Рабочая профессия из школьной парты: что стоит за новой «реформой» МОН для старшеклассников

Хрестоматийный учебник по алгебре уступает место гаечному ключу, а вместо размышлений о «человеке и мире» ученикам предлагают овладеть основами слесарного дела между контрольными по биологии. Украинская школа, и без того едва держащаяся, получает новую миссию: теперь она будет еще и центром подготовки кадров для рынка труда. Министерство образования и науки, похоже, всерьез решило, что лучший способ помочь ребенку, слушающему урок под рев сирены, — это вручить ему сертификат по обработке металла или основаниям сварки. Ибо зачем ему глубокое образование или стабильное психическое здоровье, когда можно иметь «уникальную возможность» выйти из школы с аттестатом и рабочей квалификацией, которую она не выбирала, не овладевала как следует и, вполне возможно, никогда не будет нуждаться. На горизонте очередная «реформа», которая вместо решения проблем образования, добавляет новых и теперь еще и с «профессиональным компонентом».
Аттестат плюс гаечный ключ: бонус-пакет от МОН
Начиная с 2027 года, украинская школа откроет новую эру: старшеклассникам обещают не только знания по химии и литературе, но и бонусом специальность в придачу. Идея такова: наряду с традиционным аттестатом выпускник получит еще и квалификацию, скажем, электричество, повара или строителя. Это не шутка и не фантазии педагогов после изнурительного совещания, а очередная реформа Министерства образования и науки. Подходом руководит руководитель директората профессионального образования МОН Ирина Шумик, которая уверяет, что все это будет во благо ученика. А в то же время и на благо рынка труда, хронически недополучающего кадры в сферах, не пахнущих дипломом, но платящих лучше, чем некоторые офисные должности.
Идея проста и заключается в том, что часть школ превратится в академические лицеи, где дети будут готовиться к НМТ и поступлению в университеты. Другая часть — на профессиональные лицеи, где школьники, кроме изучения общеобразовательных предметов, будут овладевать реальными профессиями. Химия и физика не исчезнут, но будут звучать по-новому. Например, вместо сухой формулы крутящего момента учащиеся будут наглядно изучать работу автомобильного двигателя с гаечным ключом в руке, где-то между перерывом и модулем по географии. План предполагает, что школы будут сотрудничать с профтехами, модернизируют лаборатории, обновят мастерские и даже подготовят педагогов к новой реальности.
Все бы ничего, если бы не реальное состояние украинских школ, где у части нет света и стабильного интернета, часть стоит в руинах, а некоторые вообще находятся в эвакуации. Однако бюрократическая машина уверенно идет к цели, чтобы ученик не только пережидал тревогу в укрытии, но и за это время успевал немного освоить базовые навыки кладки плитки. Если реформа сработает хотя бы частично, то у молодых людей действительно будет шанс начать профессиональную жизнь с реальными навыками, а не только со школьным свидетельством и травмой от НМТ. Это может частично снизить пропасть между образованием и рынком труда, особенно в регионах, где уровень безработицы среди молодежи зашкаливает.
Но есть и нюансы, которые, к большому сожалению, не мелкие. Во-первых, никто четко не объясняет, как именно ученики будут выбирать профессии, по каким критериям будут распределяться на академические и профессиональные лицеи, кто будет нести ответственность за качество обучения и будут ли в селах доступны те же мастерские и специалисты, что и в больших городах. Во-вторых, риск очевиден: поверхностный набор прикладных знаний может вытеснить фундаментальное образование, которое потом уже нигде и никогда не догонишь.
И главное состоит в том, что мы имеем очередную непродуманную реформу, которая в очередной раз не принимает во внимание базовые условия, а именно: разрушенную инфраструктуру, хроническое истощение учителей и детей и реальность войны, постоянно вмешивающуюся в любое «долгосрочное видение». Этакая попытка строить модерную школу на обломках старой, пока еще дымится крыша.
Что знают за границей, но еще не догадываются в МОН
Пока в Украине готовятся лепить из ученика и философа, и плиточника в одном лице, в некоторых странах этот процесс уже давно приобрел серьезные обороты с четким сценарием и бюджетом. За рубежом профессиональное образование для старшеклассников является системно построенным механизмом, где учащийся знает, куда он идет, зачем, и что получит в результате.
У немцев система отлажена, как работа швейцарских часов. Там введены два типа обучения: теория в школе и практика на реальном предприятии. Пока в Украине создают презентации в PowerPoint, в Германии ученик ходит в школу три дня в неделю, а остальные два он крутит гайки под наблюдением мастера и даже получает за это настоящую зарплату. Вероятно, именно поэтому 80–90% учащихся остаются работать там, где проходили практику. Ведь когда ты учился на сантехника не по рисункам в учебнике, а в реальной мастерской, то из тебя и выходит сантехник, а не разочарованный искатель работы.
Здесь быть молодым сварщиком престижно. И зарплата сварщика не меньше, чем у некоторых бакалавров по менеджменту сельского хозяйства в вузах. Ученик выбирает направление, учится в школе, параллельно проходит практику, а затем имеет возможность поступить в вуз. То есть профессиональное образование не выглядит таким билетом в низший класс, а нормальный путь с несколькими выходами. В Украине же, если ты пошел в профтех, то, как принято говорить, «жизнь не сложилась».
Финны тоже ввели не менее интересный подход. Они не заставляют ребенка выбирать между «академическим» и «профессиональным» образованием как между жизнью и смертью. В Финляндии можно изменить направление. Здесь не считается крушением, если в 16 ты еще не решил, кем хочешь быть. Программы гибкие, все школы имеют равные возможности, а учащимся оказывается помощь психологов и специалистов по профориентации, ведь вряд ли подросток может сам решить, какая профессия для него подходит в таком возрасте.
В США также уделяют внимание профессиональному образованию. Мастерские в школах хорошо оснащены полноценным оборудованием с лазерами, 3D-принтерами и реальными кейсами. Профессиональная подготовка предоставляется не для условно менее способных, а для тех, кто хочет работать руками и хорошо зарабатывать. В то время как в Украине все так и говорит пренебрежением к рабочим профессиям, «если не попадешь в вуз, иди плитку клади, хотя бы что-нибудь будет из тебя».
Чего не хватает Украине
Чиновники МОН пытаются романтизировать образ старшеклассника с гаечным ключом и дипломом плиточника в кармане, а стоит посмотреть правде в глаза. К сожалению, в нашей образовательной системе есть целый букет вещей, которых катастрофически не хватает. И вся эта реформа немного напоминает попытку открыть ресторан, имея только бумажную салфетку и мечту.
В выступлениях представителей из МОН так и раздаются слова о «современных мастерских, лабораториях, инструментах». А в реальности все мы хорошо знаем, что в большинстве школ, особенно в сельской местности до сих пор в классах стоят старые парты, а на стенах красуются старые стенды, а кое-где еще и лампа не горит. Украинская инфраструктура пока существует только в документах и прессрелизах чиновников. О ней много говорят, ее активно презентуют на форумах, но на местах она напоминает большее призрак, чем реальный объект.
Те самые «современные мастерские» часто оказываются обычными классами с пожелтевшим линолеумом и условным шкафом для «наглядности», который, кстати, учителя накапливают за свой счет. Никаких токарных станков, никакого современного оборудования, никакой плитки, кроме отпадающей со стены в туалете. И вот вместо того, чтобы ученик научился работать с материалом, он учится работать с воображением, что является, пожалуй, самой креативной частью всей программы. Украинским школьникам обещают освоить профессию, но вместо станка дают только наглядность, вместо оборудования инструкцию по Google. Все это похоже не на реформу, а на образовательный квест под названием «Собери знания из учебника, веревки и двух гвоздей».
Особенно волнует вопрос о том, кто же должен готовить учеников будущим профессиям. Наверное, что все те же учителя-универсалы с нервным срывом. В мечтах министерства учитель, объясняющий физику из-за принципов работы мотора, одновременно готовит к НМТ, проводит профориентацию, составляет отчет для директора и проверяет груды тетрадей. Но в реальности мы имеем одного человека, без достойной зарплаты, мотивации и часто без инструментов. Это уже не педагогика, а выживание, основанное только на энтузиазме педагогов. Украинские учителя, конечно, стойкие и настоящие профессионалы, но не настолько, чтобы быть одновременно преподавателем, мастером и консультантом по рынку труда.
В Европе работодатели борются за учеников как за талантливых игроков в футбольной академии. Дают оборудование, оплачивают стажировку, затем забирают себе на работу. А у нас бизнес либо смотрит на реформу с осторожного забора, либо делает вид, что не видел ничего. И понять их можно, ведь никто не хочет инвестировать в призрак. Сотрудничество школы и бизнеса существует только в воображении некоторых чиновников и на баннере конференций во время отчетов. На деле, максимум, учащихся возводят раз в семестр на экскурсию в автомастерскую, где ему дадут подержать гаечный ключ и сфотографироваться с ним для отчета.
В Хельсинки или Цюрихе не имеет значения, из села ты или из столицы. В Украине равенство доступа к образованию остается только красивой идеей. В теории у всех детей есть одинаковые возможности. На практике же сельская школа часто превращается в место, где ученик учится скорее выживанию, чем профессии. Нет инструментов, специалистов и даже банального интернета. Профессиональное образование в условиях села имеет скорее вид чего-то среднего между кружком «умелые руки» и клубом «выжил сам — помоги другому». И пока столичные лицеи действительно готовятся к внедрению новейших программ, школа из отдаленной деревни до сих пор ремонтирует двери в физкабинет за счет родительского комитета.
МОН запускает образовательные трансформации со скоростью ракеты, вот только без горючего. Однажды чиновники представляют новую модель, а на следующий день ее уже должны внедрять все школы страны без инструкций, ресурсов и равных возможностей. И как всегда все полагается на девиз как-то будет, потому что украинский учитель — существо удивительное: сможет и программу сложить, и плитку положить, и фрезер отремонтировать за скудные копейки. Только бы все не свалилось в один день. Хотя иногда кажется, что даже если рухнет, МОН просто откроет еще один «пилотный проект».
Совершенно справедливо, что уважение к техническим и рабочим профессиям должно быть не хуже, чем к «белым воротничкам». Без электриков мир не светится, без сантехников не работают туалеты даже в лучших офисах, а без плиточников не будет пафосных ванных комнат, где чиновники снимают свои обращения о важности реформ. Именно поэтому идея признания реальной стоимости таких профессий не вызывает возражений. В цивилизованном мире это нормальная практика уважать того, кто создает руками.
Однако есть одно маленькое «но», размером с государственный бюджет. Ибо когда дежурный чиновник МОН пафосно заявляет с трибуны, что «наши дети должны иметь возможность получить специальность уже в школе», почему его собственный ребенок в это время проходит стажировку в немецком лицее или доедает круассан после лекции по философии в какой-то французской частной школе. И там ее, странным образом, никто не призывает до конца недели составить модуль из кладки или сдать норматив по шлифовке.
Отсюда вполне логичным возникает вопрос, который так и висит в воздухе: если эта реформа настолько прогрессивна и “уникальна”, то почему она предназначена только для детей из украинских укрытий, а не для тех, кто принимает эти реформы? Ведь ни один министерский ребенок не учится быть слесарем и составлять НМТ. Возможно, потому, что их родители хорошо знают реальное состояние украинских мастерских, уровень преподавания и тот факт, что реформа без инструментов и преподавателей остается только экспериментом.
Идея интеграции технических профессий в школы выглядит любопытно. Возможно, она сможет изменить отношение к рабочим профессиям, воспитывая уважение. Однако это уважение должно начинаться не с пустых обещаний, а с примера сверху. Потому что пока для одних плитка является «уникальной возможностью», для других это будет еще один кирпич в нагрузке. И вся эта забота о будущем детей выглядит как-то фальшиво, когда будущее одних измеряется шпателем, а других международным дипломом.