мнением в США и странах Европы. По словам министра юстиции США Меррика Гарленда, эти домены использовались российским государством и связанными с ним структурами для «тайной кампании влияния с целью вмешательства в выборы в США и попытки повлиять на их результат».
Расследование, проведенное журналистами Investigace.cz в сотрудничестве с партнерами, обнаружило техническую инфраструктуру, стоящую за европейской частью операции Doppelgänger. Установлено, что в ее реализации участвовали и компании, зарегистрированные в Чехии. Примеры дезинформационного контента, который распространяли эти сайты, носят ярко манипулятивный характер. Например, подробная версия немецкого издания Зюддойче Цайтунг демонстрировала на главной странице фотоколлаж: пустые полки в супермаркетах, отсутствующие продукты, немецкий канцлер Олаф Шольц перед газовой турбиной «Северного потока-1», избивающие демонстрантов силовики. Все это сочеталось в случайной, но эмоционально заряженной подборке, которая должна была вызвать у читателя тревогу и чувство дестабилизации.
Псевдо-версия польского журнала Политика, в свою очередь, содержала громкие заголовки вроде: «Заказчик покушения на Трампа находится в Киеве«; «Зеленский тянет Польшу в войну: еще не поздно это остановить«; «Украинская коррупция может убить европейцев«.
Такие сайты иллюстрируют новый уровень сложности информационной войны, где имитация достоверных источников и визуальное правдоподобие служит инструментом для продвижения деструктивных нарративов и сеяния недоверия внутри западных обществ. Операция Doppelgänger подтверждает: дезинформация все чаще маскируется под настоящую журналистику, использует визуальные и технические шаблоны авторитетных СМИ и эксплуатирует кризисные темы, чтобы формировать альтернативную и выгодную Кремлю картину реальности.
Инфографика: ИА «ФАКТ»
Это изображение иллюстрирует, как легко можно создать сайт-двойник, используя известное доменное имя (например, название СМИ) в сочетании с другим поддоменом или расширением — более 1500 доступных вариантов.
Приемы успешных кампаний Doppelgänger
Обобщенно отметим, что успешные примеры дезинформационных кампаний Doppelgänger продемонстрировали несколько типовых приемов:
– Создание псевдоновостного контента, имитирующего настоящие медиа – например, телевизионные сюжеты, профессионально оформленные видео или интерфейсы популярных СМИ.
– Привлечение реальных инфлюэнсеров, которые не обязательно связаны с источниками дезинформации, но могут бессознательно усилить ее влияние, разделившись материалом или прокомментировав его.
– Использование эмоционально заряженных тем или образов, в частности, знаменитостей, конфликтов, военных расходов, политических скандалов.
– Гибридная тактика распространения – сочетание аутентичных аккаунтов, ботов и внешних медиа для построения эффекта «реальной дискуссии» и искусственной легитимации контента.
Такие кампании демонстрируют, что даже без глубокого проникновения в массовое сознание, успешное сочетание профессионального дизайна, нужного момента и правильного инфлюэнсера может сделать фейк резонансным и влиятельным.