Кадровый голод в аптечном секторе: риски для пациента и системная угроза

В Украине аптечные учреждения обязаны обеспечивать отпуск лекарственных средств исключительно работниками, имеющими фармацевтическое образование и соответствующую квалификацию. Однако в реальной практике в последние годы формируется тревожная практика: аптеки не имеют укомплектованного штата специалистов. Это подрывает принципы безопасной фармакотерапии, увеличивает риск ошибок и ослабляет ответственность за использование лекарственных средств. Сложившаяся ситуация является результатом системного бездействия на уровне государственного управления. При наличии нормативных требований их соблюдение не обеспечивается, а отсутствие реагирования со стороны профильных органов свидетельствует об отсутствии фактического институционального контроля.
Аптечная реальность под прицелом проверок
Недавно стало известно, что Государственная служба по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Госкслужба) запланировала проверку аптечных учреждений на соответствие требованиям наличия квалифицированных фармацевтов. Основанием для такой проверки стало выявление ряда аптеками в первом квартале 2025 года, где не было специалистов, отвечающих требованиям по образованию и квалификации. В частности это касается аптек, где отпуск лекарственных средств осуществляют работники без профильного фармацевтического образования.
Эта проблема не случайность. Министерство здравоохранения Украины (МОЗ) уже давно отмечает важность присутствия в аптеках только квалифицированных специалистов, ведь их компетенция напрямую влияет на безопасность пациентов. Лекарство, продающееся без контроля компетентного фармацевта, может не только не помочь больному, но и нанести серьезный вред. Такая ситуация потенциально опасна, ведь даже незначительные ошибки в отпуске лекарственных средств могут привести к серьезным медицинским осложнениям.
Министерство отмечает, что отпуск медикаментов без участия фармацевта является нарушением основных стандартов аптечной деятельности. Соответственно, аптеки, где этот стандарт не соблюдается, будут подвержены более жестким проверкам со стороны Госликслужбы. Уже на этом этапе система ЕСОЗ (Единая система здравоохранения) обнаружила ряд аптечных заведений, где не работают специалисты по фармацевтическому образованию. Благодаря этой электронной системе есть возможность не только идентифицировать аптечных работников по их должностным обязанностям, образованию и опыту, но и осуществлять эффективный мониторинг выполнения лицензионных условий.
Как так получилось, что в нашей стране дошли до такой ситуации? Ответственность за нее полностью лежит на государственных органах, обязанных обеспечить соблюдение контроля. В первую очередь — на Кабинете Министров Украины, который определяет общую политику в сфере здравоохранения, а также на Министерстве здравоохранения, которое должно было предусмотреть механизмы контроля и влияния в условиях кадровой нехватки. Эта проблема не нова, она давно была известна министерству по меньшей мере с 2021 года, но ни один структурный ответ на нее не был сформирован. Однако правительство не инициировало никакой законодательной или подзаконной инициативы, которая бы обеспечила предотвращение таких нарушений путем усиления надзора, установления санкций или введения обязательных механизмов подтверждения профессионального присутствия во время каждой смены. Также не были созданы стимулирующие механизмы для аптечных учреждений по обеспечению штатного профессионального персонала, в частности, в условиях дефицита.
Кроме того, Государственная служба по лекарственным средствам и контролю за наркотиками имеет полномочия проводить проверки аптечных заведений, в частности, соблюдение требований к кадровому составу. Однако практика таких проверок в последние годы оказалась неэффективной. Выявленные нарушения, как правило, не влекли системных последствий, а сами проверки были эпизодическими и формальными.
Однако проблема не ограничивается только наличием или отсутствием квалифицированных кадров. Она также указывает на более глубокие системные недостатки в организации фармацевтического сектора Украины. Достаточно ли у государства необходимых мер по подготовке и поддержке квалифицированных специалистов? Есть ли адекватные условия для обеспечения аптек профессионалами с соответствующим образованием? Таких вопросов немало.
Фармацевтическое образование в Украине
В Украине фармацевтическое образование можно получить в 17 заведениях высшего образования, в частности в Национальном фармацевтическом университете (НФаУ) в Харькове, ведущем в этой области. ‚Кроме того, 6 учреждений готовят специалистов по направлению “Промышленная фармация”, а 32 заведения высшего образования I–II уровней аккредитации (медицинские училища и фармацевтические колледжи) осуществляют подготовку фармацевтов среднего звена. ‚В целом в Украине функционирует более 50 учебных заведений, которые готовят специалистов в области фармации, обеспечивая потребности более 25 тысяч аптек.
Следует отметить, что ежегодно в Украине выпускается около 3-4 тысяч студентов по специальности «Фармация», что свидетельствует о стабильном спросе на эту профессию. ‚Впрочем, несмотря на количество образовательных программ и выпускников, проблема нехватки квалифицированных кадров в сфере фармации остается актуальной. Среди причин — отток молодых специалистов по профессии, недостаточная мотивация оставаться в сфере из-за невысоких зарплат, а также разрыв между теоретической подготовкой в учебных заведениях и реальными требованиями работодателей.
Среди частых представлений о профессии фармацевта до сих пор существует ошибочное мнение, что его место исключительно за аптечным прилавком. На самом деле, спектр возможностей для специалистов этой отрасли значительно шире. Фармацевты могут работать не только в аптеках, но и на складах лекарственных средств, в производственных подразделениях фармацевтических компаний, в лабораториях, интернет-магазинах, торгующих медицинскими товарами, а также в системе образования и научно-исследовательских учреждениях.
В начале 2024 года портал трудоустройства work.ua опубликовал 928 открытых вакансий для специалистов фармацевтического профиля. Средний уровень заработной платы на рынке составил 20000 грн. В то же время, эта цифра значительно варьируется в зависимости от региона и конкретного работодателя. В Киеве фармацевтам предлагают зарплаты от 22 000 грн., в Днепре – от 21 500 грн., а во Львове – около 19 000 грн.
В большинстве вакансий работодатели выдвигают типовые требования к кандидатам. Прежде всего, это наличие фармацевтического образования. Довольно часто компании готовы рассматривать еще обучающихся кандидатов, но уже на старших курсах. Обязательны также навыки работы с персональным компьютером, включая владение Microsoft Office, а также способность ориентироваться в лекарственных средствах: подбирать аналоги с учетом дозировок и формы выпуска. Специалист, претендующий на должность фармацевта, должен владеть знаниями по ряду фундаментальных дисциплин.
Это, в частности, аптечная технология лекарства, фармацевтическая химия, фармакология, а также экономика и организация фармацевтической деятельности. Обязанности фармацевтов, работающих в аптеках, обычно охватывают несколько направлений. Основные из них – это реализация лекарственных средств и сопутствующей продукции, ведение документации, учет дефектного товара, прием новых партий препаратов. Важную роль играет и консультационная функция: фармацевты должны предоставлять покупателям исчерпывающую информацию по применению препаратов. Также в круг ежедневных обязанностей входит поддержка порядка в торговом зале, на полках и складских помещениях, а в условиях современной цифровой торговли — еще и обработка онлайн-заказов.
Фармацевты, занимающие административные должности, например заведующие аптеками, имеют более широкий спектр обязанностей. Они отвечают за формирование ассортимента медикаментов, обеспечивают эффективное функционирование аптеки, контролируют соблюдение условий хранения лекарства, организуют работу персонала и следят за своевременным пополнением товарных запасов.
Таким образом, профессия фармацевта – это далеко не только работа по кассе или продажа таблеток. Это комплексная, многопрофильная специальность, требующая серьезной подготовки, ответственности и способности работать как с людьми, так и с точными технологическими и административными процессами. Но ситуация с нехваткой специалистов в этой сфере указывает на необходимость не только количественного обеспечения кадров, но и качественного переосмысления подготовки фармацевтов: модернизации учебных программ, повышения практической составляющей образования, а также создания условий, при которых работа в аптеке будет привлекательна как с профессиональной, так и с экономической точки зрения.
Одной из ключевых инициатив по решению этих проблем является запуск реестра фармацевтов. Это позволит не только унифицировать базу данных о работниках аптечных учреждений, но и создать прозрачную систему мониторинга кадровых ресурсов в медицинской сфере. Система ЕСОЗ поможет увеличить прозрачность этого процесса и интегрировать данные о фармацевтах в единый реестр медицинских работников, что, безусловно, повысит доверие граждан к системе здравоохранения.
Однако даже этот шаг не панацея. Главной проблемой остается недостаточное количество высококвалифицированных кадров. В связи с этим одними только проверками и предоставлением лицензий не обойтись. Система подготовки фармацевтов нуждается в реальных реформах. Учебные заведения должны обеспечить не только базовые знания, но и практические навыки, отвечающие требованиям современной фармацевтической деятельности. Нужно создавать стимулы для привлечения молодых специалистов в аптечную практику и позаботиться о том, чтобы профессия фармацевта стала престижной и финансово привлекательной.
В свою очередь, контроль за соблюдением требований квалификации работников аптек должен стать более системным и регулярным, а не ограничиваться единичными проверками. Только комплексный подход позволит создать действенную модель обеспечения фармацевтами аптечной сети, где каждый пациент будет уверен, что лекарство отпускает квалифицированный специалист.
Как аптеки работали до 1991 года
Раньше аптечная система не была прибыльным бизнесом, она представляла собой часть государственной медицинской машины – централизованной, бюрократизированной, но структурированной к костям. Аптеки не принадлежали частным лицам, были государственной собственностью и подчинялись Министерству здравоохранения, а на местах соответствующим облздравотделам. При этом основная задача аптеки заключалась не в прибыли, а в обеспечении населения лекарственными средствами, которые, кстати, тоже выпускались исключительно на государственных фармзаводах. Никаких зарубежных брендов, маркетинга или акций на жаропонижающее, все казалось четко по списку, согласованному министерством. Да, раньше не было такого разнообразия лекарств, но был жесткий контроль над отраслью.
Важно понимать, что в те времена в аптеку без диплома было не попасть. Образование было обязательным: провизоры и фармацевты получали специальность в медицинских институтах и фармацевтических техникумах. Стажировка, экзамены, проверки — все, как положено. У фармацевта была четко обозначена зона ответственности. Выпускник техникума мог работать фармацевтом, но не заведующим. Для этого нужно было получить высшее образование, накопить опыт и лояльность к системе. Более того, в аптеках работали и лаборатории по изготовлению препаратов. Если нужного лекарства не было на полках аптек, то их изготовляли по рецепту врача прямо в аптеке. Для этого существовали отдельные работники — галеновые и ассистентские фармацевты, которые знали технологии и производили растворы, настойки, мази и даже свечи. Сейчас такого, к сожалению, нет, потому что это невыгодно. Этот уровень профессиональности сейчас встречается как бы в специализированных больничных аптеках.
Кроме того, инспекции в аптеках были регулярными и жесткими. Все проверяли — от правильности хранения препаратов до наличия санитарных журналов. Лишний флакон спирта мог стать причиной строгого допроса, почему он не учтен. Препарат с истекшим через месяц нужно было срочно списать или сдать, а не втюхать бедняге-покупателю. Хотя в то время не было электронной системы ведения документации, советская система не допускала сбоев и неточностей. За нарушение налагались дисциплинарные взыскания, увольнения или, в случае серьезных злоупотреблений, вводили уголовную ответственность. Аптека была учреждением медицинской системы, а не торговой площадкой.
Но со временем аптечные заведения перешли в частные руки, часть разграбили, часть приватизировали или перепрофилировали. Лицензирование начало работу, но без сильной системы контроля. Произошел кадровый отток — многие специалисты с дипломами просто покинули аптечную сферу, разочаровавшись в уровне зарплат и перспектив. Однако система деградировала не мгновенно, а постепенно, утрачивая то, что когда-то было нормой: профессиональность, контроль и ответственность.
Стандарты и роль фармацевтов в разных странах
Стоит отметить, что аптечный бизнес нельзя воспринимать как просто коммерческую деятельность, ведь это часть медицинской инфраструктуры, которая непосредственно влияет на здоровье граждан. В Украине вопрос квалификации работников аптек стал актуальным только в последнее время. Взглянем на опыт других стран и узнаем, как организован аптечный бизнес за рубежом.
В Европе аптечный бизнес четко регламентирован, а требования к квалификации работников аптек одно из основных условий получения лицензии. К примеру, в Германии, Франции и Великобритании аптечный персонал должен иметь фармацевтическое образование. Это не просто формальность, а гарантия того, что пациенты получают квалифицированную помощь при отпуске лекарственных средств. В этих странах фармацевт – не просто человек, выдающий лекарства, а ключевая фигура в процессе консультирования пациентов. Они имеют знания не только о самих препаратах, но и о взаимодействии лекарств, возможных побочных эффектах и правильной дозировке. В Великобритании фармацевты обязаны постоянно обновлять свои знания через систему непрерывного профессионального образования, что помогает им оставаться в курсе новейших медицинских достижений. В Германии и Франции система сертификации и лицензирования фармацевтов строга. Чтобы стать фармацевтом необходимо пройти несколько лет обучения в университете, а также пройти серьезную практическую подготовку. Кроме того, фармацевты обязаны сдавать экзамены, подтверждающие их квалификацию, и регулярно проходить курсы повышения квалификации.
В США ситуация схожая, хотя здесь есть определенная свобода выбора относительно того, кто именно должен работать в аптеке, на практике большинство аптек имеют штат фармацевтов с соответствующим образованием. В большинстве штатов законы требуют, чтобы лекарство отпускало только фармацевт с лицензией, которую можно получить только после завершения программы обучения в аккредитованном учебном заведении. Тем не менее, в США есть некоторые отличия в подходах в зависимости от штата. Например, в некоторых штатах разрешается работать в аптеках фармацевтическим ассистентам, имеющим меньшую квалификацию.
Однако даже они должны проходить обучение, включающее в себя основы фармацевтики, аптечной логистики и взаимодействия с клиентами. В то же время, фармацевт всегда будет оставаться основной фигурой для консультативных услуг и принятия решений. В большинстве штатов США для того, чтобы работать в аптеке, нужно пройти сертификацию и обучение, соответствующее национальным стандартам. При этом фармацевты здесь кроме отпуска лекарств также занимаются управлением лекарственных средств, контролируют их безопасность и могут давать рекомендации по дозировкам и взаимодействию препаратов.
Япония также имеет четкую систему контроля фармацевтического бизнеса. Здесь аптекари воспринимаются как важные советники в процессе лечения. Как и в Европе, для того чтобы работать в аптеке, необходимо пройти несколько лет обучения в университете, сдать экзамены и получить лицензию. В Японии система фармацевтов работает в тесном сотрудничестве с врачами. И хотя роль фармацевтов критически важна, некоторые крупные аптечные сети создают дополнительные учебные курсы для своих сотрудников, что позволяет повышать квалификацию даже тех, кто не имеет официального фармацевтического диплома. Однако это исключение, и основное большинство работников аптек – это специалисты, имеющие профильное образование.
Во многих странах Латинской Америки и Азии ситуация несколько отличается. Например, в Индии и Пакистане некоторые аптеки могут нанимать работников, имеющих минимальное фармацевтическое образование или даже без него, если они прошли специализированные курсы и имеют опыт работы. Однако даже в этих странах существуют государственные программы, обеспечивающие подготовку фармацевтов для работы в аптечной сети. И хотя фармацевты в этих странах могут не иметь такого уровня подготовки, как в развитых странах, контроль за их деятельностью все равно существует, и некоторые аптеки обязаны работать исключительно с лицензированными специалистами.
Как видим, независимо от страны, аптечный бизнес во всем мире играет четко определенную роль фармацевта как основного специалиста, не только отпускающего лекарства, но и консультирующего пациентов относительно их использования, дозировки и возможных побочных эффектов. Хотя в некоторых странах допускается работа менее квалифицированных работников, большинство аптек функционируют по стандартам, требующим наличия в штате только сертифицированных фармацевтов. Такой подход обусловлен высокими стандартами безопасности пациентов, а также обеспечивает доверие к медицинским и фармацевтическим учреждениям.
Ситуация, сложившаяся в украинском аптечном секторе, давно переросла уровень локального кадрового кризиса, став лакмусовой бумажкой более глубоких системных сбоев. Наличие или отсутствие дипломированного фармацевта в аптеке — не мелочь, которую можно обойти вниманием, а критически важный фактор, напрямую влияющий на здоровье и безопасность людей. В то время как большинство цивилизованных стран строят аптечное дело на базе знаний, опыта и сертифицированной квалификации, в Украине этот сектор все чаще превращается в очередной коммерческий эксперимент с минимальной ответственностью.