МОУ во главе с Рустемом Умеровым год без коррупционных скандалов, но и без выдающихся достижений: Александр Саенко

В должности министра обороны Украины всегда существует огромная ответственность, особенно в условиях войны. Когда 6 сентября 2023 года Рустем Умеров стал новым главой Министерства обороны, перед ним предстали многочисленные вызовы, в частности, связанные с коррупционными скандалами, реформированием оборонного сектора и улучшением эффективности системы обеспечения армии. После нескольких месяцев его руководства возникает вопрос: какие изменения уже произошли и насколько эффективно министр справился с поставленными задачами?
Военный эксперт-аналитик НАКО (Независимая антикоррупционная комиссия), военный атташе во Франции (2011-2012 годы), полковник, командир бригады (2022-2023 годы) Александр Саенко проанализировал ключевые направления работы Рустема Умерова и сделал предварительные выводы о результативности.
По словам Александра Саенко, Рустему Умерову досталось сложное наследие – коррупционные скандалы, взорвавшие доверие к оборонному ведомству. От историй о турецких куртках до известных яиц по 17 гривен эти случаи стали причиной для активной пропагандистской кампании со стороны России, которая стремилась доказать, что Украина «не заслужила быть частью НАТО». Это оказало давление на президента и поставило его перед необходимостью кардинальных изменений в секторе безопасности.
Повышение оборонной способности украинского производителя. То есть все, что может производиться в Украине, должно производиться в Украине. Здесь ситуация не простая: по хорошему — более 80 процентов тыловых закупок и 70 процентов закупок вооружения теперь обеспечивают украинские компании. Украинские производители уже освоили полный цикл ремонта западной бронетехники и получили соответствующие лицензии (БМП Bradley уже могут полностью восстанавливать в Украине). Из плохого — украинским компаниям остро не хватает финансов и материалов: некоторые производители производят снаряды из сырья, собранного на фронте. Денег нет и на баллистическую программу, объявленную президентом.
Другая задача в контексте вооружения – получение F-16 и подготовка инфраструктуры. Да, самолеты мы начали получать. Впрочем, модернизировали ли мы их, полностью ли готова инфраструктура, продолжается ли работа по привлечению пилотов (в частности, отставных из США) — эти вопросы пока остаются без ответа.
Обеспечение. Волонтеры, работающие в Украине с начала большой войны, до сих пор обеспечивают армию многими вещами. Однако можно утверждать однозначно: форма у военных есть, все необходимые средства тоже. Не закрыт вопрос формы для женщин и анатомических жилетов. Его нарушали еще в 2021-2022 годах, но сдвинулось с места оно только сейчас. Система питания отлажена, но локально скандалы загораются — как, например, свежий, с поставкой некачественного мяса для ВСУ. Впрочем, это точечные проблемы отдельных частей из-за халатности начпродов или сделок на местах. Проблемно стратегическое планирование, но оно очень зависит от финансовых возможностей государства», – считает Саенко.
Также к положительным сторонам работы Умерова и министерства военный аналитик отнес продвижение в создании единого медицинского пространства между Министерством обороны и Министерством здравоохранения. В частности, раненые военные могут получать лечение не только в военных госпиталях, но и в гражданских медицинских учреждениях. В процесс вовлечены госпитали Национальной гвардии и Национальной полиции. Важным достижением является организация обмена информацией и документацией между различными учреждениями, участвующими в лечении и реабилитации раненых. Однако полноценное единое медицинское пространство еще не создано, ведь для этого необходима интеграция электронной системы здравоохранения, объединяющая гражданские и военные учреждения, и этот вопрос остается задачей на будущее.
Что касается диджитализации, то, по мнению военного аналитика при руководстве Умерова, наблюдается прогресс в уменьшении бюрократических препятствий и упрощении многих процессов в Вооруженных Силах Украины. Уже появились такие приложения, как «Армия+» и «Резерв+», облегчающие работу. Хотя процесс сложен и требует времени, продвижение ощутимо, если вспомнить, как трудно и с критикой разрабатывали «Действие».
Саенко также отметил, что в течение года Умерова не вспыхивали громкие коррупционные скандалы, связанные с руководством Министерства обороны. Проблемы в основном возникали на более низких уровнях — это касалось отдельных лиц или производителей, таких как поставщик пищи для ВСУ Татьяны Глиняной или «Львовского арсенала», который не выполнил контракт на поставку мин на сумму 1,4 миллиарда гривен. Также за это время заработали новые государственные агентства, отвечающие за закупки для армии: Государственный оператор тыла (ДОТ) и Агентство оборонных закупок (АОЗ), а также активизировалась деятельность Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны.
Однако в этом случае Саенко отметил несколько проблемных аспектов. В частности, у Государственного оператора тыла (ДОТ) и Агентства оборонных закупок (АОЗ) до сих пор нет наблюдательных советов, которые могли бы осуществлять общественный контроль за их деятельностью. Вопросы создания таких надзорных органов неоднократно поднимали наши партнеры из НАТО. Они отметили важность этого вопроса, в частности, в своих рекомендациях, представленных во время Стратегического обзора системы оборонных закупок Украины на саммите в Вашингтоне в июле. Кроме того, процесс переизбрания Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны, полномочия которого завершились еще в апреле, затянулся уже на полгода, что создает определенные трудности.
В то же время военный аналитик остановился и на негативных моментах работы Умерова:
«Система военной юстиции (военной полиции, военной прокуратуры, военных судов), создание которой Умеров анонсировал как свою задачу год назад, не создана. Сам министр, по крайней мере, в публичном поле, не инициировал ее обсуждение. В то же время предлагается создание исключительно военной полиции без досудебного следствия. А это, по моему мнению, не решит проблему, а только ее усугубит.
Ну и, пожалуй, одна из самых сложных и важнейших задач министра, которую в полной мере реализовать так и не удалось, — усиление работы с международной коалицией, чтобы оперативнее ввезти в Украину тяжелое вооружение. Совместными усилиями, в том числе правительства, удалось разблокировать помощь от Соединенных Штатов Америки, но это был довольно сложный процесс.
Впрочем, разблокированной помощи нам недостаточно, чтобы выйти хотя бы на паритет со способностями вооруженных сил российского агрессора. Прежде всего, нужны снаряды и любые средства, которыми Украина может эффективно вести оборонную борьбу. Да, если сравнивать с началом года, есть значительный прогресс: тогда соотношение по количеству снарядов было 1 к 7 не в нашу пользу. Сейчас речь идет о 1-3.
В целом работа по получению и реализации зарубежной финансовой помощи в МОУ отлажена недостаточно эффективно. К примеру, министерство должно было послать нашим партнерам из США запрос с обоснованием, что именно нам нужно с вооружения. С этим достаточно значительная задержка, и каждый день увеличивается риск того, что мы не успеем подать заявку в отведенный срок.
Подписан ряд оборонных соглашений с ЕС, но они не стали реальным прорывом или механизмом, который усилил бы международную помощь.
Есть у Рустема Умерова проблемы не только во внешних, но и во внутренних коммуникациях. Он должен был «карт-бланш» полностью обновить команду и взял новых людей, в том числе в заместители. Впрочем, сотрудничество внутри команды налажено плохо — все «замыкается» на министре. Часто он сам пробует решить дела, о которых даже не знают его заместители. Поэтому Умерову следует больше делегировать, наладить системность в работе министерства, организовать эффективную коммуникацию между подчиненными из разных звеньев, оказывать всестороннюю поддержку команде».