Образование в подполье: в Харькове открылась четвертая подземная школа

В 2025 г. Харьков продолжает оставаться не только одним из наиболее пострадавших городов Украины от регулярных обстрелов со стороны России, но и примером чрезвычайной человеческой адаптации к войне. В городе, живущем с постоянной угрозой ракетных ударов и авианалетов, открытие каждого учебного заведения – это не просто образовательный шаг, а акт прямого сопротивления. И когда учебные классы переносятся под землю, это уже не метафора школы жизни, а буквальная архитектура выживания, надежды и упорства. 22 апреля, в день очередной массированной атаки шахедами, в Харькове открылась четвертая подземная школа, расположенная в Шевченковском районе.
Что известно о новой школе
Школа возведена на глубине, обеспечивающей высокий уровень защиты от прямого попадания ракет или обломков. В сообщении Харьковского городского совета отмечается, что в заведении организовано двухсменное обучение для учащихся сразу пяти школ, чья инфраструктура либо разрушена, либо непригодна для полноценного пребывания в условиях длительной угрозы. Заведение рассчитано на тысячу учеников, при этом уже на момент запуска в нем обучается 808 детей. Это дети, которые ежедневно спускаются под землю не потому, что мечтают об оригинальных интерьерах, а потому, что именно там их обучение физически безопасно.
Внутри заведения находится полноценный школьный комплекс: девять классов для начальной школы, восемь – для средней и старшей, столовая, актовый зал, просторы для отдыха, медицинский кабинет, а также общие зоны, в которых дети могут проводить время между уроками. Все помещения полностью адаптированы для инклюзивного обучения, что позволяет учиться детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Это важный момент как с точки зрения гуманизма, так и потому, что война ежедневно увеличивает количество детей с приобретенными формами инвалидности.
Новая школа выглядит не как бомбоубежище или модульная конструкция, адаптированная под уроки. Это полноценная школа, построенная в подземном пространстве с учетом гигиенических, санитарных, образовательных, акустических и логистических требований. Уроки в ней проходят по типовому расписанию: с утренним звонком, перерывами, школьной формой, домашними заданиями.
В выходные подземная школа работает не менее активно: здесь проводятся подготовительные курсы для будущих первоклассников, профориентационные мероприятия, действуют кружки. Это пространство, в котором жизнь не останавливается даже тогда, когда сверху воздушная тревога.
По словам городского головы Игоря Терехова, каждый день в школу пытаются записать более 80 новых детей. Район, в котором она расположена — центральная часть Харькова, — плотно населен, и большинство оставшихся в городе семей отчаянно ищут возможность вернуть детей к очной учебе, не рискуя их жизнью. Фактически подземная школа стала одним из самых востребованных общественных объектов в Харькове за последний год.
Строительство новой школы обошлось городскому бюджету в 107 миллионов гривен. Часть материально-технического обеспечения предоставили частные инициативы — в частности, Харьковский IT-кластер, который обеспечил компьютерную технику для кабинетов информатики. Это еще один пример того, как бизнес, городские власти и община объединяются не просто для выживания, а для создания новой модели — образования в условиях военного времени.
Онлайн-образование, активно внедряемое в 2022–2023 годах, оказалось малоэффективным для большого количества детей, особенно младших школьников. Психологическая усталость от постоянного пребывания дома, часто сидение в коридорах во время тревог, отсутствие взаимодействия — все это сделало физическую школьную среду не только желанной, но и жизненно необходимой.
Новые школы — в процессе
На этом городские власти останавливаться не планируют. Параллельно в Салтовском районе Харькова уже начато строительство еще трех подземных школ. Это является прямым признанием того, что угроза войны не исчезает, а значит, образовательная инфраструктура должна адаптироваться не к послевоенному, а к военному времени. Школы в Украине больше не могут быть только местом передачи знаний — теперь они должны защищать, выдерживать и формировать устойчивость.
Появление дежурной подземной школы в Харькове демонстрирует практический ответ городских властей на вызовы, вызванные длительными боевыми действиями. Образовательная инфраструктура меняется под давлением ситуации безопасности, и решение об организации учебного процесса в подземных помещениях является частью адаптационной политики, а не временным исключением. Использование защищенных объектов позволяет частично восстановить очное обучение в районах, где другие форматы остаются недоступными.
Подобные объекты, несмотря на сложность и стоимость реализации, могут стать стабильным решением для тех регионов, где ситуация не позволяет вернуться к традиционному обучению. Харьковский опыт следует рассматривать как модель, которая может быть адаптирована в других находящихся под постоянной угрозой обстрелов городах.