Социальная

Образовательный провал: массовый бум репетиторов среди старшеклассников

Все мы привыкли воспринимать школу как место, где дети должны получать знания и готовиться к будущему. Но что делать, если школа больше не выполняет эту функцию? Когда каждый второй старшеклассник вместо того, чтобы полагаться на школьные уроки, ищет спасение у репетиторов?

Современное образование оказалось на краю пропасти: учителя теряют авторитет, учащиеся — интерес к учебе, а школьные программы уже не способны дать то, что нужно для успешного поступления в высшие учебные заведения. Как так получилось, что школьное образование больше не гарантирует знаний, а только создает дополнительный стресс? Почему репетиторство стало не выбором, а необходимостью для будущих абитуриентов?

Репетиторство как новая реальность

Несмотря на реформы от МОН, современное украинское образование переживает кризис, давно ставший очевидным для учеников, родителей и учителей. Школа, которая должна быть фундаментом будущего поколения, стремительно теряет свою роль, оказавшись в тени частных уроков с репетиторами. И это уже не об особых случаях или подготовке к олимпиадам — это массовое явление, поражающее почти каждого старшеклассника.

Для данным социологического исследования Реформа профильного среднего образования, которое провел Киевский международный институт социологии, 50% учеников 10-11 классов пользуются услугами репетиторов, чтобы улучшить качество своих знаний. 43% респондентов отметили, что необходимость дополнительных занятий вызвана тем, что обучение в школе недостаточно для успешного поступления в учебные заведения. 7% опрашиваемых занимаются с репетиторами, потому что их родители считают обучение в школе некачественной.

Массовый переход в репетиторство стал определенным приговором для школьного образования. Учителя, перегруженные большими классами, недостаточной материальной базой и бюрократией, часто не имеют возможности обеспечить качественное обучение всех учащихся. К этому следует добавить некачественное дистанционное образование в условиях войны. В результате ученик, не успевший усвоить материал на уроке или стремящийся получить высшие баллы на ВНО/НМТ, вынужден искать альтернативные пути обучения. Такой альтернативой стали репетиторы.

Частные занятия стали нормой даже для тех, кто хорошо учится в школе. Репетиторство перестало быть инструментом для подтягивания слабых учеников и превратилось в гарант для каждого, кто хочет обеспечить себе достойное будущее. Возникает вопрос: почему родители и дети больше не доверяют школе?

Одной из главных причин, почему старшеклассники обращаются к репетиторам, низкое качество преподавания в школах. Учителя вынуждены работать по устаревшим программам, некоторые из которых не отвечают современным реалиям. Отсутствие индивидуального подхода, неэффективные методы преподавания и избыточное количество подаваемого формально превращают обучение в скучную рутину.

Значительно повлияло на состояние образования полномасштабное вторжение. Большое количество учителей уехало за границу, спасаясь от войны. Сейчас сложилась такая ситуация, что зажатые в тиски бумажной рутины, непомерных требований, гнета ответственности и низкой заработной платы, оставшиеся работать в образовании учителя массово уходят из профессии. Только в одной столице сейчас насчитывается 1371 вакансия. В селах ситуация намного сложнее, и учителей катастрофически не хватает. Там один педагог вынужден вести занятия не только по своему предмету, но и по тем, специалистом по которым он не является. Конечно, это не может не отражаться на качестве образования и еще в условиях дистанционного обучения, когда не все дети имеют стабильный доступ в Интернет из-за постоянных обстрелов.

Более того, система оценивания в школах часто не отражает реальных знаний учащегося. Как следствие, школьники, чувствуя, что теряют важные знания, начинают искать дополнительные источники обучения. И это, к сожалению, не школьные учебники.

Уже ни для кого не секрет, что тесты ВНО или НМТ ежегодно нависают над учениками и учителями, как дамоклов меч. Проблема подготовки к этим тестам часто заключается в том, что школьная программа перегружена. Учащимся приходится усваивать большой объем материала в сжатые сроки, что вызывает стресс и перегрузку. Поэтому ученики не всегда успевают качественно подготовиться к экзаменам в рамках школьных занятий. Как показала практика, финансирования всегда не хватает для качественного проведения процедуры оценки, а в задачах тестов допущено множество ошибок. Абитуриенты не справляются с ними, а вокруг только и слышно, “и то учителя плохо подготовили учеников”. Так сложилось в нашем обществе, что вся вина падает на учителей.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Социальная адаптация ВПЛ: проблемы и пути государственной поддержки

В решении Комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций о результатах национального мультипредметного теста 2024 года, как приговор, отмечено, что получены участниками НМТ 2024 результаты свидетельствуют о низком качестве подготовки на базе полного общего среднего образования. По данным анализа информации директора Украинского центра оценивания качества образования о результатах составления НМТ:

  • низкий уровень знаний – 10,74% абитуриентов;
  • средний уровень знаний – 63,09% абитуриентов;
  • высокий уровень получили – 21,72% абитуриентов.

Самый низкий уровень знаний украинского языка, математики и истории продемонстрировали 4,44% школьников.

Даже, сдав тестирование и получив заветный проходной балл, бывшие школьники, учась в вузах, испытывают серьезную нехватку базовых знаний. Как отмечают преподаватели вузов, студенты не умеют анализировать информацию, критически мыслить, высказывать и обосновывать собственное мнение. Но это прямое указание на некачественное школьное образование? А, возможно, проблема в том, что между программой среднего образования и программой заведений высшей степени протянулась невероятная пропасть.

Опыт зарубежных стран в пользовании услугами репетиторов

Для данным отчета Международной исследовательско-консалтинговой группы по анализу рынка IMARC Group «Рынок частного репетиторства: прогноз на 2023-2028 гг», в 2022 году размер глобального рынка репетиторства вырос до 106,0 млрд длр США. К 2028 году прогнозируется рост рынка до 177,2 млрд длр США, что составит 8,87% в течение 2023-2028 годов. Репетиторство является распространенным явлением во многих развитых странах, хотя причины его популярности могут отличаться.

Например, Южная Корея является одной из стран, где репетиторство, особенно в так называемых хагвонах (частных академиях), стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Корейские ученики проходят через огромный стресс через строгие экзамены, такие как Сунгюнван, являющиеся аналогом ВНО. Родители инвестируют значительную сумму в дополнительное образование. Частные занятия помогают учащимся подготовиться к тестам и увеличивают шансы на поступление в престижные университеты.

Япония также имеет похожую ситуацию с «джюком» — частными учебными центрами, которые помогают детям улучшить академические знания. Репетиторство часто используется для подготовки к поступлению в престижные средние и старшие школы, а также для повышения шансов на успешную сдачу экзаменов в высшие учебные заведения. Как и в Корее, японская система образования очень конкурентна, что побуждает к массовому использованию репетиторов.

В Китае репетиторство очень распространено и часто связано с подготовкой к “гаокао” — национальному вступительному экзамену в университет. Это один из важнейших этапов в жизни китайских студентов, потому родители активно инвестируют в дополнительное образование. Репетиторство в Китае иногда занимает значительную часть времени школьников, поскольку подготовка к экзаменам является интенсивной и изнурительной.

В Соединенных Штатах услуги репетиторов популярны, но их использование не является таким системным, как в странах Восточной Азии. Основными клиентами репетиторов в США являются учащиеся, готовящиеся к SAT или ACT — тестам, влияющим на поступление в университеты. Кроме того, репетиторов нанимают для помощи в сложных предметах, с которыми учащиеся испытывают трудности. Однако, поскольку американская образовательная система более гибкая и не столь сконцентрированная на общенациональных тестах, репетиторство здесь не столь обязательно.

ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ:  Как война повлияла на медицину: SWOT-анализ и проблемы украинцев

В Великобритании репетиторство также распространено, особенно среди тех, кто готовится к поступлению в частные школы, университеты или сдаче экзаменов типа GCSE и A-level. За данным аналитических исследований The Sutton Trust, около 27% школьников Великобритании от 11 до 16 лет пользуются услугами репетиторов. Поскольку конкуренция за места в топовых школах и университетах велика, родители часто привлекают репетиторов для улучшения академических результатов. Стоимость репетиторских услуг в Великобритании может быть очень высокой, особенно для ищущих преподавателей по профильным предметам.

А вот в Германии репетиторство приобрело популярность главным образом среди учащихся, имеющих проблемы с конкретными предметами или готовящихся к важным экзаменам, таким как Abitur. Однако общая система образования в Германии обеспечивает больший уровень поддержки учащихся через государственные программы, что уменьшает потребность в частных уроках.

В отличие от многих других стран, в Финляндии репетиторство не является столь распространенным явлением. Финская система образования считается одной из лучших в мире благодаря равенству, индивидуальному подходу к учащимся и высокому качеству преподавания. Здесь учащимся не требуется дополнительной поддержки, поскольку школьная система обеспечивает необходимые условия для получения знаний непосредственно в школе.

Несмотря на разницу в подходах к репетиторству в разных странах, общая тенденция указывает на то, что в условиях высокой конкуренции и сложных вступительных экзаменов репетиторство становится частью образовательной культуры. Однако, как показывает опыт стран, таких как Финляндия, с правильной системой образования можно снизить зависимость учащихся от частных уроков.

Как видим, мы сталкиваемся с парадоксом: государство вкладывает средства в школьное образование, но сама же система образования заставляет учащихся обращаться к частным учителям. Это рождает глубокий разрыв между ожиданиями общества и реальностью, в которой школа уже не является главным источником знаний.

Может ли система измениться? Конечно. Но это требует серьезных действительно действенных реформ, на которые, к сожалению, не способен МОН. Анонсированное им 12-летнее образование ничего не изменит в этом направлении. Необходимо повысить качество учебных программ, обеспечить учителям достойную оплату и возможности развития, а также уменьшить бюрократическое давление. Только тогда школа снова может стать местом, где ученики получают знания, а не просто ходят «отсиживать уроки». Если школа не вернет себе роль основного источника знаний, мы рискуем потерять целое поколение учащихся, для которых школьное образование останется простой формальностью, а настоящая подготовка к жизни будет проходить за пределами классных комнат.

Массовый переход старшеклассников к репетиторам – это тревожный звонок для всего общества. Если школа больше не способна быть источником качественного образования, ожидающего последующих поколений? Мы рискуем утратить веру в систему, где каждый ребенок имеет равные возможности для обучения и самореализации. Школьные стены постепенно превращаются в формальность, а настоящие знания приобретаются вне них — в частных классах, за деньги, доступные далеко не всем. Это кризис, который нельзя игнорировать. Если не начать действовать сейчас, через несколько лет школьное образование окончательно утратит свой смысл. И тогда вопрос будет не в том, кто учится с репетитором, а в том, останутся ли те, кто верит в школьную учебу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button