Образовательный кризис на фоне войны: почему результаты НМТ 2024 года вызывают тревогу?

Уже третий раз с начала полномасштабной войны педагогам удается успешно организовать и провести тестирование выпускников, которые уже в этом году станут студентами вузов. Воздушные тревоги, обстрелы, перебои с электричеством — все эти факторы не смогли помешать проведению НМТ, который для многих абитуриентов стал единственной возможностью поступить в желанный университет.
Вместе с тем, тревогу и печаль вызывают сами результаты независимого оценивания: они значительно ниже результатов предыдущих лет.

Как видим, количество двухсотбальников стремительно уменьшается – 3 10 208 участников (хотя бы за один предмет) в 2022 году до 2999 в 2024 году. Здесь следует еще учесть количество школьников, писавших независимый тест. В 2022 году их количество было существенно меньше – 218 тысяч против 280 тысяч в текущем году. Еще хуже ситуация складывается вокруг комплексной успеваемости выпускников. Оценку 200 баллов за все предметы НМТ в 2022 году получили 564 участника, в этом году на максимум тестирования составили лишь 7 учеников. Разрыв, как видим, колоссальный. И он свидетельствует о падении качества образования, которое в прошлом учебном году украинские школьники получали в основном офлайн. Однако частые тревоги, заставлявшие детей часами просиживать в бомбоубежищах, непригодных для проведения занятий, сказались. Большой объем материала не был усвоен.
Показательно и распределение максимальных оценок по предметам. Самым успешным оказалось тестирование по английскому языку, с которым на 200 баллов справились 1513 учащихся. Стоит ли говорить о том, что этот предмет традиционно овладевает репетиторами. Так что и результаты правильно связывать не со школами, а с индивидуальными занятиями школьников. На втором месте математика (1131 оценка «200 баллов») – тоже традиционно репетиторский предмет. Зачастую за услугами репетиторов родители обращаются и по поводу украинского языка — 606 оценок «200 баллов». Зато очень низкие результаты участники НМТ показали по химии, физике и географии, которую ни один школьник не овладел максимум.

Следует обратить внимание и на то, что 14,37% школьники в этом году не преодолели пороговый барьер и не смогут вступить в желающие вузы. Для сравнения, в 2022 году национальный мультипредметный тест в Украине прошло 93% зарегистрированных участников. Из тех, кто сдавал тест, примерно 4% не смогли выполнить необходимое количество задач по математике, а менее 0,1% не сдали тест по украинскому языку. Еще 29 участников были лишены права сборки из-за использования запрещенных материалов и устройств.
Как видим, процент участников, не одолевших пороговый балл, в первый военный год был значительно меньше.
В довоенный 2021 год ситуация была тоже угрожающей: не составили ВНО по математике 31,11% участников, по физике — 8,33%, по английскому языку — 10,68%, испанскому — 15,79%, немецкому — 11,49% и французского — 8,94%. Впрочем, благодаря вариативности результатов тестирования, все же большее количество участников могло отправиться на широкий конкурс в вузы.

В этом году в организации процесса приняли участие не только педагоги, но и представители других критически важных отраслей. Министерство энергетики Украины, Укрэнерго, ДТЭК и другие операторы рынка энергоснабжения делали все возможное, чтобы минимизировать риски отсутствия электроэнергии в экзаменационных центрах в дни проведения тестирований. В то же время руководители учебных заведений совместно с управлениями образованием принимали решение о подключении генераторов, чтобы обеспечить бесперебойное питание. Кроме того, провайдеры интернет-связи прилагали усилия, чтобы гарантировать надежную связь, без которой невозможно проведение онлайнового компьютерного тестирования.
Результаты НМТ этого года демонстрируют существенное снижение успеваемости среди украинских выпускников, что является тревожным сигналом для образовательной системы страны. Несмотря на героические усилия педагогов, энергетиков и других задействованных служб, сложные условия военного времени, такие как постоянные воздушные тревоги, перебои с электроснабжением и вынужденное обучение в бомбоубежищах, оказали негативное влияние на качество усвоения материала. Падение количества учащихся, получивших максимальные баллы, и увеличение процента тех, кто не преодолел пороговый балл, свидетельствуют о необходимости дополнительных мер по поддержанию и адаптации учебного процесса к текущим вызовам.