«Изменить ситуацию может только «хардкор» в виде полной перезагрузки»: Владимир Дубровский о реформировании таможенной службы

Перезагрузка таможенной службы – это не просто необходимость, а неотложное требование времени, ведь таможня за годы независимости стала символом коррупции, злоупотреблений и недоверия со стороны бизнеса и граждан. Каждое приходившее к власти правительство обещало реформировать таможенную службу, но на практике это оказывалось невозможным из-за отсутствия политической воли, сопротивления системы и других объективных и субъективных факторов. Большинство реформ заканчивались только декларативными изменениями, не влияющими на реальную ситуацию.
В то же время, война заставила правительство действовать более решительно, ведь коррупционные схемы на таможне не только вредят экономике, но и подрывают обороноспособность страны. Международные партнеры неоднократно отмечали необходимость изменений, и теперь эти требования стали частью условий дальнейшей поддержки. Законопроект №6490д, принятый Верховной Радой, стал прорывом в борьбе с системной коррупцией и создал предпосылки для полной перезагрузки таможенной службы. Это решение можно считать началом новой эры, когда изменения коснутся не только верхушки руководства, но и системы в целом. От того, как эффективно удастся реализовать эту реформу, зависит будущее экономики Украины и доверие граждан к государственным институтам.
Как считает старший экономист CASE-Ukraine, специалист Экономической экспертной платформы Владимир Дубровский, на прошлой неделе произошло очередное «невозможное»: Рада поддержала закон №6490д о перезагрузке таможенной службы.
«Сколько лет нас убеждали, что это никак нельзя сделать по разным причинам, начиная с «это не поможет», и заканчивая «а где взять столько квалифицированных таможенников — это вам не налоговые инспекторы!».
Как видим, военная необходимость в сочетании с давлением партнеров, которые, хотя и спустя много лет, но все же осознали необходимость радикальной перезагрузки, творят чудеса.
Как (будто бы) говорил Черчилль об американцах: «они всегда принимают правильное решение после того, как попробуют все остальные». Это точно о наших реформах, особенно таких, как эта.
Впрочем, есть еще более характерный и неотложный случай — налоговая, в которой до сих пор живет призрак ее основателя Николая Азарова. Какие только реформы не перепробовали, а результата нет…
Но перезагружать — упаси боже, «а где же взять столько налоговиков»? В Национальной стратегии доходов была прописана очередная перестановка коек, которая якобы должна «восстановить» доверие к налоговой, вроде бы она когда-либо была.
Пора признать, что, во всяком случае, если в государственном органе на определенном этапе действовали «коррупционные вертикали», то некоррумпированные кадры могли остаться только на технических должностях (и там получали доплаты «в конвертах» из общего фонда)», – подчеркнул эксперт.
Он считает, что изменить ситуацию может только «хардкор» посредством полной перезагрузки, возможно, с сохранением технического персонала. Иначе снова и снова будет воспроизводиться та же патрональная культура, где высшие руководители обеспечивают «крышу» ниже в обмен на долю от «живых денег».
«И где «западно» считать зарплату с карточек, когда есть «живая копейка»… ГАИ, налоговая милиция и ее преемник БЭБ, судебная система, БТИ, еще несколько структур, теперь вот таможня — пока нигде другое не сработало. Пора делать выводы» и в отношении других, прежде всего ДПС.
Настоящая стратегия реформирования должна начинаться и заканчиваться перезагрузкой отношений налогоплательщиков и налоговой, для которой «перезагрузка» ГНС — это необходимый шаг, поскольку нет другого действенного способа «стереть» укоренившуюся в налоговой азаровщину и коррупцию.
Необходим, но не достаточен: если оставить коррупционные возможности, за которые сейчас платят взятки, чтобы поступить в налоговую академию и занять «хлебную» должность в налоговой службе, новые «клюнувшие» на них могут оказаться не лучше нынешних.
Или быстро усвоят те же способы «заработка», тем более что большинство плательщиков также хорошо усвоили правила игры. Вспомним, к примеру, что принесла замена «18 000 госслужащих» по инициативе Ющенко… И только после того, как такая перезагрузка успешно произойдет, можно будет рассматривать дальнейшие шаги, по крайней мере, потому, что это само по себе способно обеспечить дополнительные 2% от налоговых налогов. поступлений, ради которых формально создавалась государственная стратегия доходов (НДС).
Впрочем, как отмечено в НДС, налоговикам доверяют 70% плательщиков — каких еще реформ вам не хватает? Правда, авторы стратегии «забыли» указать, что цифра взята из опроса, который касался… консультаций и разъяснений, предоставленных налоговиками, да еще относится к очень специфическому периоду 2022 года, когда на волне патриотических эмоций государственным органам доверяло гораздо больше людей чем обычно. И вот на таком фундаменте построена Национальная стратегия доходов в части налоговой политики!» — подчеркивает Владимир Дубровский.
Эксперт высказывает собственное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.