Нам нужно Правительство Национального Спасения или Правительство Национального Единства: экспертное мнение Анатолия Бойко
Уже очевидно, что одним из главных вопросов, становящихся в украинском и мировом обществе после 20 мая, является легитимность украинской власти. Весь цивилизованный мир проигнорировал вопрос перевыборов в России, но, безусловно, попытка РФ вынести тему нелегитимности украинской власти повлияет на статус Украины на международной арене.
Свое мнение по решению этой проблемы высказал в эксклюзивном интервью ИА «ФАКТ» известный украинский общественный деятель Анатолий Бойко, который уже более двадцати лет возглавляет областную организацию Комитетов избирателей Украины. И КИУ, и лично Анатолий Бойко хорошо известны в Украине и имеют очень высокий уровень доверия.
Господин Анатолий, как, на Ваш взгляд, можно оперативно решить проблему легитимности власти в Украине после 20 мая во время войны и вместе с этим провести ее перезапуск?
“С одной стороны действительно существует юридическая проблема относительно легитимности президента Зеленского после 20 мая. Есть разные взгляды на эту проблему легитимности. Лучше было бы, конечно, если бы президент год назад обратился в Конституционный суд. За это время суд выработал бы легитимное решение. Я понимаю, что тогда, во-первых, было ожидание успешного наступления, а во-вторых, думаю, у Президента не было уверенности в решении Конституционного суда. Существовали опасения в окружении Президента, что Конституционный Суд может принять решение о передаче после 20 мая 2024 власти главе Верховной Рады. А это, конечно, не устраивало команду Президента Зеленского.
В общем, тянули, тянули, а сейчас уже нет времени и на это. Кроме того, сейчас есть вопросы с общим уровнем доверия и рейтингом Президента. Картина не очень благоприятна. С другой стороны, в ситуации войны провести адекватные выборы невозможно, а даже если они будут проведены, то выборы будут выглядеть скорее профанацией, чем настоящими выборами. И, разумеется, вызывают еще большее возмущение, чем просто прекращение полномочий Президента.
На мой взгляд, в этой ситуации идеальным решением было бы создание Правительства Национального Спасения или Правительства Национального Единства – правительства, объединяющего основные политические силы общества для решения тех проблем, которые поставила перед Украиной агрессия России. Создание данного правительства решает одновременно две задачи: во-первых, это позволит Президенту разделить ответственность за происходящее в стране со всеми парламентскими политическими партиями, за исключением, разумеется, пророссийских. Ну, что-то вроде того, что было сделано в Израиле: страна находится в опасности и нужно объединиться, чтобы дать отпор агрессору. И Президент, очевидно, приглашает всех основных политических игроков объединиться перед агрессией России.
Во-вторых, это позволяет разделить ответственность и усилить легитимность верховной власти в стране. У нас есть парламентско-президентская республика, и подобный шаг возвращает нас к той структуре конституционной власти, которая изначально в ней была заложена. Создается Правительство Национального Единства, в которое должны войти представители всех политических сил, представленных в парламенте, кроме пророссийских, очевидно.
Следует четко понимать, что важнейшим вопросом создания данного правительства является круг его полномочий. Нынешний Кабмин не самостоятельный орган власти, а сугубо номинальный – все решает офис президента. Это самое грубое нарушение Конституции. При создании Правительства Национального Единства оно должно получить реальные полномочия и быть независимым и самостоятельным органом власти. Правительство Национального Единства должно взять на себя реальную ответственность за происходящее в стране и, что важно, иметь для этого необходимые полномочия.
Правительство утверждается Верховной Радой, как это предусмотрено Конституцией. Что касается Верховной Рады, вопросов нет – в Конституции четко и явно записано, что Верховная Рада действует до избрания нового состава Верховной Рады. В полномочиях Президента остается заложенное в Конституции: министерство обороны и иностранных дел, а также он остается и в стране, и за рубежом символом нашей борьбы. При этом вопросы легитимности деятельности Президента во многом снимаются, поскольку исполнительная власть будет в руках легитимного правительства, созданного Верховной Радой. И самое важное: общество ожидает определенной перезагрузки власти, и подобное решение могло бы частично общество удовлетворить.
Ключевой вопрос в создании такого Правительства Национального Единства – он должен иметь реальные полномочия. И именно поэтому, я думаю, что вероятность того, что команда Президента пойдет на такой шаг, очень невелика. Но в ситуации, когда Россия будет сейчас пытаться раскручивать тезис о нелегитимности Президента Зеленского, а реальные выборы у нас во время войны невозможны – это один из лучших выходов из ситуации. Я считаю, что это наиболее реальный вариант выхода из этого конституционного тупика легитимности. Это позволит с одной стороны снять вопрос о легитимности президентской власти, с дугой – вернуться в Конституцию и провести частичную перезагрузку власти. Обновить круг людей, принимающих решение. На мой взгляд, это очень необходимо”.
К сожалению, уровень доверия к власти все больше снижается. В чем причина системного кризиса в Украине?
“Да, я согласен с теми, кто говорит, что доверие избирателей к Верховной Раде еще меньше, чем к Президенту. И здесь нужно понимать, что у нас не осталось хороших вариантов. На мой взгляд, этот вариант самый лучший: с одной стороны, он выбивает аргументы Кремля о нелегитимности украинской власти, с другой позволяет избежать двух крайностей между очередным Майданом или выборами во время войны. Ситуация в стране достаточно взрывоопасна. Это один момент.
С другой стороны, Верховная Рада всегда имеет уровень доверия избирателей к себе ниже, чем у президента. Но самое главное: никто ведь не говорит, что в состав Правительства Национального Единства должны войти Порошенко, Тимошенко и так далее – те люди, которые заседают в Верховной Раде. Это не обязательно. Главное, чтобы те, кто войдут в правительство, были делегированы партиями, представленными в Верховной Раде. И важно, чтобы Верховная Рада за них проголосовала. А правительство может быть полностью технократическим. Это могут быть люди, совершенно не связанные с политикой и даже с Верховной Радой.
Главная причина системного кризиса в стране, по-моему, заключается в том, что сейчас у нас центр власти один, и он исключительно монопольный. И ничье другое мнение там не суть важно. А процедура разработки и принятия решений не имеет ничего общего с Конституцией: по факту все решения сейчас производятся в офисе Президента. А по Конституции мы являемся парламентско-президентской республикой, а не президентско-парламентской, и все решения должны производиться по совсем другой процедуре. Более того, у нас не просто президентско-парламентская, у нас по факту суперпрезидентская республика. Создание коалиционного правительства Национального единства позволило бы диверсифицировать принятие решений, чтобы действия правительства были более сбалансированы.
В такое правительство Национального Единства могут войти люди, делегированные партиями, имеющими общественную поддержку и доверие общества. Я, например, хотел бы видеть министром обороны Тараса Чмута – глава Фонда «Вернись живым». Я Тараса знаю много лет, еще из общественной сети «Опора». Человек доказал, что подтвердил на практике за все эти годы, что переживает, болеет за дело и имеет системность. Он видит, как строить обороноспособность страны. Я говорю о таких людях, но он не депутат Верховной Рады. Я прежде имею в виду именно таких людей.
Ну, и третий аспект этого решения состоит в том, что независимо от уровня доверия в Украине в Верховной Раде, юридически она все равно легитимна, что снимает все основания для кремлевской пропаганды о нелегитимности Президента и Правительства Украины. Конечно, о легитимности Президента может быть еще дискуссия, но это будет иметь вторичное значение, поскольку центр власти – Правительство Национального Единства будет абсолютно легитимным”.
Леонид Штекель