МОН вводит адаптацию учебных программ: теперь каждая школа может изменять их в соответствии с потребностями своих учеников

Министерство образования и науки Украины (МОН) решило сделать очередное новшество — ввести адаптацию школьных учебных программ. Как заявляют в министерстве, этот шаг является частью масштабной реформы, направленной на то, чтобы образование оставалось доступным и качественным для каждого украинского ученика, независимо от обстоятельств.
Заместитель министра образования Андрей Сташков заявил, что теперь каждое учебное заведение может изменять учебные программы в соответствии с потребностями своих учеников. Это касается как количества часов, предназначенных для изучения отдельных предметов, так и интеграции дисциплин в более комплексные курсы. По его мнению, такая гибкость чрезвычайно важна в условиях войны, когда дети не всегда имеют возможность полноценно учиться по установленному расписанию, особенно в зонах, постоянно подвергающихся обстрелам или находящихся в прифронтовых территориях.
В МОН считают, что учебные заведения могут корректировать объем часов для изучения тех предметов, где учащиеся имеют образовательные потери из-за непредсказуемых перерывов в учебе. Это может касаться не только основных дисциплин, таких как математика или украинский язык, но и предметов естественнонаучного цикла, которые часто требуют больше времени для понимания сложных тем.
Одним из ключевых новшеств стало внедрение интегрированных курсов. Это означает, что вместо двух отдельных предметов, например химии и физики, школы могут вводить один интегрированный курс, такой как «Естественные дисциплины», объединяющий основные аспекты обеих дисциплин. Это не только снизит нагрузку на учащихся в плане количества предметов, но и позволит им воспринимать науку более системно, понять взаимосвязи между разными отраслями знаний.
Одним из примеров такой интеграции является реформа курсов по истории. По словам Сташкива, МОН разработал концепцию интеграции курсов «История Украины» и «Всемирная история», которая позволит учащимся одновременно изучать события в Украине и мире в более контекстуальном и взаимосвязанном формате. Это значительно упростит учебный процесс, позволив учащимся глубже понять глобальные исторические процессы, а не учить их отдельно от событий в Украине.
Аналогичные подходы могут применяться и к другим предметам. К примеру, курсы химии, физики и биологии могут быть объединены в единый предмет «Естественные дисциплины». Это позволит учащимся получать комплексное представление о научных явлениях, часто имеющих общие основы в различных науках, и таким образом улучшить их общее понимание науки.
Другое направление реформ относится к интеграции иностранного языка и других предметов. К примеру, одним из предложенных вариантов является изучение физики на английском языке. Такой подход позволяет учащимся одновременно развивать свои знания в области естественных наук и совершенствовать владение иностранным языком. Однако, как отметил Сташко, это потребует существенного повышения квалификации педагогов, поскольку преподавание сложных дисциплин на иностранном языке требует значительных усилий и подготовки. Учителя должны быть готовы к внедрению новых методик и стандартов преподавания, что предъявляет к ним дополнительные требования.
Особое внимание МОН уделяет украинским ученикам, оказавшимся за границей из-за войны. Для них разработаны сокращенные обучающие программы, учитывающие специфику их обучения в разных странах, где дети вынуждены адаптироваться к новым образовательным системам. Эти программы направлены на то, чтобы помочь учащимся сохранить связь с украинской образовательной системой даже если они временно находятся за пределами страны. Такая адаптация, как считают в МОН, позволяет снизить нагрузку на учащихся и одновременно обеспечить их необходимыми знаниями по основным предметам.