Экспертное мнение

Патриот в теории, фигурант на практике: как Павел Барбул продвигает идеи оборонного экспорта во время войны и что ему инкриминируют

Вопросы экспорта оборонной продукции в условиях полномасштабной войны вызывают в украинском обществе острые споры. Оно выступает как моральная, политическая и экономическая дилемма. Многие граждане эмоционально реагируют на любое упоминание о продаже оружия за границу, тогда как украинская армия ежедневно нуждается в технике, боеприпасах и модернизации. Однако, как отмечает эксперт по вопросам военно-технического сотрудничества, эксдиректор ГП «Спецтехноэкспорт», соучредитель компании «АДАМ Корп», и в то же время фигурант антикоррупционных расследований со стороны Bihus.info, НАБУ и САП Павел Барбул, это является не актом предательства или пренебрежения армией, а инструментом долгосрочный вклад в национальную сохранность.

Павел Барбул считает ошибочным распространено представление, что экспорт оружия из Украины был полностью запрещен с 2014 года. Он отмечает, что на самом деле запрет касался исключительно военно-технического сотрудничества с РФ. Это ограничение было введено Указом Президента №691/2014, которым было введено в действие решение СНБО о прекращении какого-либо взаимодействия в сфере ВТС с государством-агрессором.

Барбул объясняет, что эти ограничения привели к значительным сложностям в выполнении контрактов с третьими странами. Так, например, индийские проекты пострадали из-за невозможности поставки комплектующих через российскую территорию. В частности, газотурбинные двигатели производства «Заря-Машпроект» должны были устанавливаться на корабли, которые строились в РФ по заказу Индии, а поставки в Россию были заблокированы. Аналогичная ситуация возникла с электроникой в ​​самолеты Су-30МКИ.

Украинские предприятия сумели адаптировать логистику и впоследствии поставлять компоненты непосредственно индийским производителям, что позволило завершить контракты. Следовательно, экспорт с 2014 года не прекращался, а был изменен: адаптировались маршруты, структура продукции и сами страны-партнеры. По мнению эксперта, украинская оборонная промышленность доказала способность трансформироваться даже в кризисных условиях.

Павел Барбул напоминает, что до начала войны на Донбассе Украина входила в первую десятку мировых экспортеров вооружений. По данным SIPRI, в 2012-2013 годах Украина стабильно занимала 4-5 место в мире. Основу экспортных позиций составляли танки и бронетехника (Т-72, ​​Т-84), авиационная техника (Л-39, Су-25, Ан-32), корабельные и авиадвигатели (от «Мотор Сич» и «Заря-Машпроект»), средства ПВО, противотанковые системы, высокоточная оптика и электроника. Экспорт составлял до 90% деятельности государственных спецэкспортеров, тогда как внутренний рынок почти отсутствовал из-за официального статуса Украины как «внеблокового» государства.

По словам Барбула, после 2014 года приоритеты резко сместились. Все внимание и ресурсы стали обращаться на нужды Вооруженных Сил Украины. Некоторые предприятия полностью переориентировались на внутренний рынок, другие оказались в затруднительном положении, потому что специализировались на изделиях, которые не используются в Украине: например, комплектующие для подводных лодок или кораблей дальнего плавания.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Обещания мира не оправдались: Андреас Умланд объяснил, почему США не остановили войну

Однако эксперт подчеркивает: механизм экспортных разрешений никогда не исчезал. Согласно Закону «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования» экспорт осуществляется только после согласования с рядом государственных органов: Минобороны, ГУР МО, СБУ, МИД, Службой внешней разведки и Госслужбой экспортного контроля. Только после полного согласования последняя имеет право выдать разрешение.

Барбул подчеркивает, что сегодня у оборонных предприятий есть на складах продукция, которая не используется ВСУ не потому, что она «лишняя», а потому что она технически или тактически не подходит для нужд украинской армии. Речь идет, например, о узлах к подлодкам, компонентам корабельных систем, деталям к советским самолетам, модернизированным радарам и электронике, несовместимой с украинскими стандартами управления огнем. По его мнению, такая продукция должна быть экспортирована на условиях прозрачности, согласования и с разрешением компетентных органов. Это позволит не только сохранить, но и усилить оборонно-промышленную отрасль, ведь экспорт означает:

– рабочие места для специалистов;
– поступление валюты;
– налоги в бюджет;
– инвестиции в разработки, необходимые ВСУ;
– сохранение технологической базы.

Эксперт обращает внимание на то, что в настоящее время власти часто избегают обсуждения темы экспорта из-за опасений публичного осуждения. В обществе еще царит иррациональное представление, будто любая продажа вооружения во время войны является предательством. Эксперт настаивает, что это результат информационного вакуума. Следует четко объяснять: экспортируется только то, что не приобретается государством и что не может быть использовано на фронте. Это не альтернатива помощи армии, а параллельный путь поддержки оборонной экономики.

Павел Барбул считает, что Украине нужна новая модель коммуникации по экспорту военной продукции. Это должна быть не табуированная, а осознанная часть экономической стратегии. Государство должно обеспечить:

– прозрачность и контроль;
– понятную публичную позицию: что продается и почему;
– объяснение, как экспорт усиливает оборону, а не вредит ей.

Оборонная промышленность, как отмечает эксперт, это не только заводы. Это технологии, инженерные школы, компетенции, которые нельзя потерять, потому что они составляют часть независимости. Он считает критически важным изменить логику принятия решений. Если орган государственной власти блокирует экспорт конкретной продукции, то он должен предложить ее выкуп или использование во внутреннем производстве. Иначе предприятие попадает в тупик: продукция не может быть продана, на складах она накапливается, оборотных средств нет, работа остановлена. Барбул считает, что это путь к упадку и предлагает:

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Как изменились запросы украинцев к психологам на третьем году полномасштабной войны: психотерапевт Ярослав Иванчишин о результатах исследования

– ввести обязанность для государственных органов, блокирующих экспорт, предлагать бюджетную альтернативу;
– создать механизм апелляции на решение межведомственных комиссий;
– обеспечить прогнозируемость государственного заказа;
– поставить институциональный интерес выше политических опасений.

Барбул подчеркивает, что оборонный экспорт – это не акт измены, а инструмент стратегического выживания. Если государство не готово выкупать неиспользуемую продукцию, предприятие вправе реализовывать ее за пределами страны. Это справедливо, экономически обоснованно и критично необходимо для сохранения и развития отрасли.

В то же время ОО «Институт геополитического измерения» сообщает, что НАБУ и САП раскрыли масштабную коррупционную схему в оборонно-промышленном секторе, в результате которой государству нанесен ущерб на сумму более 107 миллионов гривен. По данным следствия, к организации схемы причастен Павел Барбул. Его упрекают, что вместе с другими лицами он наладил механизм незаконного вывода средств из предприятий оборонного комплекса, в частности ГАХК «Артем» и ГП «Авиакон».

Согласно сообщению, ключевым элементом схемы было фиктивное агентское соглашение между «Спецтехноэкспортом» и иностранной компанией Vakur s.r.o. Соглашение предусматривало перечисление средств за якобы предоставленные услуги, однако подписанные акты содержали ложные сведения, а сами средства обналичивались и присваивались.

Общая сумма ущерба, по подсчетам следователей, составляет более 3,78 млн. евро, что эквивалентно более 107 млн. гривен. В рамках уголовного производства о подозрении было сообщено:

– Павлу Барбулу, бывшему директору «Спецтехноэкспорта»;
– Антону Воронину, бывшему заместителю;
– Виктору Маркелову;
– Алексею Барбулу;
– Евгению Сингаевскому.

В отношении Евгения Сингаевского Высший антикоррупционный суд избрал меру пресечения в виде залога 4 млн гривен и установил дополнительные ограничения — в частности, запрет контактировать с другими фигурантами дела, обязанность сдать загранпаспорта и другие обязательства.

Остальные подозреваемые — Барбул, Воронин и Маркелов — были заочно заключены под стражу. Апелляционная палата ВАКС оставила соответствующие решения в силе. Все трое объявлены в международный розыск. Отмечается, что судебные решения о мерах пресечения засекречены.

Это уже не первый криминальный эпизод, связанный с Павлом Барбулом. Ранее он проходил обвиняемым по делу о растрате еще 55,5 миллионов гривен. В феврале 2021 г. это дело было передано в суд для рассмотрения по существу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button