По результатам декабрьских проверок деклараций чиновников выявлены недостоверные данные на сумму более 438,5 млн грн

В декабре 2024 года Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) завершило 71 полную проверку деклараций чиновников, которые были отобраны по рискоориентированному подходу. В 34 декларациях (48% от общего количества завершенных проверок) обнаружены недостоверные сведения на общую сумму 438,5 млн. грн. Это стало очередным шагом по усилению прозрачности и борьбы с коррупцией в Украине. За результатами проверок в компетентные органы направлено 35 обоснованных выводов и составлено 4 протокола об административных правонарушениях.
По сообщению НАПК, среди нарушений, выявленных в декабре, наибольшие суммы недостоверных сведений касаются следующих должностных лиц:
- Судья Верховного Суда: в декларации за 2023 год выявлены признаки недостоверных сведений более чем на 1,8 млн грн. Материалы проверки приобщены к уголовному производству, которое расследует Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ).
- Директор Департамента промышленности и развития предпринимательства Киевской городской государственной администрации: выявлена недостоверная информация на сумму более 22,3 млн грн в декларации за 2023 год. Национальная полиция Украины (НПУ) открыла уголовное производство по ст. 366-2 Уголовного кодекса Украины (УК).
- Бывший член дисциплинарной комиссии Бюро экономической безопасности Украины: недостоверные сведения на сумму свыше 7,7 млн. грн. в декларации за 2022 год. НПУ возбудила уголовное производство по ст. 366-2 УКУ.
- Бывший заместитель начальника отдела Закарпатской таможни: в декларации за 2023 год обнаружена недостоверная информация более чем на 306,9 млн грн. Обоснованный вывод направлен в Государственное бюро расследований (ДБР).
- Депутат Харьковского городского совета: в декларации за 2022 год выявлены недостоверные сведения более чем на 11,3 млн грн. НПУ возбудила уголовное производство по ст. 366-2 УКУ.
- Сельский председатель Новолатовского сельского совета Криворожского района Днепропетровской области: выявлены недостоверные сведения на сумму более 2,1 млн. грн. в декларации за 2021 год и свыше 2,4 млн. грн. в декларации за 2022 год. Возбуждено уголовное производство по ст. 366-2 УКУ.
- Бывший заместитель главы Ровенской районной государственной администрации: недостоверная информация на сумму свыше 745 тыс. грн в декларации за 2021 год. Обоснованный вывод направлен в НПУ.
- Бывший начальник Государственной экологической инспекции Карпатского округа: в декларации за 2022 год обнаружена недостоверная информация на сумму более 1,1 млн грн. НАПК составило протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 172-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). Материалы направлены в суд.
- Бывший глава Государственного агентства мелиорации и рыбного хозяйства Украины: в декларации за 2022 год обнаружены недостоверные сведения на сумму более 317 тыс. грн. В настоящее время идет сбор доказательств в производстве об административном правонарушении по ч. 4 ст. 172-6 КУоАП.
- Начальник управления ГУ Госпродпотребслужбы в Киеве: в декларации за 2022 год установлена недостоверная информация более чем на 1,3 млн грн. Продолжается сбор доказательств в производстве по ч. 4 ст. 172-6 КУоАП.
Всего в 2024 году НАПК провело 1019 полных проверок деклараций, из которых завершено 715. В 358 декларациях (50% от завершенных проверок) выявлено нарушение.
Среди установленных фактов:
- недостоверные сведения на сумму 3,8 млрд. грн.;
- необоснованные активы более чем на 47 млн грн;
- признаки незаконного обогащения на сумму 192,1 млн. грн.
В компетентные органы направлено 220 обоснованных выводов по признакам ст. 366-2 УКУ («Декларирование недостоверной информации») и 8 выводов по ст.
В рамках расследований 184 обоснованных вывода были внесены в Единый реестр досудебных расследований, а в суд направлено 5 обвинительных актов.
Для сравнения, в 2021 году нарушения были обнаружены только в 27% завершенных проверок. Из 1043 проверок нарушения установлено в 282 декларациях. Значительный рост количества нарушений в 2024 году подчеркивает эффективность нового рискоориентированного подхода к проверкам.