Почему учащиеся проваливают НМТ? Размышления учительницы украинского языка и литературы

Как мы обычно оцениваем результаты нашего труда? Успехи приписываем себе, а неудачи – внешним обстоятельствам. В психологии есть целый раздел, который называется каузальной атрибуции (причинного приписывания). Он объясняет типичное поведение людей. Многие эмоции вызвал в этом году национальный мультипредметный тест. Эмоции разные: от «я заслужил эту высокую оценку» до «я был готов на 200, но тесты были некорректны/ компьютер зависал 30 минут и все пошло кувырком/ в этой напряженной атмосфере я не смогла сосредоточиться и вспомнить элементарные вещи».
Все эти проблемы действительно реальны. А вот какие из них можно считать объективными, а какие субъективными, давайте разбираться. Предлагаем вашему вниманию размышления учительницы украинского языка и литературы одного из престижных лицеев города Днепра. Она имеет 30-летний стаж преподавания и высокие показатели успеваемости учащихся на ВНО и НМТ, в том числе и 200-балльные результаты.
Почему учащиеся проваливают НМТ
Давайте посчитаем: на украинском языке в учебных заведениях отведено в среднем три часа в неделю. Умножаем их на 35 учебных недель в год. Выходит 105 часов. За семь лет имеем соответственно 735 часов украинского языка. Вопрос: может ли репетитор, видящий ребенка максимум дважды в неделю в течение 9 месяцев, наверстать с ним весь материал? Нет.
Надо, чтобы родители осознавали, если ребенок в течение семи лет обучение небрежно относился к предмету, то надеяться, что за один год он преодолеет все пробелы даже с лучшим репетитором, нельзя.
Украинский язык – это не только о правилах
Не нужно забывать, что изучение языка – это не только знание правил, но и общая эрудиция ребенка. Если ребенок не знает, что Дальний Восток – это территория, он никогда не напишет это словосочетание правильно. Это касается любого названия той же реки Прут, о существовании которой нужно знать, чтобы писать ее правильно. Вспомним Всеукраинский радиодиктант национального единства «Дороги Украины». Большинство участников совершали ошибки именно в географических названиях и удельных украинских словах.
Знания языка получают при овладении биологией, географией, литературой. А поскольку дети не читают книги в оригинале, они не знают слов. Учащиеся потеряли привычку читать текст от начала и до конца, поэтому нет развитого образного мышления.
О наиболее проблемных темах украинского языка
Фразеология – ахиллесова пятая учеников. Фразеологизмов очень много. Их нужно учить. Проблемны также слова иноязычного происхождения. Сегодняшние дети не чувствуют удельную украинскую лексику, не отличают украинские слова от иноязычных, потому что фактически живут среди них.
Они не читают критическую литературу и учебники. Например, возьмем «Триптих» Леси Украинки. Это название объясняется в учебнике. Если дети не знают толкования этого слова, параграф они не проработали.
Лучше не четыре, а два + два
На мой взгляд, несправедливо, что дети пишут сразу четыре предмета. Это значит, что они выкладываются на одном-двух предметах, а на другие времени и сил не хватает. Оптимально разбить НМТ на два дня и писать, например, в первый день два гуманитарных теста, а на второй – два технических теста или естественных.
Важна правильная психологическая настройка
НМТ – это история о том, что выигрывает тот, у кого крепче нервы. Полагаю, что детям нужна в данном случае психологическая подготовка. В каждой школе есть психолог. Он может провести с учащимися тренинги по концентрации внимания, снятию стресса, сосредоточенности на задачах. Современные дети не имеют того практического опыта сдачи экзаменов, который имели их родители, начиная с пятого класса. Добавим сюда и войну, тревоги. Поэтому дети попадают в стресс. О психологической подготовке должны заботиться школьные психологи, тогда от них будет настоящая польза.
Советы родителям
Родители должны понимать, что не бывает плохих репетиторов, каждый из них выкладывается на все сто. Но занятия с репетитором – это обоюдный труд. Ребенок должен добросовестно выполнять задания. И родителям не надо стесняться, стоит контролировать процесс со своей стороны, звонить по телефону репетитору, интересоваться, как ребенок справляется с задачами. Если учащийся не работает, результата не будет.
Что следует изменить
Считаю, что май нужно отдать на консультации по тем предметам, которые должны составлять учащиеся. Праздник последнего звонка, репетиции вальса, реализация сценария – это все замечательно. Но это время, оторванное от учебы.
Хотелось бы также услышать мнение составителей НМТ по оценке тестовых ответов. По мнению большинства учителей, система оценивания нуждается в корректировке. При двух ошибках ребенок может потерять от 5 до 9 баллов. А за 14 ошибок – снимается 40 баллов. Логика остается непонятной.