Переговоры в Саудовской Аравии: как США и Россия формируют повестку дня по прекращению войны в Украине

Так долго все ожидающие процесс прекращения войны в Украине перешел в новую фазу. Официальная встреча между делегациями США и России в Эр-Рияде стала первым реальным шагом в попытках добиться определенного политического урегулирования. После лет боевых действий, истощивших обе стороны и изменивших геополитический баланс в мире, крупные игроки впервые сели за стол переговоров, демонстрируя готовность обсуждать условия окончания войны.
Саудовская Аравия стала площадкой, где были сделаны первые шаги к возможному перемирию. То, что раньше казалось нереальным, сейчас начинает приобретать четкие контуры. Приведет ли этот процесс к реальному завершению войны – вопрос открытый. Украина и мир внимательно следят за динамикой событий, понимая, что процесс запущен и эти переговоры могут определить будущее не только страны, но и всей системы глобальной безопасности.
Переговоры США и России: большая игра вокруг Украины
Состоявшиеся 18 февраля в Саудовской Аравии переговоры между США и Россией стали ключевым моментом в международной политике и одним из самых обсуждаемых событий последних недель, поскольку впервые за время полномасштабной войны два больших мировых государства сели за стол для обсуждения вариантов ее завершения. Это стало следствием телефонного разговора между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным, который дал старт новому этапу дипломатических маневров. Встреча длилась 4,5 часа, и по ее итогам обе стороны сделали заявления, позволяющие говорить об определенном уровне взаимопонимания между Вашингтоном и Москвой. Несмотря на то, что конкретные решения по Украине приняты не были, сама атмосфера переговоров, готовность к дальнейшим консультациям и обсуждение ключевых вопросов указывают на то, что процесс запущен, и последующие встречи могут иметь более серьезные последствия.
Президент США Дональд Трамп после переговоров заявил, что доволен их результатами, они дали ему «гораздо больше уверенности» в возможности прекращения боевых действий в Украине. Он подчеркнул, что основной фокус дискуссии был на двух вариантах завершения войны: прекращении огня или подписании полноценного мирного соглашения. По его словам, США заинтересованы в достижении обеих целей, однако первоочередной задачей является попытка прекращения огня. Сам факт того, что Трамп открыто говорит о таких вариантах развития событий, свидетельствует о том, что Белый дом готов к более активному вмешательству в процесс урегулирования войны. Вместе с тем его заявления о «гораздо больше уверенности» после разговора с российской стороной вызывают вопросы, какие именно сигналы прозвучали во время переговоров, что могли настолько положительно повлиять на его оценку ситуации.
Показательным стало и заявление Трампа о том, что Украина могла избежать войны, а конфликт должен был быть завершен еще три года назад. Он прямо сказал, что войны могло бы не быть, если бы украинские власти действовали иначе, и что еще три года назад он мог бы заключить соглашение, которое сохранило бы территориальную целостность Украины. Такой комментарий фактически является критикой официального Киева и сигнализирует о том, что Белый дом готовит общественное мнение к возможным уступкам и скорейшему заключению соглашения, даже если оно будет не совсем выгодным Киеву.
Российская сторона через министра иностранных дел Сергея Лаврова также дала положительную оценку переговорам, заявив, что США начали «лучше понимать позицию России» и что переговоры между двумя странами были направлены на налаживание отношений и, по его словам, состоялись «достаточно небезуспешно». Это ключевой сигнал того, что Кремль видит возможность своего влияния в дипломатическом процессе. Он сообщил, что как только США определятся с постоянным представителем для дальнейших переговоров, Москва сделает то же, что означает создание формального механизма двусторонних переговоров на системной основе. Это важно, поскольку эта риторика свидетельствует о том, что Вашингтон и Москва постепенно формируют новый двусторонний дипломатический формат, в рамках которого будущее Украины может решаться без ее непосредственного участия. Такое развитие событий выгодно Кремлю, поскольку дает ему возможность вести переговоры на равных с США, а не в формате «Москва – Киев – Запад».
Кроме того, Лавров подчеркнул, что во время переговоров был опровергнут так называемый план Келлога, который предусматривал территориальные уступки со стороны России. Он отметил, что эта идея, которую ранее озвучивал спецпредставитель президента США Кит Келлог на Мюнхенской конференции по безопасности, не была даже поднята во время встречи в Эр-Рияде. Это подтверждает, что Кремль не намерен идти на какие-либо территориальные уступки в рамках мирного урегулирования. Также велика вероятность того, что Келлог не будет принимать участие в переговорах.
Отдельно Россия выдвинула еще одно важное требование – аннулирование решения Бухарестского саммита НАТО в 2008 году, на котором Украине обещали членство в Альянсе без определения конкретных сроков. Это одна из главных стратегических целей Кремля, ведь отмена этого решения означает, что НАТО официально признает Украину вне своих будущих планов. Отказ от этой перспективы станет серьезным поражением для Киева и вместе с тем большим дипломатическим успехом для Москвы.
Еще одним важным моментом переговоров стало заявление Лаврова о том, что Кремль категорически против любой миротворческой миссии НАТО, включая европейские страны. Это означает, что Москва стремится контролировать любой будущий механизм урегулирования безопасности и не позволит привлечь Запад к военным гарантиям для Украины.
При этом накануне Дональд Трамп прямо заявил, что США не будут отправлять свои войска для обеспечения безопасности в Украине, но если Европа готова это сделать, Белый дом не будет отрицать. Это еще раз подтверждает, что Вашингтон идет в одном направлении с РФ и стремится минимизировать свою прямую военную вовлеченность, перекладывая ответственность на европейских союзников. Вместе с тем, Кремль в ответ выступил категорически против любой миротворческой миссии НАТО, включая европейские страны. Это означает, что даже если миротворческий формат будет рассмотрен как часть возможного соглашения, Россия потребует, чтобы в нем не участвовали страны Запада, что значительно усложняет перспективы такого сценария.
Одним из самых интересных моментов переговоров стала позиция России по выборам в Украине. Трамп подтвердил, что Москва настаивает на их проведении, назвав это «объективной ситуацией».
«В Украине все время продолжается военное положение, и лидер этой страны по рейтингу одобрения уже упал до 4%. Это не Россия говорит Украине, что нужны выборы, это объективная ситуация», – заявил он.
То есть Трамп прямо отметил, что Россия не навязывает Украине выборы, а лишь констатирует факт — они должны состояться. Это еще один элемент политического давления, который выгоден Кремлю, поскольку любая дискуссия по поводу выборов в разгар войны может подорвать легитимность украинской власти и усложнить переговорные позиции Киева.
Следует обратить внимание на еще один немаловажный момент. Госсекретарь США Марк Рубио после этих переговоров заявил, что в случае реального урегулирования войны санкции придется отменить.
«Западу придется упразднить санкции против России в случае урегулирования украинского конфликта. ЕС также должен участвовать в переговорах по Украине, ведь именно он вводил эти санкции», – заявил Рубио.
Этот тезис четко демонстрирует, что вопросы экономических ограничений против Москвы являются частью общего переговорного пакета. Это вызывает серьезные опасения в Киеве и европейских союзников, поскольку санкции считались главным рычагом давления на Россию и средством сдерживания дальнейших агрессивных действий.
Важным вопросом во время встречи в Эр-Рияде стала возможная отмена санкций против России в случае достижения мирного соглашения. Госсекретарь США Марк Рубио прямо заявил, что в случае урегулирования войны Западу придется пересмотреть санкционный режим, поскольку любая новая договоренность между США и Россией будет предусматривать постепенное возобновление экономических отношений. По его словам, Европейский Союз также должен участвовать в переговорах, поскольку именно он ввел большую часть санкционных ограничений против РФ. Этот вопрос чрезвычайно чувствителен для Украины и ее союзников в Европе, поскольку снятие санкций без реальных гарантий для Киева будет означать, что Кремль получит уступки без выполнения жестких условий.
Марк Рубио также заявил, что США активно консультируются с западными союзниками по поводу дальнейшей стратегии урегулирования войны в Украине. Он подчеркнул, что любое решение не будет принято без участия европейских партнеров и США не будут действовать самостоятельно в этом вопросе. Его слова подтвердил и помощник Трампа Майкл Уолтц, который подчеркнул, что ни один союзник не останется в стороне и все ключевые международные игроки будут участвовать в переговорах.
Отдельно Марко Рубио подтвердил, что между Вашингтоном и Москвой уже достигнута договоренность о возобновлении предварительной численности сотрудников посольств в США и России. Это первый официальный шаг к нормализации дипломатических отношений между двумя странами, что свидетельствует об изменении общей тональности взаимодействия между Белым домом и Кремлем.
Следующие раунды переговоров между США и Россией будут затрагивать вопросы территорий и гарантий безопасности, что является ключевым для любого возможного политического урегулирования. Это означает, что кроме временного прекращения огня стороны будут обсуждать долгосрочные механизмы безопасности, а также статус оккупированных территорий. Именно этот вопрос вызывает наибольшее беспокойство, поскольку Кремль неоднократно заявлял, что рассматривает оккупированные регионы Украины как «неотъемлемую часть России» и не готов идти на уступки.
США, со своей стороны, заявили, что стремятся к окончательному, а не временному решению войны. Трамп подчеркнул, что его цель – закончить войну справедливо и предотвратить ее повторение. случае нового витка агрессии.
Кроме того, на переговорах в Саудовской Аравии, американская сторона подтвердила готовность к сотрудничеству с Россией в сфере геополитических интересов и экономических возможностей после завершения войны в Украине. Например, были проведены отдельные дискуссии по глобальной энергетической безопасности. Это важно, поскольку любые уступки Вашингтона в энергетическом секторе могут предоставить Кремлю дополнительные ресурсы для влияния на рынок и европейских партнеров. Следовательно, переговоры не ограничились лишь военными аспектами конфликта, а коснулись более широкого спектра взаимоотношений между США и Россией, включая глобальное экономическое сотрудничество. В частности, российский МИД официально подтвердил, что по итогам переговоров в Эр-Рияде стороны заложили основу для возобновления отношений между двумя странами в разных областях.
Как Вашингтон, так и Москва подтвердили, что переговорный процесс будет длительным и регулярным, поскольку был официально утвержден механизм консультаций по Украине. Это свидетельствует о том, что две страны формируют новый формат диалога, который может продолжаться параллельно с боевыми действиями и стать основой для будущего политического соглашения.
Таким образом, результаты переговоров в Эр-Рияде дают четкий сигнал: процесс урегулирования войны набирает обороты, но его сценарий еще далеко не определен.
Визит Кита Келлога в Киев: что он означает
Следующим этапом в процессе поиска дипломатического решения по войне стал визит в Киев специального представителя президента США по Украине и России Кита Келлога. Его прибытие 19 февраля произошло в разгар новой волны политических сдвигов, последовавших за переговорами между США и Россией в Саудовской Аравии.
Назначение Келлога спецпредставителем не было случайным – это отставной генерал и человек, приближенный к Трампу, прямо влияющий на формирование политики Вашингтона в отношении войны. Его миссия в Киеве стала частью масштабного процесса, направленного на то, чтобы в ближайшие недели или даже дни предложить Украине конкретный сценарий завершения войны.
Первыми словами Келлога на железнодорожном вокзале были:
Это шанс провести хорошие потенциальные переговоры. Мы будем слушать. Мы готовы предоставить необходимое. Мы понимаем необходимость гарантий безопасности. Часть моей миссии – слушать. Затем вернусь в США, поговорю с президентом Трампом, чтобы быть уверенными, что мы все правильно понимаем», – заявил он.
Фраза о «готовности предоставить необходимое» может свидетельствовать о том, что США рассматривают варианты не только гарантий безопасности, но и определенного пакета условий, которые могут стать частью потенциального мирного соглашения.
Келлог также повторил тезис Трампа о том, что война вроде бы не началась, если бы тот оставался президентом в 2022 году. Этот аргумент является политическим и отражает внутреннюю борьбу в США за контроль над внешнеполитическим курсом по Украине.
«Он (Трамп – ред.) понимает, что люди страдают, понимает, какие разрушения. И мы хотим, чтобы это завершилось», – добавил он.
Эта риторика показывает, что администрация Трампа даже до официального возвращения к власти стремится обозначить свою роль как ключевого модератора в процессе поиска мира.
Следует отметить, что перед визитом в Киев Келлог посетил Польшу, где встретился с президентом Анджеем Дудой. Варшава является одним из самых жестких приверженцев усиленной помощи Украине, поэтому эта встреча может свидетельствовать о том, что США хотят заручиться поддержкой союзников в ЕС, прежде чем выйти с конкретным предложением.
Кроме того, 15 февраля Келлог заявлял, что намерен подготовить предложения по завершению войны в течение «дней и недель». Это показывает высокий уровень срочности, с которым Вашингтон пытается продвинуть переговорный процесс.
Есть давление на Украину и последние заявления Зеленского
Официально США заявляют, что не будут «навязывать мирное соглашение Украине, но характер встреч и заявления американских представителей свидетельствуют о том, что Киеву будут предлагать конкретный план с серьезным дипломатическим и политическим сопровождением. После переговоров в Саудовской Аравии Госдепартамент США заявил, что война должна завершиться решением, которое будет «стабильным и приемлемым для всех сторон». В дипломатическом языке такая формула часто используется как завуалированный сигнал поиска компромиссов. Келлог в Киеве не говорит прямо о возможных уступках, но его слова о «необходимых гарантиях безопасности» могут свидетельствовать о том, что Вашингтон рассматривает возможность каких-то новых договоренностей по поводу будущего Украины.
В свою очередь, в свете последних событий Президент Украины Владимир Зеленский предупреждает об опасности поспешных соглашений с Россией, которые могут привести к хаосу, похожему на события в Афганистане в 2021 году. В интервью немецкому телеканалу ARD, обнародованному 17 февраля, он подчеркнул, что необдуманный выход союзников и преждевременное прекращение войны без надлежащих гарантий могут обернуться катастрофой для Украины и региональной безопасности в целом. Зеленский прямо сравнил нынешнюю ситуацию с выводом войск США из Афганистана, когда после хаотического ухода союзников страна мгновенно оказалась под контролем Талибана. Он подчеркнул, что Запад не может допустить такого же сценария в Украине, когда поспешные уступки могут привести к немедленному реваншу России и потере всех достижений, полученных в войне.
Его позиция однозначна: любые решения, предусматривающие прекращение боевых действий без четких гарантий безопасности и территориальной целостности Украины, неприемлемы. Президент четко заявил, что Киев не согласится ни на какие территориальные уступки. Он отметил, что американцам нужно лучше разобраться во всех юридических аспектах ситуации, поскольку Украина никогда не признает аннексию своих земель и будет продолжать борьбу за их возвращение.
В то же время Президент категорически отверг идею переговорного процесса, в рамках которого Киев должен пойти на предварительные уступки для начала диалога. В первую очередь, это касается вопроса вступления Украины в НАТО. Зеленский подчеркнул, что если Запад попытается исключить перспективу членства Украины в Альянсе по переговорной повестке дня, это означает, что партнеров больше волнует собственный комфорт, а не реальная безопасность Украины. Он напомнил, что Россия всегда выдвигала именно этот вопрос как условие прекращения войны, и поэтому любые уступки на этом направлении будут означать, что Кремль снова диктует свои условия.
Зеленский также подчеркнул, что переговоры без непосредственного участия Киева – политический абсурд, ведь именно Украина является стороной войны, а не США или другие мировые игроки.
Отдельное внимание президент уделил последним заявлениям из Вашингтона. По его мнению, американские политики все чаще пытаются «найти точки соприкосновения» с Кремлем, чтобы продемонстрировать скорый дипломатический успех.
«США сегодня говорят вещи, которые очень приятны Путину. Я думаю, в этом есть суть вопроса. Потому что они хотят угодить ему. Знаете почему? Чтобы встретиться друг с другом и добиться быстрого успеха», – заявил Зеленский.
Фактически он намекнул, что Белый дом рассматривает возможность заключения соглашения, которое будет выгодно России, но не обязательно будет обеспечивать безопасность Украины. Зеленский подчеркнул, что прекращение огня на условиях Москвы нельзя считать дипломатическим успехом – это лишь временная пауза, которая позволит Путину перегруппировать войска и подготовиться к новому наступлению.
Важной деталью является то, что Зеленский особо подчеркнул, что если в Украину будут введены международные миротворцы, среди них обязательно должны быть военные США. Это станет главным сдерживающим фактором для России и четким сигналом, что Запад не готов отступать.
В то же время Владимир Зеленский подверг критике политику США и администрации Дональда Трампа, обвинив их в содействии выходу России и Путина из международной изоляции. По его мнению, действия Вашингтона стали для Кремля сигналом ослабеющего международного давления, и это лишь усиливает уверенность России в своих действиях.
Кроме того, он также выразил удивление тем, что спустя три года после начала полномасштабной войны США продолжают называть российское вторжение «конфликтом» и демонстрируют определенную лояльность к Москве. Зеленский считает, что таким образом пытается смягчить восприятие российской агрессии. В то же время он подчеркнул, что не в первый раз сталкивается с подобной политикой международных партнеров. Зеленский также заявил, что Трампа дезинформировали о его низком рейтинге в свете разговоров о выборах в Украине, в то же время на переговорах в Саудовой Аравии не поднималась речь об обстрелах нашей страны, ни об обмене военнопленными.
Какие выводы можно сделать в свете этих событий
Заявления Зеленского на фоне первых официальных переговоров между США и Россией в Саудовской Аравии выглядят как прямой сигнал о недовольстве и недоверии к происходящему за закрытыми дверями без Украины. Его критика поспешных соглашений и сравнение с Афганистаном фактически предупреждают, что любое прекращение огня без гарантий безопасности может стать для Украины стратегической ловушкой.
Критика в адрес Трампа особенно показательна – Зеленский не просто обвиняет американскую администрацию в чрезмерной гибкости к Кремлю, но и намекает, что Трамп либо не понимает масштаба угрозы, либо сознательно играет в интересах Москвы. Он дает понять, что если США пойдут на соглашение с Путиным, воспринимая войну как конфликт, а не как агрессию России, это будет означать полный пересмотр международного подхода к войне.
Позиция Владимира Зеленского попытка опередить возможный дипломатический сценарий, где Украину могут поставить перед фактом готового соглашения. Зеленский фактически озвучивает то, что официально не говорят в Киеве: переговоры между США и РФ являются опасным сигналом, что баланс сил в вопросе войны начинает смещаться, и Украина должна бороться не только с Россией, но и за собственное место в этих переговорах.
Встреча в Саудовской Аравии показала, что процесс политического урегулирования войны запущен, и теперь главный вопрос – по какой цене. Переговоры между США и Россией подтвердили, что Вашингтон и Москва готовы искать компромиссный вариант прекращения войны, даже если это означает пересмотр условий в пользу Кремля. При этом Украина, фактически отстраненная от первого раунда дискуссий, рискует оказаться в ситуации, когда ключевые решения будут приниматься без нее.
Несмотря на дипломатическую риторику США о поддержке Киева, фактическое возобновление контактов между ними и РФ, обсуждение снятия санкций и договоренности о дальнейших консультациях указывают на попытку заложить основу для нового политического и экономического соглашения, выгодного именно им. При этом Москва пытается использовать этот процесс для легитимизации своих территориальных завоеваний, а Вашингтон для быстрого дипломатического урегулирования, которое позволит переключить внимание на свои внутренние проблемы.
Это уже не вопрос военной поддержки Украины, а новая фаза, в которой вопросы войны и мира становятся предметом стратегического торга между крупными игроками. В этой ситуации Киеву придется сражаться не только на поле боя, но и за свое право оставаться ключевым субъектом этого процесса. Любое решение, принятое без Украины, станет опасным прецедентом, определяющим правила игры в мировой политике на десятилетия вперед.
Формула завершения войны, которую пытаются наработать в переговорах США и РФ, еще далека от окончательного вида, но главное, понятно уже сейчас: конфликт входит в финальную фазу, и какой будет эта развязка будет зависеть не только от Киева, но и от того, как далеко готов зайти Вашингтон в компромиссах с Кремлем.
Оксана Ищенко